N 88-21874/2022
13.10.2022 г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Крамаренко Т.М, рассмотрев единолично кассационную жалобу Коренченко А.А. на решение мирового судьи судебного участка N114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 17.01.2022 и апелляционное определение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 05.07.2022 по гражданскому делу N 2-54/2022 по иску ООО "ЭкоСтройРесурс" к Коренченко А.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО.
УСТАНОВИЛА:
ООО "ЭкоСтройРесурс" обратилось в суд с иском к Коренченко А.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, в обоснование требований указав, что истец по результатам конкурсного отбора и в последствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. Приказом Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2020 N 95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме 598, 16 руб./куб.м. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв.м общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0, 091 куб.м в год. Сумма ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории вышеуказанных городских округов в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах рассчитывается по формуле: единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0, 091 куб.м) х предельный тариф (598, 16 руб./куб.м)/12 (количество месяцев в году). Ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение, общей площадью 285, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для ответчика составляет 1 296 руб. 86 коп. С 01.01.2019 истец принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. В адрес ответчика региональным оператором были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг. Однако обязательство по оплате оказанных истцом услуг за период с 01.01.2019 по 31.07.2020 не было исполнено ответчиком, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, которая составляет 24 640 руб. 34 коп. На основании заявления истца мировым судьей судебного участка N 114 Центрального судебного района г..Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ от 30.10.2020 о взыскании с ответчика вышеуказанной задолженности. Ответчиком поданы возражения на судебный приказ. Определением и.о. мирового судьи судебного участка N 114 Центрального судебного района г..Тольятти Самарской области от 01.12.2020 судебный приказ отменен на основании возражений ответчика.
Решением мирового судьи судебного участка N114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 17.01.2022, оставленным без изменения апелляционным определением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 05.07.2022, исковые требования "ЭкоСтройРесурс" к Коренченко А.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с нарушениями норм материального и процессуального права.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанцией, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что что 01.11.2018 в целях организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО "ЭкоСтройРесурс" заключено Соглашение "Об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области".
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018 первоначально установлен единый предельный тариф на услугу регионального оператора ООО "ЭкоСтройРесурс" по обращению с ТКО для населения: в размере 598, 16 руб. на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 и в размере 619, 32 руб. на период с 01.07.2019 по 31.12.2019.
Впоследствии приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019 указанный тариф для населения на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 был изменен и составил 598, 16 руб.
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 781 от 19.12.2019 на период 2020 года оказания населению услуг регионального оператора ООО "ЭкоСтройРесурс" утвержден тариф в размере 598, 16 руб.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв.м общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (0, 091 куб. метров в год) утвержден Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 1023 от 29.12.2018, принятым в рамках полномочий органа государственной власти Самарской области, предусмотренных п. 4.1 Постановления Правительства РФ N 857 от 27.08.2012.
Приказ N 1023 от 29.12.2018 также опубликован на официальном портале (сайте) Правительства Самарской области в сети Интернет (www.pravo.samregion.ru), а также в официальном печатном издании Правительства Самарской области - "Волжская коммуна" (N 2 (30585) и распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2019.
Коренченко А.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
С 01.01.2019 истец приступил к оказанию услуги по обращению с ТКО: принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение. Направленные истцом в адрес ответчиков платежные документы на оплату оказанных услуг оплачены не были.
Согласно представленному истцом расчету за период с января 2019 по июль 2020 за ответчиком образовалась задолженность в размере 24 640 руб. 34 коп, что усматривается из карточки расчетов.
Рассматривая спор по существу, суд первый инстанции руководствуясь статьей 15, частью 4 статьи 154, статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), исходил из того, что истец оказывает ответчику услугу по вывозу ТКО, при этом ответчик не исполнил обязанность по внесению платы за оказанную истцом услугу. В этой связи суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности по оплате оказанной услуги в заявленном размере, признав расчет верным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе заявитель утверждает, что он в спорный период времени не проживал по адресу: "адрес", домовладение в указанный период времени им не использовалось, ввиду чего он не пользовался услугами истца по обращению с ТКО.
Шестой кассационный суд общей юрисдикции отмечает, что указанные возражения ответчика являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции. Суды пришли к выводу о том, что порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в зависимости от площади такого жилого помещения, ни Правилами N 354, ни иными нормативными актами не предусмотрен.
Выводы судов нижестоящих инстанций являются правомерными, основанными на нормах действующего законодательства.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей названного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7).
Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребитель обязан оплачивать как собственник помещения, в котором не проживает, ни Правилами N 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Услуги по вывозу ТКО оказываются собственникам помещений независимо от проживания в них граждан. Доказательств заключения истцом самостоятельного договора на вывоз мусора в материалах дела не имеется.
В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Предусматривая порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, Правила в пункте 93 устанавливают открытый перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, которые прилагаются к заявлению о перерасчете.
Пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При этом, ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения (пункт 56(2) Правил).
С учетом изложенного неиспользование собственником жилого помещения (непроживание в данном помещении) не является временным отсутствием потребителя, применяемым в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения ответчика как собственника жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Фактически изложенные в кассационной жалобе доводы ответчика основаны на ошибочном толковании норм материального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных нижестоящими судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 17.01.2022 и апелляционное определение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 05.07.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Коренченко А.А. - без удовлетворения.
Судья Крамаренко Т.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.