Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Крыгиной Е.В, судей Крамаренко Т.М, Прокаевой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ковалевой И.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 03.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18.06.2022 по гражданскому делу N N 2-162/22 по иску Ковалевой И.А. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об исключении из состава специализированного /служебного/ жилого помещения, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, об обязании заключить договор социального найма на жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Крамаренко Т.М, пояснения представителя Ковалевой И.А. - Страхова В.В, действующего на основании доверенности от 12.10.2022, выданной сроком на 5 лет, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковалева И.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об исключении из состава специализированного (служебного) жилищного фонда жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу "адрес", признании за ней право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма, обязании Департамента управления имуществом г.о.Самара заключить договор социального найма данного жилого помещения с Ковалевой И.А, ссылаясь на следующее. 24.12.1999 она, ее муж ФИО1 сын ФИО2 были вселены в указанную квартиру на основании служебного ордера N447 серия "Г" от 24.12.1999. 17.01.2000 с ними был заключен бессрочный договор социального найма. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. Истец в бесплатной приватизации жилья не участвовала, строений и жилья в собственности у нее нет. Согласно выписки из ЕГРН квартира не является специализированным жилищным фондом, является муниципальной собственностью. Истец обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с просьбой внести изменения в указанный договор социального найма после смерти супруга. ДД.ММ.ГГГГ письмом за N N в удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что квартира относится к специализированному жилищному фонду.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 03.02.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18.06.2022, исковые требования Ковалевой И.А. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об исключении из состава специализированного служебного жилого помещения, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, об обязании заключить договор социального найма на жилое помещение оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений, указывается на нарушение судами норм материального и процессуального права при их вынесении.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
В судебном заседании представитель Ковалевой И.А. - Страхов В.В. доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвовавшие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако указанных нарушений судом первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, объект недвижимости - квартира N, расположенный по адресу: "адрес", является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества 10.11.1997 за номером N на основании распоряжения Главы администрации г. Самары N 915-р от 10.11.1997 (л.д. 29).
Администрацией Железнодорожного района г. Самары 08.02.1999 принято постановление N 136, которым признано служебными за ПЖРТ района ряда квартир, в том числе, "адрес". Постановлено также указанные квартиры распределять под семейный подряд (л.д. 135-138).
24.12.1999 постановлением Администрации Железнодорожного района г. Самары N 1696 Ковалеву Ю.И. на семью из 5 человек выделена служебная "адрес". В обоснование выделения служебного жилого помещения указано, что ФИО1 работает слесарем-сантехником в ЖЭУ-22 по методу семейного подряда согласно договору от 15.12.1998 (л.д. 50-52).
На указанный период времени истец Ковалева (Коренькова) И.А. работала дворником, а ее супруг ФИО1 - слесарем-сантехником в ЖЭУ-22 (ЗАО "Производственный жилищно-ремонтный трест Железнодорожного района") (л.д. 73-111).
Действительно, с ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (бригадир), Кореньковой И.А. (член бригады) и ЗАО "Производственный жилищно-ремонтный трест Железнодорожного района") было заключено трудовое соглашение (договор) о семейном (бригадном) подряде на техническое обслуживание и санитарное содержание жилого дома по адресу: "адрес" (л.д. 165-168).
17.01.2000 на основании служебного ордера N449 серия "Г" от 24.12.1999, выданного Администрацией Железнодорожного района г. Самара, между ДЕЗ (Дирекция единого заказчика) от лица наймодателя и ФИО1 от лица Нанимателя был заключен договор N 5679 социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда на "адрес" (л.д. 169-174).
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Ковалева (Коренькова) И.А. с 22.01.2000 зарегистрирована в "адрес" согласно справки ООО "Образцовое содержание жилья" (л.д. 22). Лицевой счет открыт на ФИО1 (л.д. 23).
Согласно технического паспорта на квартиру общая площадь квартиры составляет 34, 2 кв.м, общая с учетом прочей 37, 4 кв.м, жилая 15, 4 кв.м (л.д.24-28).
Письмом от 13.07.2021 N 15-07-25/29161 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал Ковалевой И.А в исключении вышеуказанного жилого помещения из состава служебного жилого помещения и заключении договора социального найма (л.д. 36-37).
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды пришли к выводу, что договор найма заключен на основании ордера, выданного на служебное жилое помещение, статус служебного жилого помещения не утрачен до настоящего времени, решения об исключении из категории "служебное" органом местного самоуправления в отношении спорной квартиры не принималось. Из представленных суду доказательств следует, что истица и ее супруг при предоставлении данной квартиры имели право на предоставление только служебного жилого помещения, которое им и было предоставлено. Статус служебного помещения данная квартира имела еще до ее предоставления и вселения семьи ФИО1 и являлась муниципальной собственностью до ее предоставления, в связи с чем ссылка истицы на статью 7 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является необоснованной.
Согласно доводам кассационной жалобы и пояснений представителя заявителя в судебном заседании, при подписании договора социального найма от 17.01.2000 статус "служебного" жилого помещения в отношении спорной квартиры был утрачен. С 2000 года истец использует спорную квартиру как предоставленную по договору социального найма. Требований о выселении не заявлялось. В ЕГРН также отсутствуют сведения о том, что спорная квартира относится к специализированному жилищному фонду. В рассматриваемом случае подлежит применению статья 7 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Проанализировав доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит их несостоятельными в силу следующего.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, и утратившего силу с 01.03.2005) жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.
Согласно статье 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда:
1) руководят подведомственным жилищным хозяйством;
2) обеспечивают сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении;
3) осуществляют государственный учет жилищного фонда на территории района, города, поселка, сельсовета, а также государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
4) распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении;
5) решают другие вопросы в области использования и сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР (статья 15 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии с пунктом 3 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие эти объекты, отнесены к муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как следует из материалов дела с момента ввода спорного дома в эксплуатацию, он находился в ведении местных органов власти. Спорная квартира не передавалась в хозяйственное ведение или оперативное управление каким-либо организациям, учреждениям, в том числе ЗАО "Производственный жилищно-ремонтный трест Железнодорожного района" (ЖЭУ-22), в котором работали истица и ее супруг на момент предоставления квартиры по служебному ордеру.
Как было указано выше, согласно выписки из реестра "адрес" является муниципальной собственностью г.о. Самара, включена в реестр муниципального имущества 10.11.1997 за номером N на основании Распоряжения Главы администрации г.Самары N915-р от 10.11.1997, то есть передача в муниципальную собственность спорного жилого помещения состоялась до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Собственник спорного имущества до настоящего времени не изменился.
Исходя из положений статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 01.03.2005, жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; 8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Сведений об исключении спорного жилого помещения из реестра специализированных жилых помещений в материалы дела не представлено.
Судами обеих инстанций принято во внимание, что спорное жилое помещение к моменту разрешения спора не утратило статус служебного, в связи с чем вывод судов об отсутствии оснований для заключения договора социального найма с Ковалевой И.А. является верным. Оснований не согласиться с приведенными в судебных постановлениях выводами судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит.
Доводы заявителя об утрате статуса служебного жилого помещения и применения к данным правоотношениям положений части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" являются несостоятельными.
Так, согласно положениям части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Применение положений статьи 7 названного выше Закона возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.
Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 21), разъяснил следующее.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Вместе с тем, при рассмотрении дела установлено, что спорная квартира не принадлежала какому-либо предприятию, учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе ЗАО "Производственный жилищно-ремонтный трест Железнодорожного района" (ЖЭУ-22), соответственно, не передавалась из государственной собственности в ведение органов местного самоуправления, а с 1997 года находилась в муниципальной собственности. При этом, постановлением Администрации Железнодорожного района г. Самары N 1696 от 24.12.1999 предоставлено ФИО1 в качестве служебного жилого помещения на основании ордера. Именно в таком качестве ФИО1 и его супруга Ковалева И.А. и пользовались спорной квартирой с декабря 1999 года.
Выводы судов основаны на тщательной проверке и оценке представленных суду доказательств, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, ошибочны и не могут служить основанием к удовлетворению кассационной жалобы.
Каких-либо нарушений норм процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 03.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18.06.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Ковалевой И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Крыгина
Судьи Т.М. Крамаренко
Е.Д. Прокаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.