Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Агромаркет" М.А.В. на вступившие в законную силу постановление начальника ОГИБДД ОМВД России "Труновский" N18810026130001207132 от 08 ноября 2021 года, решение судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 28 декабря 2021 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 2 марта 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агромаркет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России "Труновский" N18810026130001207132 от 08 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 28 декабря 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Агромаркет" (далее также - ООО "Агромаркет", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 2 марта 2022 года состоявшиеся по делу акты изменены, назначенное наказание снижено до "данные изъяты" рублей, в остальном постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменений.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества М.А.В. просит отменить вынесенные в отношении общества акты, ссылаясь на их незаконность, и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Основанием для привлечения общества постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России "Труновский" N18810026130001207132 от 08 ноября 2021 года к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ "адрес" было остановлено принадлежащее ООО "Агромаркет" транспортное средство "данные изъяты", государственный регистрационный знак N, с прицепом марки "данные изъяты", имеющим государственный регистрационный знак N, осуществляющее перевозку опасного груза "данные изъяты" под управлением водителя М.А.В, на котором отсутствовало информационное табло оранжевого цвета о перевозке опасного груза, водитель транспортного средства не имел свидетельства ДОПОГ о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Признавая общество виновным по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо ГИБДД и судебные инстанции исходили из того, что им нарушены правила перевозки опасных грузов.
Соглашаясь с постановлением административного органа, судебные инстанции пришли к выводу, что совокупностью представленных в деле доказательств подтверждается наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Вместе с тем с законностью состоявшихся по делу судебных актов согласиться нельзя, поскольку вывод о соблюдении административным органом процедуры привлечения ООО "Агромаркет" к административной ответственности принят при непроверенных обстоятельствах дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из содержания копии протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ "адрес", представленного в материалы дела, следует, что он был составлен ДД.ММ.ГГГГ.
При этом сведений об извещении законного представителя общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N, оформленное в адрес общества, надлежащим признать нельзя, поскольку из его содержания усматривается, что законный представитель уведомляется о необходимости явки на ДД.ММ.ГГГГ для ознакомления с материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не для присутствия при составлении протокола об административном правонарушении.
Между тем необходимо учитывать, что по этой же норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в тот же период к административной ответственности привлекалось не только юридическое лицо, но и должностное лицо общества.
Более того, согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Между тем должностным лицом в день составления вышеуказанного протокола об административном правонарушении 08 ноября 2021 года вынесено постановление о назначения обществу наказания.
Вместе с тем данных об извещении законного представителя общества о месте и времени рассмотрения дела в материалах настоящего дела также не имеется.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении, который был составлен в отсутствие законного представителя общества, законному представителю общества не вручен, и рассмотрение дела об административном правонарушении в день составления протокола в данном случае является нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку юридическое лицо, законный представитель или защитник которого не принимали участие при составлении протокола, были лишены предоставленных статьей 25.1 названного кодекса и статьей 48 Конституции Российской Федерации гарантий защиты и процессуальных прав.
Невручение законному представителю общества копии протокола об административном правонарушении, при составлении которого он (или защитник) не присутствовал и не был осведомлен о том, совершение какого административного правонарушения вменено обществу, а также рассмотрение дела непосредственно после оформления протокола фактически лишило указанное лицо возможности реализовать гарантии защиты при рассмотрении дела, в том числе квалифицированно возражать относительно существа и обстоятельств вмененного административного правонарушения, представлять доказательства в подтверждение своей позиции.
Означенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела и законность вынесенного административным органом постановления.
Судебные инстанции, соглашаясь с законностью и обоснованностью постановления должностного лица о назначении наказания, не дали оценку указанным обстоятельствам.
Согласно пункту 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
При таких обстоятельствах решение судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 28 декабря 2021 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 2 марта 2022 года, подлежат отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных судебными инстанциями ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Кроме того, в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения юридического лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшиеся по делу решение судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 28 декабря 2021 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 2 марта 2022 года признаны незаконными и подлежащими отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение в невозможно, постановление начальника ОГИБДД ОМВД России "Труновский" N18810026130001207132 от 08 ноября 2021 года также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Агромаркет" М.А.В. удовлетворить.
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России "Труновский" N18810026130001207132 от 08 ноября 2021 года, решение судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 28 декабря 2021 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 2 марта 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агромаркет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Кухарев А.В.
судья краевого суда Корнушенко О.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.