Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу исполнительного директора акционерного общества "Кавминкурортресурсы" Л, Е.С. на представление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/6 от 28 июня 2021 года, на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/5 от 28 июня 2021 года, решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 14 декабря 2021 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 09 февраля 2022 года, вынесенные в отношении исполнительного директора акционерного общества "Кавминкурортресурсы" Л, Е.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. (далее также - государственный инспектор в области охраны окружающей среды, должностное лицо административного органа) N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/5 от 28 июня 2021 года исполнительный директор акционерного общества "Кавминкурортресурсы" (далее-общество) Л, Е.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Кроме того, по результатам рассмотрения данного дела об административном правонарушении государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. внесено представление N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/6 от 28 июня 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Определением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 02 августа 2021 года жалоба исполнительного директора акционерного общества "Кавминкурортресурсы" Л, Е.С. о признании незаконными и отмене постановления N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/5 от 28 июня 2021 года и представления N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/6 от 28 июня 2021 года оставлены без рассмотрения по существу.
Решением судьи Ставропольского краевого суда определение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 02 августа 2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 14 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 09 февраля 2022 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/5 от 28 июня 2021 года, представление того же должностного лица административного органа N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/6 от 28 июня 2021 года оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Л, Е.С. просит отменить постановление должностного лица административного органа, судебные акты, вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении и представление, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении с учетом приведенной правовой нормы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ч. 3 ст. 11 Закона о недрах).
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ):
загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека;
источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;
стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Согласно положениям статьи 25 Закона N 96-ФЗ: производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы (п. 1);
юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (п. 2);
сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (п. 3).
В силу положений пункта 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (абзац 1);
осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (абзац 7).
Частью 1 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями статьи 67 Закона N 7-ФЗ:
производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1);
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (пункт 2);
программа производственного экологического контроля содержит сведения, в том числе: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля (пункт 3).
Согласно Требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года N 74 (далее - Требования N 74):
программа производственного экологического контроля (далее - ППЭК) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду (абз. 1 п. 1);
раздел "Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" ППЭК должен содержать сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества); сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных (п. 4);
раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" ППЭК должен содержать сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (абзац 1 подпункта 1 пункта 6).
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года N 352 (далее - Порядок N 352).
Так, инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (п. 2 Порядка N 352).
При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные источники выбросов, загрязняющих атмосферный воздух, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду систематизируются и документируются полученные результаты (п. 3 Порядка N 352).
При проведении инвентаризации выбросов определяются: показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень загрязняющих веществ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса) (п. 5 Порядка N 352).
Из материалов дела следует, что на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 марта 2021 года N 109 и во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Трутнева Ю.П. от 02 марта 2021 года N ЮТ-П47-147с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в период с 19 марта 2021 по 15 апреля 2021 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения законодательства в области охраны недр и условий лицензионных соглашений в отношении АО "Кавминкурортресурсы", осуществляющего деятельность в регионе Кавказских Минеральных Вод.
По результатам проверки установлено, что должностным лицом - исполнительным директором АО "Кавминкурортресурсы" Л, Е.С. допущено несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (8 эпизодов), а именно:
1) не обеспечено проведение мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по рациональному использованию природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду: не организовано проведение ремонтных работ (текущий, средний, капитальный) в целях поддержания в работоспособном состоянии скважин, скважинного оборудования и надкаптажных сужений, что является нарушением части 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ;
2) не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ (газоотводных трубок, сбросных клапанов и патрубков) на Ессентукском месторождении (скважины NN 17-бис, 24-бис-1, 33-бис, 34-бис, 36-бис, 39-бис, 41-бис, 56, 57-РЭ-бис, 418-бис, 2-Э, 1-Э, 1-КМВ-бис), Пятигорском месторождении скважины NN 29, 16, 19, 24, "7-Теплый нарзан", "4-Теплый нарзан", "1-Холодный нарзан", "Красноармейская новая", "Варвациевская"), Железноводском месторождении (скважины NN 70, 69-бис, 69-бис-1, 59, 64, Южная 1, 56, 61, Славяновский, Семашко, Владимирский), Кисловодском месторождении (скважины N 5/0, 7, 12, 8-бис, 23, 1-ОП, 114-Э, 115-Э, 2-ПЭ-бис), Бештаугорском месторождениях минеральных вод (скважина N 66), Тамбуканском месторождении лечебных грязей (стоянка для автотранспорта, причал погрузочно-разгрузочных работ, в том числе швартовки плав средств, заправки плав средств, сварочные, окрасочные участки), что является нарушением п. 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08 ноября 2017 года, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018, СТВ 01242 МЭ от 08 ноября 2017 года, СТВ 01246 МЭ от 08 ноября 2017 года, СТВ 01243 МЭ от 08 ноября 2017 года, СТВ 01241 МЭ от 08 ноября 2017 года, что является нарушением пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, части 1 статьи 22 Закона N 96-ФЗ;
3) отсутствуют программы производственного экологического контроля для объектов 3 категории НВОС 07-0126-001159-П, НВОС 07-0126-001257-П, НВОС 07-0126-001260-П, НВОС 07-0126-001257-П, НВОС (Бештаугорское месторождение полезных ископаемых), НВОС N 07-0126-001258-П (Тамбуканское месторождение лечебных грязей), что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ, СТВ 01249 МЭ, СТВ 01242 МЭ, СТВ 01246 МЭ, СТВ 01243 МЭ, СТВ 01241 МЭ, что является нарушением пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, части 2, части 3, части 4 статьи 67 Закона N 7-ФЗ; пункта 1 Требований N 74;
4) не осуществляется достоверный производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха по участкам водозаборных скважин, с учётом исследований проб выбросов вредных (загрязняющих) веществ из отводных трубок, дыхательных клапанов и патрубков, обустроенных на устьевых площадках скважин, в том числе прискважинных резервуаров, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ, СТВ 01249 МЭ, СТВ 01242 МЭ, СТВ 01246 МЭ, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, части 1 статьи 67 Закона N 7-ФЗ; части 2 статьи 25 Закона N 96-ФЗ;
5) не обеспечена охрана окружающей среды водного объекта оз. Тамбукан: отсутствует ливневая канализации, что является нарушением пункта 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ (п. 84-86 фототаблицы), пункта 2, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах; пункта 7, части 15, части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации N74 ФЗ; 4.1 статьи 34 части 1, статьи 39 Закона N 7-ФЗ;
6) не обеспечена охрана окружающей среды водного объекта оз. Тамбукан: имеются протечки горюче-смазочных материалов с механизмов и оборудования на причале, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ, пункта 2, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах; статьи 34, части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ;
7) не обеспечены исчерпывающие меры по содержанию 1 зоны округа горно-санитарной охраны в соответствии с правилами: в пределах прибрежно-защитной полосы, в том числе водоохранной зоны допущено размещение объекта капитального строительства, обустроенного ливневым отведением с организованным сбросом ливневых вод в водный объект озеро Тамбукан, что является нарушением пункта 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 248 МЭ (пункт 87 фототаблицы) пункт 2, пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах; Постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", части 16 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации, статьи 34, части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ;
8) в нарушение запрета осуществляется сброс минеральных вод на рельеф местности (земельный участок в границах первого пояса зоны санитарной охраны) со скважин N 64 (Железноводское месторождение), N 66 (Центрально-Бештаугорский участок Бештаугорского месторождения), скважина N 1-КМВ-бис (Ессентукское месторождение). Отсутствует водонепроницаемый приемник для сбора и вывоза сбросных вод, что является нарушением пунктом 4.1.1 и 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01243 МЭ (пункт 83 фототаблицы), пунктов 4.1.8, 4.1.9, 4.1.10 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01242 МЭ (пункт 63 фототаблицы), пункта 4.1.3, 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ (пункт 16 фототаблицы) пункт 7, пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах; подпункт "з" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 11 февраля 2016 года N 94 "Об утверждении правил охраны подземных водных объектов", статьи 34, части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15 апреля 2021 года N 001-2021-в/А, послужили основанием для составления в отношении должностного лица 24 мая 2021 года протокола N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/5 от 28 июня 2021 года, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой, и внесения представления N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/6 от 28 июня 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Л, Е.С, будучи руководителем организации и не исполнив надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 8.1 названного Кодекса.
Доводы заявителя Л, Е.С, о том, что газоотводные трубки, сбросные клапаны и патрубки не относятся к стационарным источникам выброса вредных веществ, и проведение их инвентаризации как источников выбросов вредных веществ не требуется, являются необоснованными.
Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года N 352 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно пункту 3 Порядка при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.
Материалами дела установлено, что общество, исполнительным директором которого является Л, Е.С. осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (Ессентукский, Кисловодский, Железноводский, Пятигорский, Тамбуканский эксплуатационные участки и производственная база). При обследовании скважин на Ессентукском месторождении (скважины NN 17-бис, 24-бис-1, 33-бис, 34-бис, 36-бис, 39-бис, 41-бис, 56, 57-РЭ-бис, 418-бис, 2-Э, 1-Э, 1-КМВ-бис), Пятигорском месторождении скважины NN 29, 16, 19, 24, "7-Теплый нарзан", "4-Теплый нарзан", "1-Холодный нарзан", "Красноармейская новая", "Варвациевская"), Железноводском месторождении (скважины NN 70, 69-бис, 69-бис-1, 59, 64, Южная 1, 56, 61, Славяновский, Семашко, Владимирский), Кисловодском месторождении (скважины N 5/0, 7, 12, 8-бис, 23, 1-ОП, 114-Э, 115-Э, 2-ПЭ-бис), Бештаугорском месторождениях минеральных вод (скважина N 66), Тамбуканском месторождении лечебных грязей (стоянка для автотранспорта, причал погрузочно-разгрузочных работ, в том числе швартовки плавсредств, заправки плавсредств, сварочные, окрасочные участки), в ходе проверки выявлено, что прискважинные резервуары снабжены дыхательными трубками, газоотводными трубками с перепускными клапанами, обеспечивающими работу резервуаров и отделение спонтанного газа в атмосферный воздух. С учетом приведенных выше норм административный орган и судебные инстанции пришли к правильному выводу, что прискважинное оборудование (газоотводные трубки, сбросные клапаны и патрубки), обеспечивающее отделение спонтанного газа в атмосферный воздух, подлежит учету в качестве стационарных источников при проведении инвентаризации.
Утверждение заявителя о том, что обществом выполнены требования законодательства в области охраны окружающей среды о разработке программы производственного экологического контроля для объектов негативного воздействия на окружающую среду 1, 2 и 3 категорий опровергается материалами дела.
Пунктом 1 статьи 30 Закона об охране окружающей среды федеральный законодатель обязанность обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух возложил на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники выбросов.
Согласно статье 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
Согласно пункту 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Судебные инстанции обоснованно признали приведенный довод не исключающим виновность общества в совершении вмененного административного правонарушения, принимая при этом во внимание, что обществом разработана программа производственного экологического контроля от 2018 и 2019 годов, включающая 5 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Между тем должностным лицом административного органа было установлено, что обществом не принято мер по разработке программы производственного экологического контроля по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду в отдельности с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду (объекты Бештаугорского месторождения подземных минеральных вод).
Вместе с тем заслуживает внимание довод относительно того, что Тамбуканский эксплуатационный участок месторождения относится к 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и в соответствии с пунктом 2 статьи 67 Закона N 7-ФЗ необходимости разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля для данных категорий объектов не имеется.
Как следует из акта проверки административного органа от 15 апреля 2021 года N 001-2021-в/А, в нем указано, что Тамбуканский эксплуатационный участок месторождения относится к 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и материалы дела не содержит доказательств об отнесении его к категориям объектов, для которых предусмотрена разработка такой программы производственного экологического контроля, что оставлено без внимания, как судьи районного суда при вынесении обжалуемого акта, так и вышестоящей судебной инстанции при рассмотрении жалоб на него.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые акты подлежат изменению путем исключения из них указания на допущение обществом нарушения в виде неразработки программы производственного экологического контроля для объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Тамбуканского месторождения.
Равным образом нельзя признать обоснованными и доводы заявителя о соблюдении обществом требований законодательства в области охраны водного объекта - оз. Тамбукан. Данный довод опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, в числе которых акт проверки, протокол об административном правонарушении, где зафиксированы несоблюдение требований законодательства об охране окружающей среды обществом, допущенные на водном объекте.
В обжалуемых судебных актах отмечено, что нарушения в виде отсутствия в пределах водоохранной зоны озера Тамбукан ливневой канализации, допущения протечки горюче-смазочных материалов от грейферного погрузчика в водный объект на причале, размещения объекта капитального строительства, обустроенного ливневым отведением ливневых вод в водный объект озера Тамбукан выявлены административным органом в ходе натурного обследования территории Тамбуканского эксплуатационного участка и прибрежно-защитной полосы озера. При этом доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что обществом, исполнительным директором которого является Л, Е.С, проводились работы по обустройству ливневой канализации, и были приняты исчерпывающие меры по содержанию 1 зоны округа горно-санитарной охраны, не имеется. Устранение последствий допущенных нарушений (устранение следов загрязнения нефтепродуктами, протечек горюче-смазочных материалов на причале, установление металлических поддонов под механизмами), предоставление обществу в аренду части земельного участка общей площади заказника для использования под производственную базу для обслуживания добычи лечебной грязи, расположение объекта капитального строительства, от которого обустроено ливневое отведение с организованным сбросом вод в озеро Тамбукан на земельном участке, не находящемся в пользовании общества, не опровергают выводы, сделанные по результатам проверки и не освобождают должностное лицо АО "Кавминкурортресурсы" от административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии исполнительного директора акционерного общества "Кавминкурортресурсы" Л, Е.С. объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств основанием для отмены обжалуемых судебных актов не является.
Нарушений процессуальных норм при составлении процессуальных документов по делу не установлено.
Порядок и срок давности привлечения исполнительного директора АО "Кавминкурортресурсы" Л, Е.С. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено исполнительному директору АО "Кавминкурортресурсы" Л, Е.С. в пределах санкции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, подлежит изменению представление, внесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/6, по следующим основаниям.
Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Нормы данной статьи и главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают порядка отдельного обжалования представления по делу об административном правонарушении, неразрывно связанного с конкретным делом об административном правонарушении, оно не может быть предметом самостоятельного обжалования.
Предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением в порядке, предусмотренном главой 30 названного Кодекса.
Согласно представлению N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/ от 28 июня 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в нем отражены обстоятельства, изложенные в постановлении должностного лица административного органа о привлечении исполнительного директора АО "Кавминкурортресурсы" Л, Е.С. к административной ответственности.
Названным представлением должностному лицу АО "Кавминкурортресурсы" предложено принять меры по устранению причин и условий нарушения законодательства, в частности принять все необходимые меры со стороны руководства с целью недопущения совершения вышеизложенных правонарушений; усилить контроль за исполнением требований природоохранного законодательства, представив план мероприятий по устранению выявленных административных правонарушений в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора, и сообщить о принятых мерах в управление Росприроднадзора в течение одного месяца.
Между тем, как следует из содержания оспариваемого представления, оно среди прочих содержит указание на допущение должностным лицом АО "Кавминкурортресурсы" нарушения в виде отсутствия программы производственного экологического контроля для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Тамбуканского месторождения, которое подлежит исключению как необоснованно вмененное.
При таких обстоятельствах названное представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения подлежит изменению путем исключения из него указания на отсутствие программы производственного экологического контроля для объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, Тамбуканского месторождения.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу исполнительного директора акционерного общества "Кавминкурортресурсы" Л, Е.С. удовлетворить частично.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-108/5 от 28 июня 2021 года, решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 14 декабря 2021 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 09 февраля 2022 года, представление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. N 26в-21-001-2001-в/А/Ф-108/6 от 28 июня 2021 года, вынесенные в отношении исполнительного директора акционерного общества "Кавминкурортресурсы" Л, Е.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить указание на допущение должностным лицом акционерного общества "Кавминкурортресурсы" Л, Е.С. нарушения в виде отсутствия программы производственного экологического контроля для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Тамбуканского месторождения.
В остальной части обжалуемые акты и представление оставить без изменения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Емельянов В.А, судья краевого суда Загорская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.