Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Сундуков С.О., рассмотрев жалобу Холдарова Ж.С. на вступившее в законную силу постановление судьи Брянского районного суда Брянской области от 11 июня 2021 г. N 5-1037/2021, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Холдарова ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Брянского районного суда Брянской области от 11 июня 2021 г. (с учетом определения об исправлении описки от 14 июня 2021 г.), индивидуальный предприниматель Холдаров Ж.С. (далее - ИП) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Холдаров Ж.С. ставит вопрос об отмене судебного акта, вынесенного в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его незаконным, просит прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ИП Холдарова Ж.С. к административной ответственности) привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Примечанием к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные статьями главы 18 названного Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях этой главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Согласно примечанию к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
В силу пункта 4.2 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных данным законом и другими федеральными законами).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП Холдарова Ж.С. по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 19 марта 2021 г. данные о том, что 24 декабря 2020 г. в 16 часов 30 минут в ходе проверки законности пребывания иностранных граждан и осуществления ими трудовой деятельности было установлено, что в кафе "Чайхана Старик", расположенном по адресу: п. ФИО1 "адрес" "адрес" "адрес", ИП Холдаров Ж.С. в нарушение пункта 4.2 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ допустил (привлек) к работе гражданина республики Узбекистан Эшкобилова А.Н. без разрешения на работу либо патента для осуществления трудовой деятельности в качестве продавца-кассира.
Судья Брянского районного суда Брянской области, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, признавая их относимыми, допустимыми и достаточными, пришел к выводу о доказанности вины ИП Холдарова Ж.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом судья исходил из того, что по делу доказано, что Эшкобилов А.Н, принятый ИП Холдаровым Ж.С. на работу в кафе "Чайхана Старик" в качестве официанта, имея патент на осуществление только указанной трудовой деятельности, в нарушение статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ осуществлял трудовую деятельность в качестве продавца-кассира, то есть по профессии, не указанной в разрешении на работу, за что постановлением судьи Брянского районного суда Брянской области от 25 декабря 2020 года последний был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, доказанность вины ИП Холдарова Ж.С. в привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина Эшкобилова А.Н, имеющего патент на работу в качестве официанта, к трудовой деятельности в качестве продавца-кассира, то есть по профессии, не указанной в выданном последнему патенте, прямо основывалась на доказанности вины Эшкобилова А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, постановлением заместителя председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции 23 июля 2021 г. N 16-3516/2021, постановление судьи Брянского районного суда Брянской области от 25 декабря 2020 г. и решение судьи Брянского областного суда от 4 февраля 2021 г, вынесенные в отношении Эшкобилова А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Брянский районный суд Брянской области.
27 декабря 2021 г. Брянским районным судом Брянской области производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Эшкобилова А.Н. прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Поскольку судьей Брянского районного суда Брянской области 27 декабря 2021 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Эшкобилова А.Н. прекращено, то оснований для признания указанных в постановлении судьи Брянского районного суда Брянской области 11 июня 2021 г. выводов о доказанности вины Холдарова Ж.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из доказанности вины Эшкобилова А.Н, не имеется.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановлении судьи Брянского районного суда Брянской области от 11 июня 2021 г, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Холдарова Ж.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
жалобу Холдарова Ж.С. удовлетворить.
Постановление судьи Брянского районного суда Брянской области от 11 июня 2021 г. N 5-1037/2021, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Холдарова ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя суда С.О. Сундуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.