Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Сундуков С.О., рассмотрев жалобу Ткаченко Н.С. на постановление мирового судьи судебного участка N 160 Одинцовского судебного района Московской области от 30 декабря 2021 г. N 5-994/2021, решение судьи Одинцовского городского суда Московской области от 18 февраля 2022 г. N 12-680/2022, вынесенные в отношении Ткаченко ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 160 Одинцовского судебного района Московской области от 30 декабря 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Одинцовского городского суда Московской области от 18 февраля 2022 г, Ткаченко Н.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Ткаченко Н.С, ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными, просит производство по делу прекратить.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что лишенным права управления транспортными средствами является лицо, которому на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами (статья 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) либо в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами (статья 47 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Ткаченко Н.С. к административной ответственности по части 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о том, что он 30 декабря 2021 г. в 09 часов 10 минут около "адрес"-10 "адрес" г.о. "адрес", управлял транспортным средством марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак N, будучи лишенным права управления транспортными средствами.
Вместе с тем с состоявшимися по настоящему делу судебными актами согласиться нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу: после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано; после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (статья 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов настоящего дела следует, что постановлением мирового судьи судебного участка N 160 Одинцовского судебного района Московской области от 5 марта 2021 г. Ткаченко Н.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев (л.д. 12-17).
Указанное постановление было обжаловано Ткаченко Н.С. в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Одинцовский городской суд Московской области.
Решением судьи Одинцовского городского суда Московской области от 16 августа 2021 г. постановление мирового судьи судебного участка N 160 Одинцовского судебного района Московской области от 5 марта 2021 г, оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Таким образом, на дату совершения Ткаченко Н.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление мирового судьи судебного участка N 160 Одинцовского судебного района Московской области от 5 марта 2021 г, которым он был лишен права управления транспортными средствами, вступило в законную силу 16 августа 2021 г. (статья 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вместе с тем, постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2022 г. решение судьи Одинцовского городского суда Московской области от 16 августа 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Одинцовский городской суд Московской области. Основанием для отмены указанного решения судьи городского суда послужило допущенное при рассмотрении дела судом второй инстанции существенное процессуальное нарушение, а именно ненадлежащее извещение Ткаченко Н.С. о дате судебного заседания.
При новом рассмотрении в порядке, предусмотренном статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы Ткаченко Н.С. на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Одинцовского городского суда Московской области решением 23 июня 2022 г. оставил постановление мирового судьи судебного участка N 160 Одинцовского судебного района Московской области от 5 марта 2021 г. без изменения, а жалобу Ткаченко Н.С. без удовлетворения.
Таким образом, после рассмотрения дела судьей городского суда постановление мирового судьи судебного участка N 160 Одинцовского судебного района Московской области от 5 марта 2021 г. вступило в законную силу 23 июня 2022 г.
Учитывая вышеизложенное, по состоянию на 30 декабря 2021 г. Ткаченко Н.С. нельзя признать лицом, лишенным права управления транспортами средствами в соответствии со вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении, следовательно, оснований для привлечения Ткаченко Н.С. к административной ответственности, предусмотренной части 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами, не имеется.
Иных сведений, подтверждающих факт лишения Ткаченко Н.С. по состоянию на 30 декабря 2021 г. права управления транспортными средствами, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 160 Одинцовского судебного района Московской области от 30 декабря 2021 г. N 5-994/2021, решение судьи Одинцовского городского суда Московской области от 18 февраля 2022 г, состоявшиеся в отношении Ткаченко Н.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
жалобу Ткаченко ФИО5 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 160 Одинцовского судебного района Московской области от 30 декабря 2021 г. N 5-994/2021, решение судьи Одинцовского городского суда Московской области от 18 февраля 2022 г. N 12-680/2022, вынесенные в отношении Ткаченко ФИО6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя суда С.О. Сундуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.