Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 11 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" к Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Акционерное общество "Российский сельскохозяйственный банк" (далее - АО Россельхозбанк) обратилось в суд с названным административным иском, просило признать незаконными действия УФК по Нижегородской области по возврату исполнительного листа и обязать административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов АО Россельхозбанк путем принятия исполнительного листа серии ФС N030552297 к исполнению.
Требования мотивированы тем, что решением Тонкинского районного суда Нижегородской области от 30 июля 2021 года, вступившим в законную силу 31 августа 2021 года, по делу N 2-27/2021 с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области взыскана задолженность в размере 1 067, 82 рублей в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества, оставшегося после смерти Баскакова А.С, путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах, открытых в подразделении ПАО "Сбербанк".
Предъявленный АО Россельхозбанк в УФК по Нижегородской области исполнительный лист был возвращен уведомлением УФК по Нижегородской области от 13 сентября 2021 года N 32-04-07/04-9820 об отказе в исполнении исполнительного документа с указанием на невозможность исполнения судебных актов по делам о наследовании выморочного имущества в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Административный истец считает действия УФК по Нижегородской области по возврату исполнительного листа незаконными, поскольку основания, на которые ссылается административный ответчик, не входят в перечень оснований, установленных статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 11 мая 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной акционерным обществом "Российский Сельскохозяйственный банк" 29 августа 2022 года через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 9 сентября 2022 года, ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение. Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами судов, полагает, что судом неверно применены нормы материального и процессуального права. Указывает, что у АО Россельхозбанк отсутствуют основания для предъявления исполнительного листа в ФССП России, так как исполнительный лист о взыскании задолженности за счет бюджета бюджетной системы Российской Федерации подлежит исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации; действия УФК по Нижегородской области противоречат принципу обязательности судебного постановления, закрепленному статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На кассационную жалобу Управлением Федерального казначейства по Нижегородской области поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, что решением Тонкинского районного суда Нижегородской области от 30 июля 2021 года по делу N 2-27/2021, вступившим в законную силу 31 августа 2021 года, с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области взыскана задолженность в размере 1 067, 82 рублей в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО4, путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах, открытых в подразделении ПАО "Сбербанк" N 9042/575: на расчетном счете N, открытом ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО4; на расчетном счете N, открытом ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО4; на расчетном счете N, открытом ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО4; на расчетном счете N, открытом ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО4; на расчетном счете N, открытом ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО4; на расчетном счете N, открытом ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО4
Уведомлением УФК по Нижегородской области от 13 сентября 2021 года N 32-04-07/04-9820 исполнительный лист, выданный АО Россельхозбанк на основании решения Тонкинского районного суда Нижегородской области от 30 июля 2021 года об обращении взыскания на выморочное имущество, возвращен взыскателю (АО Россельхозбанк) в связи с тем, что судебные акты по делам о наследовании выморочного имущества не обращают взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам казенного учреждения, следовательно, статья 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации не подлежит применению.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для признания действий административного ответчика по возврату исполнительного документа незаконными не имеется, поскольку предъявленный исполнительный документ не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда, указав, что в данном случае взыскание обращено не на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а на выморочное имущество (денежные средства), находящееся на счетах умершего должника. То обстоятельство, что взыскание производится с территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области само по себе не свидетельствует об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Судебные акты по делам о наследовании выморочного имущества не исполняются в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса российской Федерации, так как не обращают взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам казенного учреждения.
Порядок взыскания денежных средств в пользу АО Россельхозбанк, установленный в решении Тонкинского районного суда Нижегородской области от 30 июля 2021 года, подлежит исполнению в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" путем обращения в службу судебных приставов.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1).
Основания для возврата взыскателю документов указаны в пункте 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в исполнительном листе должна быть указана резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств.
Статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Федеральное казначейство возложено исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судами, рассмотренный в рамках гражданского дела N 2-27/2021 спор касался взыскания задолженности за счет и в пределах стоимости перешедшего в собственность Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области выморочного имущества, при этом взыскание на средства федерального бюджета по обязательствам федерального казенного учреждения не обращались. При этом, порядок исполнения судебных актов о взыскании за счет бюджетных средств в пользу кредитора денежных средств, полученных за счет выморочного имущества, Бюджетным кодексом Российской Федерации не определен.
В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что обязательства по взысканию задолженности за счет выморочного имущества осуществляется Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таким образом, возвращение исполнительного документа взыскателю не препятствует возможности нового предъявления его к исполнению в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с изложенными выводами судов и оценкой доказательств при установленных обстоятельствах не могут быть признаны состоятельными, такие доводы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и направлены на переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями, предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к отмене судебных постановлений.
Выводы судов нижестоящих инстанций мотивированы, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 11 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.