Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Рыжова В.М, Курдюковой Н.А, с участием прокурора Воеводина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2757/2021 по иску ГУ МЧС России по Воронежской области к Семенихину Владимиру Леонидовичу о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения
по кассационной жалобе ГУ МЧС России по Воронежской области на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Рыжова В.М, объяснения представителя ГУ МЧС России по Воронежской области - Исаковой Н.Н, просившей об отмене обжалуемых судебных актов, заключение прокурора Воеводина А.В, полагавшего, что оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия
установила:
решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 августа 2021 г. в удовлетворении исковых требований ГУ МЧС России по Воронежской области к Семенихину Владимиру Леонидовичу о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22 февраля 2022 г. решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 августа 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МЧС России по Воронежской области ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, обсудив возражения Семенихина В.Л, просившего об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, возражения заместителя прокурора Воронежской области, полагавшего, что судебные постановления подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации входит в систему МЧС России, приказом МЧС России от 27.03.2020 года N 217 утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п. 12 раздела 10 Положения Главное управление осуществляет предоставление служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях государственным гражданским служащим и работникам МЧС России.
Старший прапорщик внутренней службы Семенихин В.Л. проходил службу в ФГБОУ Воронежский институт ГПС МЧС России с 1994 года по 21.12.2015 года, уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России 21.12.2015 на основании приказа ФГБОУ ВО Воронежский институт ГПС МЧС России от 21.15.2015 г. N 205-НС по п. "б" ч. 1 ст.58 (по достижении предельного возраста).
В период прохождения службы ответчик был зарегистрирован и проживал в общежитии по адресу: "адрес" с 23.04.1993 года по 17.04.2012 года, что следует из материалов жилищного дела N 2-4-5-6 том 79.
Семенихин В.Л. был признан нуждающимся в служебном жилом помещении, в связи с чем на основании решения о предоставлении служебных жилых помещений от 29.02.2012 г. N 3 ему предоставлено жилое помещение в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 35, 7 кв.м на 9 этаже 12 этажного жилого дома по адресу: "адрес"
На основании договора найма служебного жилого помещения от 09.04.2012 N 45, заключённого с ГУ МЧС России по Воронежской области, Семенихину В.Л. было передано во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, в виде квартиры общей площадью 35, 7 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Жилое помещение было предоставлено в связи с прохождением службы.
Согласно п. 18 договора, договор прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживающего нанимателя, с истечением срока трудового договора, с окончанием срока службы.
В случае расторжения или прекращения договора в связи с истечением срока контракта, окончания срока службы, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение, граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ (п. 19 договора найма).
Согласно акту приема-передачи от 09.04.2012 г. ГУ МЧС России по Воронежской области в лице начальника ФИО12 передало, а Семенихин В.Л. принял спорную квартиру.
На заседании комиссии по рассмотрению приоритетных направлений инвестиционно-строительной деятельности, жилищного обеспечения и эффективного использования основных фондов МЧС России от 01.04.2013 года рассматривались предложения территориальных органов и подведомственных организаций о признании права собственности на жилые помещения, включении жилых помещений жилищного фонда РФ, закрепленных за подразделениями МЧС России на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд и отнесение их к служебным жилым помещениям, исключению жилых помещений из специализированного жилищного фонда, приватизации жилого фонда МЧС России, передаче объектов недвижимости МЧС России, что подтверждается протоколом N 2 от 01.04.2013 года. Согласно приложению N 2 определены жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, закрепленные за подразделениями МЧС России на праве оперативного управления, включенные в специализированный жилищный фонд и отнесенные к служебным жилым помещениям, к числу которых отнесена спорная квартира "адрес"
На основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Воронежской области от 30.01.2013 года N 13-р прекращено право оперативного управления ГУ МЧС России по Воронежской области на жилой дом литер А, А1, А2, расположенный по адресу: "адрес" и имущество, указанное в п. 1 распоряжения, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "1ОФПС по Воронежской области".
Семенихин В.Л. с 03.02.2015 года был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 1 человек, что подтверждается выпиской из протокола N 1 заседания комиссии ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья от 29.04.2015 года.
Как следует из выписки из протокола N 7 заседания единой жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Воронежской области от 09.12.2016 года, старшему прапорщику внутренней службы в отставке Семенихину В.Л, уволенному из Государственной противопожарной службы МЧС России 21.12.2015 года, разрешено в порядке исключения проживать в служебных жилых помещениях по адресу: "адрес" находящихся в оперативном управлении ФГКУ "1 ОФП Воронежской области", до предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием жилых помещений для постоянного проживания. В списке сотрудников ФПС для получения единовременной социальной выплаты по ФГБОУ ВО Воронежский институт ГПС МЧС России Семенихин В.Л. состоит с 03.02.2015 года. Начальнику ФГКУ "1 ОФПС по Воронежской области" рекомендовано заключить с ответчиком дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения.
Дополнительным соглашением от 15.01.2018 года к договору найма служебного жилого помещения N 45 от 09.04.2012 года внесены изменения в договор найма служебного жилого помещения N 45 от 09.04.2012 г, а именно, в преамбуле договора указано "ФГКУ "1 отряд ФПС по Воронежской области" в лице начальника ФИО13 действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем Наймодатель, с одной стороны, и гражданин Семенихин В.Л, именуемый в дальнейшем Наниматель, с другой стороны, совместно именуемые в дальнейшем стороны, на основании решения единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Воронежской области от 09.12.2016 г. (протокол N 7 от 09.12.2016) заключили настоящее дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения N 45 от 09.04.2012 г.";
п. 2 договора изложен в следующей редакции: "Жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы, а после прекращения службы - в соответствии с решением единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Воронежской области от 09.12.2016";
п. 5 договора изложен в следующей редакции: "Настоящий договор заключается на время прохождения службы, а также до сохранения права нанимателя и членом его семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения";
п. 18 договора дополнен подпунктом 5 следующего содержания: "с прекращением права нанимателя и членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
На основании приказа МЧС России от 26.09.2019 года N 518 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Центральном федеральном округе" приказано ликвидировать ФГКУ "1 отряд ФПС МЧС России по Воронежской области" с установлением правопреемника ГУ МЧС России по Воронежской области.
На основании распоряжения ТУ Росимущества в Воронежской области от 06.12.2019 г. N 36-365-р, акта приёма-передачи федерального имущества в оперативное управление от 09.12.2019 N АОУ-149 за ГУ МЧС России по Воронежской области на праве оперативного управления закреплена спорная квартира, являющаяся собственностью Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.12.2019 г.
В адрес ответчика Семенихина В.Л. было направлено предупреждение от 11.12.2020 г. о выселении в срок в течение месяца с момента получения настоящего предупреждения.
Правильно определив характер спорных отношений, а также закон, подлежащий применению (статьи 92, 93, 99, 100, 102, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации), исходя из того, что ответчик Семенихин В.Л. в связи с ликвидацией 1 отряда с 01.01.2020 г. по настоящее время работает в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности мастера газодымозащитной службы 21 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Воронежской области, в связи с чем ответчик не утратил связь с МЧС России, что согласно дополнительному соглашению к договору найма служебного жилого помещения, заключенному ФГКУ "1отряд ФПС по Воронежской области", правопреемником которого является истец, с Семенихиным В.Л, договор найма заключен до сохранения права ответчика на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, которая на момент обращения ГУ МЧС России по Воронежской области с иском и вынесения судом решения Семенихину В.Л. не предоставлена, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания дополнительного соглашения ничтожным и удовлетворения исковых требований о выселении ответчика из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.
Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
По делу бесспорно установлено, что на основании дополнительного соглашения к договору найма служебного жилого помещения срок использования данного помещения ответчиком продлен и ограничен датой прекращения права на единовременную социальную выплату (получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения).
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на законность состоявшихся по делу судебных актов, основаны на неправильном толковании кассатором норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств.
Суд кассационной инстанции учитывает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы процессуального права нарушены не были. Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу о том, что доводы заявителя кассационной жалобы по настоящему делу не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МЧС России по Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.