Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, с участием прокурора Юнусовой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 10 октября 2022 года гражданское дело по иску Казакова Сергея Ивановича к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области, Федеральному казенному учреждению исправительной колонии N2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области об обязании предоставить ортопедическую обувь и вернуть незаконно удержанные денежные средства, взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказания России
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 14 апреля 2022 года по гражданскому делу N 33-838/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
Казаков С.И. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания России (далее по тексту - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области (далее по тексту - УФСИН России по Орловской области), Федеральному казенному учреждению исправительной колонии N2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области (далее по тексту - ФКУ ИК N2 УФСИН России по Орловской области) об обязании предоставить ортопедическую обувь и вернуть незаконно удержанные денежные средства, взыскании компенсации морального вреда.
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 10 января 2022 года исковые требования Казакова С.И. удовлетворены частично: на ФКУ ИК N2 УФСИН России по Орловской области возложена обязанность обеспечить Казакова С.И. ортопедической обувью в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований Казакова С.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 14 апреля 2022 года по правилам суда первой инстанции решение Ливенского районного суда Орловской области от 10 января 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Казакова С.И. удовлетворены частично: на ФКУ ИК N2 УФСИН России по Орловской области возложена обязанность обеспечить Казакова С.И. ортопедической обувью в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Казакова С.И. взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной кассационной жалобе ФСИН России просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие нарушения прав истца по обеспечению средствами реабилитации, отсутствие вины ФСИН России по обеспечению истца средствами реабилитации, так как отсутствовали денежные средства и заключать государственный контракт на обеспечение техническими средствами реабилитации Казакова С.И. не имелось возможности.
Заслушав доклад судьи, выслушав заключение прокурора, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом, осужденный Казаков С.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области с 19 мая 2021 года, является инвалидом N группы по общему заболеванию, бессрочно, получает страховую пенсию по инвалидности с 21 марта 2002 года.
Ранее Казаков С.И. уже отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области с 28 июня 2010 г. по 19 октября 2018 г.
Медицинскую помощь осужденным в данном исправительном учреждении оказывают сотрудники ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России (медицинская часть N1).
Из акта медико-социальной экспертизы гражданина N278.2.57/2017, предоставленного Казаковым С.И, он имеет ограничения по состоянию здоровья, ввиду укорочения правой нижней конечности на 12 см, нуждается в реабилитационных мероприятиях, в том числе, сложной ортопедической обуви за счет средств федерального бюджета.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее - ИПРА), в отношении Казакова С.И. рекомендована индивидуальная программа N301.2.57/2017 от 30 марта 2017 г, согласно которой предусмотрены на бессрочной основе технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, а именно: трость опорная, регулируемая по высоте с устройством противоскольжения -1 шт.; обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки ? 1 шт.; обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке -1шт. После 2017 года новая ИПРА Казакову С.И. не разрабатывалась.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.05.2013 г. N 215н "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены", действовавшим на дату принятия ИПРА в отношении Казакова С.И. и последовавшими приказами от 13 февраля 2018 года N85н, 5 марта 2021 года N107н, установлено, что сроки пользования для обуви ортопедической сложной- не менее 6 месяцев для взрослых.
Отделением Фонда социального страхования Казаков С.И. был обеспечен: 1 июля 2019 года - тростью опорной -1шт.; 30 ноября 2019 года-ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке -1 пара; ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки -1 пара.
По прибытии Казакова С.И. к отбытию наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, ему была предоставлена трость опорная, что подтверждается ведомостью выдачи материальных ценностей от 3 июня 2021 г, в которой Казаков С.И. расписался.
Согласно материалам дела, 16 ноября 2021 г. Казаков С.И. письменно обратился с заявлением на имя начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области о предоставлении ему ортопедической обуви в соответствии с ИПРА.
24 ноября 2021 г. Казакову С.И. дан ответ о том, что филиалом "Медицинская часть N1" ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России 31 августа 2021 г. подготовлена заявка в ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России о потребности в лимитах бюджетных обязательств на 2021-2022 годы на приобретение, в том числе, ортопедической обуви, при поступлении которых, будет разрешен вопрос обеспечения истца обувью в соответствии с ИПРА.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В силу части 2 указанной статьи индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Согласно части 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Казакова С.И. о взыскании компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что Казаков С.И. своевременно не был обеспечен ортопедической обувью, поименованной в ИПРА, по обращению с заявлением на ее предоставление, в связи с чем, установив нарушение прав истца на получение со стороны государства поддержки и обеспечения благоприятных, не ущемляющих охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации им своих прав, в том числе, на получение технических средств реабилитации, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности, суд апелляционной инстанции взыскал с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Казакова С.И. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Поскольку данный размер компенсации отвечает требованиям разумности, соответствует степени и длительности физических и нравственных страданий истца, оснований для освобождения ответчика от компенсации морального вреда либо для снижения его размера у судебной коллегии кассационного суда не имеется.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (статей 151, 1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 г. N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе ответчика доводы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, являлись предметом исследования судебной инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении.
Ссылки ответчика в кассационной жалобе на отсутствие оснований для перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку основанием для рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции явилась необходимость привлечения в качестве третьего лица Министерства финансов Российской Федерации.
Указание в резолютивной части апелляционного определения, рассматривающего дело по правилам суда первой инстанции, на частичное удовлетворение апелляционной жалобы Казакова С.И, на законность принятого судебного акта не влияет.
Доводы кассационной жалобы ФСИН России об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, ввиду отсутствия денежных средств, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку судом установлено нарушение личных неимущественных прав истца действиями ответчика.
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки суда второй инстанций, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказания России - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.