Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, с участием прокурора Юнусовой А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании 10 октября 2022 года гражданское дело по иску Останкинского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах несовершеннолетних ФИО18, ФИО19, ФИО20 к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки в виде получения и распоряжения средствами государственного материнского (семейного) капитала
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области
на решение Мытищинского городского суда Московской области от 26 октября 2021 года по гражданскому делу N 2-5497/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 мая 2022 года по гражданскому делу N 33-14226/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения прокурора Юнусовой А.И, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Останкинский межрайонный прокурор г. Москвы в интересах несовершеннолетних ФИО21 ФИО22, ФИО23. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области (далее по тексту - ГУ- ГУ ПФР N6 по г. Москве и Московской области) о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки в виде получения и распоряжения средствами государственного материнского (семейного) капитала.
Решением Мытищинского городского суда Московской области от 26 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 мая 2022 года, исковые требования удовлетворены: восстановлено право Здоровец А.В. и Здоровец Д.А. на дополнительные меры государственной поддержки в виде получения и распоряжение средствами государственного материнского (семейного) капитала.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ- ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального права, указывая на отсутствие оснований для восстановления права на материнский капитал, поскольку истцы уже распорядились средствами материнского (семейного) капитала, купив квартиру, в которой доли на детей не были оформлены, нарушив нормы Закона N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в связи с чем, денежные средства была возвращены пенсионному органу.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Здоровец А.В. и Здоровец Д.А. имеют трех несовершеннолетних детей: ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Здоровец А.В. и Здоровец Д.А. 16 апреля 2013 года выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал N0144274, в соответствии с которым они имеют право на его получение в размере 408960 руб. 50 коп.
Здоровец А.В. и Здоровец Д.А. являясь собственниками квартиры, расположенной по адресу: "адрес", приобретенной за счет кредитных средств использовали материнский (семейный) капитал в счет погашения долга по кредитным обязательствам.
Решением ГУ- ГУПФР N6 по г. Москве и Московской области средства материнского (семейного) капитала в сумме 408960 руб. 50 коп. платежным поручением N5330 от 06.08.2013 г. перечислены на счет ОАО "Московский Кредитный Банк".
Здоровец А.В. и Здоровец Д.А. оформили нотариальное удостоверенное обязательство об исполнении п. 4 ст. 10 ФЗ от 29.12.2006 г. N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и обязались в течении 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала оформить в общую долевую собственность квартиру, расположенную по адресу: "адрес", свою и детей с определением размера долей по соглашению.
27 февраля 2015 года Здоровец А.В. и Здоровец Д.А. продали квартиру, расположенную по адресу: "адрес", погасив ипотечный кредит, без выделения в ней долей их несовершеннолетним детям и приобрели квартиру за счет ФИО4 средств, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 53, 8 м2, оформив общую долевую собственность на Здоровец А.В. и Здоровец Д.А.
Решением Останкинского районного суда г.Москвы от 15.01.2018 г. удовлетворены исковые требования Останкинского межрайонного прокурора г.Москвы к Здоровец А.В. и Здоровец Д.А. о взыскании в солидарном порядке в доход бюджета Российской Федерации в лице УПФР N6 по г. Москве и Московской области денежных средств - материнского (семейного) капитала, израсходованных на непредусмотренные законом цели.
Возврат средств материнского (семейного) капитала произведен Здоровец Д.А, супругом владельца сертификата Здоровец А.В, в доход бюджета Российской Федерации в лице УПФР N6 по г. Москве и Московской области, по платежному поручению N820876 от 31.05.2018 г. в сумме 408960 руб. 50 коп.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 указанного Закона, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе, и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года, независимо от места их жительства.
Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 7 указанного Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона; наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (часть 2 статьи 8 указанного Федерального закона).
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод, что истцы, возвратив пенсионному органу ранее полученную сумму материнского (семейного) капитала, фактически им не распорядились по целевому назначению - для улучшения жилищный условий, в связи с чем, право на него не утратили.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные ГУ- ГУПФР N 6 по г. Москве и Московской области в жалобе доводы об отсутствии оснований для восстановлении права истцов на дополнительные меры государственной поддержки в виде получения и распоряжения средствами государственного материнского (семейного) капитала, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Мытищинского городского суда Московской области от 26 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г.Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.