Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Юдиной С.В, с участием прокурора Ильина Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 11 августа 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов Сковородько И.Ф. к Военному комиссариату Брянской области о понуждении произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Сковородько И.Ф. на решение Советского районного суда города Брянска от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, заключение прокурора Ильина Ю.В, полагавшего судебные постановлены законными и обоснованными, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Брянского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Сковородько И.Ф. к Военному комиссариату Брянской области о понуждении произвести перерасчет пенсии.
Решением Советского районного суда города Брянска от 2 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 января 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Сковородько И.Ф. просит решение Советского районного суда города Брянска от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 января 2022 года отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 44 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, который составляет 80 процентов должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"), медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Денежное довольствие военных прокуроров состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (в размере до 50 процентов оклада по должности); процентной надбавки за выслугу лет (в размере, предусмотренном абзацами восемнадцатым - двадцать третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" (в размерах, предусмотренных абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих. Должностные оклады военных прокуроров устанавливаются в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона с применением коэффициента 1, 5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Оклад по должности, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, учитываемые для исчисления пенсий военных прокуроров и членов их семей, индексируются в порядке, установленном абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Пенсионное обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры, уволенных с военной службы до 1 января 2017 года, и членов их семей осуществляется соответственно Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы в органах военной прокуратуры после 1 января 2017 года, и членов их семей осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях, и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 49 Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанными в статье 1 Закона N 4468-1, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
По смыслу пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим. При этом ранее назначенные пенсии пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из суммы увеличения денежного довольствия в порядке, предусмотренном пунктами 8-10, 12 и 13 Постановления N 941.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2018 года N 206 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации" оклад по занимаемой истцом ранее должности определен в размере 62 % от оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации (далее по тексту - постановление N 206).
При этом в соответствии с пунктом 2 постановления N 206, в случае уменьшения размеров должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, в связи с вступлением в силу этого Постановления за указанными работниками сохраняются размеры должностных окладов, установленные им в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые действовали до вступления в силу этого Постановления, до приобретения ими права на должностные оклады в больших размерах на условиях, установленных этим Постановлением.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 315 "Об определении должностных окладов для исчисления пенсий в органах прокуратуры Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации", установлено, что должностные оклады, учитываемые для исчисления пенсий в органах прокуратуры лицам, уволенным со службы до 13 марта 2018 года, и членам их семей, определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 года N 206 "Об определении должностных окладов для исчисления пенсий в органах прокуратуры Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации" (пункт 1).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сковородько И.Ф. проходил военную службу по контракту в должности военного прокурора отдела надзора Сибирского военного округа.
На основании приказа врио заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора от 12 августа 2005 года N 155 "О выплате должностных окладов военным прокурорам органов военной прокуратуры" и приказа Министра обороны РФ от 3 августа 1997 года N 309 "О выплате должностных окладов военным прокурорам и следователям органов военной прокуратуры" Сковородько И.Ф. по занимаемой должности был установлен оклад в размере 64 % от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
Согласно приказу заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 25 января 2011 года N 4/лс Сковородько И.Ф. освобожден от занимаемой должности и назначен помощником военного прокурора Читинского гарнизона с сохранением размера оклада по ранее занимаемой воинской должности в размере 64 %.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2011 года Сковородько И.Ф. уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
На момент увольнения с военной службы из органов военной прокуратуры ему установлен должностной оклад в размере 64 % от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора РФ.
Сковородько И.Ф. с 1 октября 2014 года состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Брянской области, до декабря 2020 года Венным комиссариатом Брянской области пенсия выплачивалась с учетом размера его должностного оклада, установленного на день увольнения с военной службы 6 4%.
В связи с проведенной в период с 12 по 30 октября 2020 года ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" ревизией работы комиссариата Брянской области по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей, социальному обслуживанию военных пенсионеров и обязательному государственному личному страхованию военнослужащих, было установлено, что в нарушении требований статьи 49 Закона N 4468-1 от 12 февраля 1993 года, пункта 2 Постановления Правительства РФ от 1 марта 2018 года N 206 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" пенсия Сковородько И.Ф, уволенного с должности военного прокурора отдела надзора военной прокуратуры Сибирского военного округа была с 1 октября 2019 года пересмотрена из оклада по воинской должности в размере 64 % должностного оклада первого заместителя Главного прокурора РФ, проиндексированного на 4, 3% и 2%. Указанный оклад, сохраненный для исчисления пенсии Сковородько И.Ф. с 13 марта 2018 года, индексации не подлежал, а подлежал применению оклад в размере 62 % должностного оклада первого заместителя Главного прокурора РФ. Таким образом, переплата за период с 1 октября 2019 года по 30 сентября 2020 года составила 10399 руб. 04 коп.
После проведенной проверки Военным комиссариатом Брянской области размер пенсии Сковородько И.Ф. стал исчисляться исходя из должностного оклада в размере 62 %.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства, исходил из того, что размер пенсии истца, определенный из размера его оклада на момент увольнения, был правомерно сохранен при изменении в сторону уменьшения должностного оклада по ранее занимаемой истцом должности в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 1 марта 2018 года N 206 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при этом произведенная с 1 октября 2019 года индексация на коэффициент 1, 02, предусмотренная только в отношении военных пенсионеров из числа военных прокуроров, следователей и членов их семей, исключает определение размера пенсии истца по предложенному им варианту, поскольку в отношении должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора РФ такая индексация не производилась.
Проанализировав размер должностного оклада истца от оклада первого заместителя Генерального прокурора РФ на 1 января 2018 года относительно начала действия постановлению Правительства РФ от 12 марта 2018 года N 206 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации", суд пришел к правильному выводу о том, что истцу правомерно сохранен размер должностного оклада в сумме 18031 руб. 27 коп, перерасчет пенсии в сторону уменьшения не производился.
Суд указал на то, что, с учетом Указа Президента РФ от 13 июня 2019 года N 279 "Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации", пункта "а" части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", должностной оклад истца с 1 октября 2019 года составил сумму, меньшую, чем должностной оклад до вступления в силу постановления Правительства РФ от 1 марта 2018 года N 206 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации", в связи с чем пенсия истца должна рассчитываться из должностного оклада - 18218 руб. 63 коп, что составляет 62 %.
Суд пришел к правильному выводу о том, что размер пенсии истца, определенный исходя из размера его оклада на момент увольнения, был правомерно сохранен при изменении в сторону уменьшения должностного оклада по ранее занимаемой истцом должности (в результате изменения процентного отношения к окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 года N 206).
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Являются необоснованными доводы кассационной жалобы о допущенных судом апелляционной инстанции процессуальных нарушениях, связанных с ненадлежащим извещением истца.
В соответствии с частью 1 статьи 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки (часть 1 статьи 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По правилам пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Из материалов дела следует, что Румянцев Б.А. о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, назначенного на 20 января 2022 года, извещался почтовой связью по указанному в материалах дела адресу: город Воронеж-4, Набережная Авиастроителей, д. 28, кв. 134 (л.д. 123).
Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ N 234 от 31 июля 2014 года, вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность. По истечении установленного срока хранения неполученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено между оператором почтовой связи и пользователем.
Направленное уведомление возвращено почтовым отделением адрес суда (л.д. 124).
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд апелляционной инстанции надлежащим образом известил истца о времени и месте рассмотрения дела.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Брянска от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сковородько И.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.