Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании 10 октября 2022 года гражданское дело по иску Станкевич Ольги Алексеевны к индивидуальному предпринимателю Шевченко Олегу Алексеевичу о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда
по кассационной жалобе индивидуального предпринимателя Шевченко Олега Алексеевича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 мая 2022 года по гражданскому делу N3312635/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителя ответчика индивидуального предпринимателя Шевченко О.А. - Стулий Д.С, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Станкевич О.А. обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Шевченко О.А. (далее - ИП Шевченко О.А.) о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 20 декабря 2021 года иск Станкевич О.А. оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 мая 2022 года решение Пушкинского городского суда Московской области от 20 декабря 2021 года отменено в части отказа в признании незаконным приказа об отстранении и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула; принято по делу новое решение, которым признан незаконным приказ ИП Шевченко О.А. N CVD-07/21-QB от 16 июля 2021 года в части отстранения Станкевич О.А. от работы; с ИП Шевченко О.А. в пользу Станкевич О.А. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула с 16 июля 2021 года по 22 сентября 2021 года в размере 58325 рублей 68 копеек, компенсация морального вреда в размере 30000 рублей; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной кассационной жалобе ИП Шевченко О.А. просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанций норм материального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи, выслушав пояснения участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, 5 марта 2019 года между ИП Шевченко О.А. и Станкевич О.А. заключен трудовой договор N2 о выполнении истцом трудовых обязанностей продавца-кассира в отделе продаж ТТ "Пушкино Парк" в магазине по продаже изделий из богемского стекла.
Дополнительным соглашением от 1 августа 2019 года N1 Станкевич О.А. переведена на должность администратора в ТТ "Пушкино Парк" с окладом 19000 руб.
Дополнительным соглашением от 1 апреля 2021 года N3 Станкевич О.А. с 1 апреля 2021 года установлена полная рабочая неделя, ненормированный рабочий день с перерывом на обед 1 час, выходными по индивидуальному графику, установлен должностной оклад в размере 21500 руб.
15 июня 2021 года ИП Шевченко О.А. вынесен приказ о проведении в срок до 15 июля 2021 года для 60% работников вакцинации первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, в срок до 15 августа 2021 года - вторым компонентом вакцины в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение и предотвращение заболеваемости работников во избежание остановки производственного процесса, во исполнении Постановления Губернатора Московской области от 13 июня 2021 года, Постановлений Главного государственного санитарного врача по г. Москве.
Согласно заявлению Станкевич О.А. от 9 июля 2021 года в адрес ИП Шевченко О.А. следует, что Станкевич О.А. отказалась от проведения вакцинации.
Приказом от 16 июля 2021 года Станкевич О.А. отстранена от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период с 16 июля 2021 года до 15 августа 2021 года до момента ее прохождения с прекращением начисления заработной платы на период отстранения.
14 сентября 2021 года в адрес ИП Шевченко О.А. от Станкевич О.А. поступило заявление о расторжении трудового договора по соглашению сторон.
Приказом от 22 сентября 2021 года трудовой договор от 5 марта 2019 года, заключенный со Станкевич О.А, прекращен, на основании пункта 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Станкевич О.А, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Постановлением главного государственного санитарного врача по Московской области от 16 июня 2021 года N3, исходил из того, что истец выполняет работу, которая связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, в связи с чем, пришел к выводу, что у ИП Шевченко О.А. имелись предусмотренные законом основания для отстранения истца от работы, поскольку документы, подтверждающие прохождение профилактических прививок либо наличия медицинского отвода, представлены не были.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что выполняемая Станкевич О.А. работа в должности администратора в ТТ "Пушкино Парк" в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционным болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N825, отсутствует, а организация по роду и характеру своей деятельности не отнесена к группам работ, перечень которых определен в том же постановлении.
Кроме того, как отметила судебная коллегия Московского областного суда, ответчик, как работодатель, не имеет полномочий обязывать своих работников пройти профилактические прививки, так как профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина.
Полагал, что главные санитарные врачи регионов не вправе обязывать работодателей организовать вакцинацию сотрудников, тем более обеспечить определенный процент охвата сотрудников организаций или предприятий профилактической вакцинацией.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая незаконным приказ об отстранении Станкевич О.А. от работы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца заработной платы за период отстранения от работы с 16 июля 2021 года по 22 сентября 2021 года, компенсации морального вреда.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции не основанными на подлежащих применению нормах материального права.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе, имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 7 части 1 данной нормы трудового права работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абзац 8).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абзац 9).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" подразумевает деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абзац 2); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абзац 3).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с подпунктами 1, 4, 5 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения юридическими лицами, а также гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения, а также выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главный государственный санитарный врач при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделен полномочием выносить мотивированное постановление о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний.
В силу п. 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19 групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, местожительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваториях в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (п. 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, являющимся приложением N2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" установлены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с уровнями приоритета.
Работники организаций сферы предоставления услуг отнесены к приоритету второго уровня.
В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача по Московской области от 16 июня 2021 года N 3 указано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в частности, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отдельных сферах, в том числе, в сфере торговли.
В соответствии с пунктом 2 данного постановления на руководителей организаций, осуществляющих деятельность на территории Московской области, в сферах, установленных в пунктом 1 данного постановления, предписано в срок до 15 июля 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 августа 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60 % от общей численности работников, сотрудников.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции не принял во внимание вышеприведенные нормы, сославшись на добровольность согласия гражданина на медицинское вмешательство, неправомерность принуждения со стороны ответчика к вакцинации против новой коронавирусной инфекции, отсутствие полномочий у главных государственных санитарных врачей на указания обязательности вакцинации.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что Станкевич О.А. осуществляла трудовую деятельность на основании трудового договора у ИП Шевченко О.А. в сфере торговли, поименованной в постановлении Главного государственного санитарного врача по Московской области, от вакцинации от новой коронавирусной инфекции в установленный срок отказалась в связи с тем, что эффективность и безопасность вакцины не установлена, не представила документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний против вакцинации, оснований для удовлетворения требований истца и взыскания в ее пользу заработной платы, компенсации морального вреда, у суда апелляционной инстанции не имелось.
Таким образом, Станкевич О.А. обоснованно была отстранена работодателем от работы, истцу за период отстранения не производилось начисление заработной платы.
В связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных подпунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения, поскольку суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных в материалы дела письменных доказательств, правильно применил нормы материального права к отношениям сторон, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Станкевич О.А.
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 мая 2022 года отменить.
Решение Пушкинского городского суда Московской области от 20 декабря 2021 года оставить в силе.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.