Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу законного представителя товарищества собственников недвижимости "Харьковская-27" Самсонова В.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 21 февраля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 30 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников недвижимости "Харьковская-27",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 21 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 30 марта 2022 года, товарищество собственников недвижимости "Харьковская-27" (далее - ТСН "Харьковская-27") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей в доход государства.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, законный представитель ТСН "Харьковская-27" Самсонов В.В. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
В соответствии с ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 12 или 13 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ТСН "Харьковская-27" к административной ответственности на основании ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что юридическим лицом повторно не выполнено в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
20 апреля 2021 года государственным инспектором по пожарному надзору ТСН "Харьковская-27" выдано предписание N 40-ц/1/1 в соответствии с которым необходимо в срок до 01 декабря 2021 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в помещениях жилого дома N 27 по улице Харьковская города Тюмени установленные п. п. 23, 54 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 4.2.24 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
В установленный срок предписание N 40-ц/1/1 исполнено в части, а именно п. 4 предписания не исполнен в полном объёме: перегородки отделяющие квартиры от лестничных клеток в 1 подъезде на 3 этаже квартиры с N7 по N12, на 5 этаже квартиры N19 и N20 демонтированы; перегородки на 4 этаже квартир N 13, N14, на 6 этаже квартир N 25, N 26, на 7 этаже квартир N 31, N 32, на 8 этаже квартир с N37 по N42, на 10 этаже квартир N43, N50, на 13 этаже квартир N67, N 68 не демонтированы, что подтверждается актом проверки от 17 декабря 2021 года N177-ц.
При этом ранее постановлением мирового судьи судебного участка N3 Центрального судебного района г. Тюмени от 13 мая 2021 года ТСН "Харьковская-27" было привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 70 000 рублей, в связи с невыполнением предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, от 28 мая 2020 года N34-ц/1/1 в части невыполнения требований по устранению нарушений требований пожарной безопасности а именно: не обеспечено наличие колпаков (рассеивателей) на светильниках предусмотренной конструкцией светильника, не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, направление движения при эвакуации, эвакуационные выходы, места установки огнетушителей, не обеспечено исправное состояние системы противодымной вентиляции (4-й подъезд, 6-й этаж), не обеспечено использование дверей в лестничные клетки устройствами для самозакрывания (доводчиками) и уплотнением в притворах, не демонтированы перегородки отделяющие квартиры от лестничных клеток, в срок до 01 марта 2021 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ТСН "Харьковская-27" квалифицированы по ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что выданное ТСН "Харьковская-27" предписание содержит соответствующие требования и является исполнимым. Сведений о том, что в период до истечения срока, установленного предписанием, исполнить его не представлялось возможным по объективным причинам, юридическим лицом также не представлено и в материалах дела не имеется. При этом материалы дела не содержат сведений, подтверждающих, что ТСН "Харьковская-27" были приняты все исчерпывающие и своевременные меры для исполнения выданного предписания и устранения выявленных нарушений. Доводы об обратном, приведенные в жалобе, подлежат отклонению.
Вопреки доводам жалобы именно ТСН "Харьковская-27" является надлежащим субъектом вмененного правонарушения. В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ("О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Осуществляя полномочия по содержанию общего имущества многоквартирного дома, ТСН "Харьковская-27" является и лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на таком объекте защиты как многоквартирный дом. Соответственно, предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (в том числе в части соблюдения требований п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16.09.2020), адресовано надлежащему субъекту, несмотря на утверждения подателя жалобы об установлении перегородок собственниками помещений.
Всем доводам заявителя жалобы дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несогласие заявителя с выводами судов сводится к несогласию с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, что не является основанием для изменения (или отмены) обжалуемых судебных актов.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом при надлежащем извещении о времени и месте составления в присутствии законного представителя юридического лица, которому разъяснены его права, вручена копия протокола.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст. ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 21 февраля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 30 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников недвижимости "Харьковская-27" оставить без изменения, жалобу законного представителя товарищества собственников недвижимости "Харьковская-27" Самсонова В.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Савельева Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.