Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-53/2022 по иску Глуховой Ольги Николаевны к Администрации Невьянского городского округа о признании незаконным исключения ее из льготного списка очередности N1 на получение жилой площади и восстановлении на учете в льготном списке очередности N1 на получение жилой площади, по кассационной жалобе Глуховой Ольги Николаевны на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 28 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 мая 2022 года, Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя Глуховой О.Н. - Чесноковой Л.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Глухова О.Н. обратилась в суд с иском к администрации Невьянского городского округа о признании незаконным и отмене отказа от 25 октября 2021 года за N02-03/905 "О рассмотрении обращения"; признании незаконным и отмене пункта 2.1 приказа Управления населенными пунктами поселка Цементный N20-УКП от 27 августа 2009 года "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" об исключении из льготного списка очередности N1 на получение жилой площади Глуховой О.Н. (состав семьи 3 человека) и восстановлении на учете в льготном списке очередности N1 на получение жилой площади Глуховой О.Н. (состав семьи 3 человека).
В обоснование требований указала, что с 22 марта 2004 года ее семья была внесена в список очерёдности N1 граждан на получение жилой площади в посёлке Цементный, принятых до 01 марта 2005 года на основании решения жилищно - бытовой комиссии администрации посёлка Цементный от 15 марта 2004 года, в связи с имеющимся в семье ребенком инвалидом. Приказом Управления населёнными пунктами поселка Цементный от 27 августа 2009 года она с семьей была снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи со снятием у ребенка инвалидности с 30 сентября 2007 года. Вместе с тем о данном приказе она уведомлена не была, узнала о нем только 11 октября 2021 года, когда получила копию приказа. 12 октября 2021 года она обратилась в администрацию Невьянского городского округа с претензией об отмене приказа от 27 августа 2009 года в части снятия её семьи из трёх человек с учета нуждающихся в жилом помещении, в удовлетворении которой ответом от 03 декабря 2021 года ей было отказано, с чем она не согласна.
Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 28 января 2022 года, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 мая 2022 года, в удовлетворении исковых требований Глуховой О.Н. отказано.
В кассационной жалобе Глухова О.Н. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, полагая их незаконными.
Представитель администрации Невьянского городского округа в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителя истца, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, семья Глуховой О.Н, состоящая из трех человек, проживавшая в пос. Цементный Невьянского района Свердловской области, с 22 марта 2004 года была поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, принятых до 01 марта 2005 года по основанию обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи не более 15 квадратных метров общей площади (очередность N105 в общем списке), а также по основанию того, что семья имела ребенка-инвалида (очередность льготного списка N34).
На момент постановки на данный учет семья Глуховой О.Н. была зарегистрирована в двухкомнатной квартире по адресу: "данные изъяты" 9, общей площадью 40, 4 кв. м, в том числе жилой - 23, 50 кв. м; следовательно, на человека приходилось 13, 47 кв. м площади жилого помещения.
Основанием постановки семьи на учет в отдельный список для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке явилось то обстоятельство, что Глухов Е.А, 12 января 2000 года рождения, в период с 01 октября 2003 года по 30 сентября 2007 года был отнесен к категории ребенок-инвалид (справка серии МСЭ-2006 N0003387011).
Приказом Управления населёнными пунктами поселка Цементный от 27 августа 2009 года N20-УНП, на основании протокола заседания общественно жилищно-бытовой комиссии Управления населёнными пунктами пос. Цементный от 27 мая 2009 года N8, Глухова О.Н. исключена из списка очередности N1 на получение жилой площади в поселке Цементный, в связи с утратой оснований: снятие инвалидности у ребенка с 30 сентября 2007 года (находилась в льготном списке очередности N34 с 22 марта 2004 года).
На обращение истца от 12 октября 2021 года, администрация Невьянского городского округа в ответе от 25 октября 2021 года за N02-03/905 указала, что по состоянию на 06 апреля 2021 года номер очереди в общем списке семьи Глуховой О.Н. - 29. Документы о наличии инвалидности у "данные изъяты" после 30 сентября 2007 года отсутствуют. В связи с утратой оснований, дающих право состоять в льготном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятием инвалидности у "данные изъяты" с 30 сентября 2007 года, с учетом мнения общественной жилищной комиссии (протокол N8 от 27 мая 2009 года), в соответствии с приказом N20-УНП от 27 августа 2009 года, семья была исключена из списка N1 (льготный) на получение жилой площади в пос. Цементный, с сохранением очередности в общем списке граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых до 01 марта 2005 года. Отменить приказ N20-УНП не представляется возможным в связи с неподтверждением факта установления инвалидности у "данные изъяты"
На данный момент, семья Глуховой О.Н. продолжает состоять в общем списке граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых до 01 марта 2005 года в управлении населенными пунктами ("данные изъяты"
Согласно справке специалиста Управления населенными пунктами пос. Цементный от 20 января 2022 года за N2, Глухова О.Н. состоит в списке очередности N2 (общий) граждан, состоящих на учете на улучшение жилищных условий, номер очередности 25.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", исходил из утраты основания у истца, дающего право на внеочередное обеспечение жилым помещением - снятием инвалидности у ребенка Глуховой О.Н, в связи с чем пришел к выводу о правомерных действиях ответчика по снятию истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, обладающих правом на внеочередное обеспечение жилым помещением.
При этом, отклоняя доводы ответчика об истечение срока исковой давности для разрешения данного спора, суд первой инстанции в соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что истец о наличии оспариваемого приказа N20-УНП от 27 августа 2009 года узнала только в октябре 2021 года, после того, как обратилась к ответчику за получением копии приказа, и отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что истец могла узнать о принятом приказе ранее, в связи с чем пришел к выводу, что срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом при обращении в суд не пропущен.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции о наличии оснований у ответчика для снятия семьи Глуховой О.Н. с учета нуждающихся в жилых помещениях, обладающих правом на внеочередное обеспечение жилым помещением, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Вопреки доводам кассационной жалобы, представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, при оценке доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
По общему правилу, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие (статья 6 Жилищного кодекса Российской Федерации), соответственно, к спорным правоотношениям, подлежат применению нормы Закона Свердловской области от 04 мая 1995 года N14-ОЗ "О предоставлении жилища в Свердловской области" (утратил силу в связи с принятием Закона Свердловской области от 27 июня 2005 года N58-ОЗ "О признании утратившим силу Областного закона "О предоставлении жилища в Свердловской области"), положения Жилищного кодекса РСФСР (утратил силу с 01 марта 2005 года), а также Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии с пунктом "а" статьи 9 Закона Свердловской области от 04 мая 1995 года N14-ОЗ "О предоставлении жилища в Свердловской области" (действующего на дату принятия семьи истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), нуждающимися в предоставлении жилища на условиях найма признаются граждане, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади (учетная норма) на одного человека.
Для принятия на учет гражданин подает заявление. Заявление подписывается проживающими совместно с ним совершеннолетними членами семьи. В случае наличия у граждан нескольких квартир или комнат, занимаемых по договору аренды, найма и на праве собственности, расчет площади при принятии на учет производится, исходя из суммарного размера всех занимаемых жилых помещений (статья 13 Закона Свердловской области от 04 мая 1995 года N 14-ОЗ "О предоставлении жилища в Свердловской области").
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N901, основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются, в том числе: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 5 названных Правил инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется: по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом (пункт 3). Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидами и семьями, имеющими детей - инвалидов, подается заявление, к которому прилагаются, в том числе: копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и копия индивидуальной программы реабилитации инвалида; другие документы с учетом конкретных обстоятельств (пункт 4). Постановление утратило силу связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2018 года N 410 "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901".
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что, принимая во внимание ограниченность финансовых возможностей публичной власти, федеральный законодатель закрепил в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве общего правила, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их принятия на такой учет, тем самым, обеспечивается справедливое распределение жилых помещений из жилищного фонда социального использования (определение от 9 февраля 2017 года N 215-О, постановление от 22 января 2018 года N 4-П).
С 01 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, положения которого не предусматривают обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в первоочередном порядке.
Так, согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Вместе с тем, согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. В силу части 2 статьи 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Доводы кассационной жалобы о неприменении при рассмотрении данного спора положения части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно ненаправления в адрес истца решения о снятии с учета не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения, не могут повлечь за собой отмену оспариваемых судебных актов.
Судами установлено, что копия оспариваемого решения действительно не направлялась истцу, однако данное обстоятельство не повлияло на правильность оспариваемого решения уполномоченного органа и не лишило Глухову О.Н. права на обращения в суд за защитой нарушенного права.
Вопреки доводам кассационной жалобы о нарушении судами норм процессуального права, поскольку данный спор должен быть разрешен в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судами обеих инстанций верно определен порядок гражданского судопроизводства для рассмотрения заявленных истцом требований, поскольку заявленные Глуховой О.Н. требования направлены не только на оспаривание принятого уполномоченным органом решения, но и на возложение обязанностей включить в льготный список, которое обусловлено необходимостью защиты своих жилищных прав относительно получения жилого помещения в первоочередном порядке, связаны, в том числе, с реализацией жилищных прав на конкретное жилое помещение, влечет за собой возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей Глуховой О.Н. и членов ее семьи.
Доводы кассационной жалобы о том, что управление населенными пунктами не наделено полномочиями о снятии семьи истца с учета, поскольку отсутствует соответствующее постановление Невьянского городского округа не может явиться основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку распоряжением Главы муниципального образования Невьянский район от 31 августа 2005 года N 561-р администрация поселка Цементный в числе прочих реорганизована путем присоединения к администрации МО Невьянский район и утверждены управления и отделы по управлению населенными пунктами администрации МО Невьянский район, в том числе и Управление по управлению населенными пунктами поселка Цементный.
Таким образом, именно на Управление по управлению населенными пунктами поселка Цементный, как структурное подразделение ответчика, возложена обязанность по принятию решений, в том числе и по исключению из льготной очереди на получение жилой площади.
Доводы кассационной жалобы аналогичны правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Позиция истца проанализирована судом первой и апелляционной инстанций, мотивы, по которым ее доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Таким образом, доводы кассационной жалобы уже являлись предметом исследования и оценки судов и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, при том, что в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Невьянского городского суда Свердловской области от 28 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Глуховой Ольги Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.