Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Щербаковой Н.В. и Константиновой Ю.П, при секретаре Алексие Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-18/2022 по административному исковому заявлению Прилепского Николая Николаевича к Залегощенскому районному Совету депутатов Орловской области о признании недействующими подпункт 1.1 решения Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области от 14 июня 2017 года N 64 "Об утверждении коэффициентов категорий арендаторов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Залегощенского района Орловской области, и предоставленных в аренду без торгов" и пункт 1 приложения 2 к данному решению в редакции решения Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области от 24 декабря 2019 года N 193 "Об утверждении Порядка определения размера ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Залегощенского района Орловской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, расположенных на территории Залегощенского района Орловской области"
по апелляционной жалобе Прилепского Н.Н. на решение Орловского областного суда от 23 мая 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Константиновой Ю.П, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Саниной О.В, полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
14 июня 2017 года Залегощенским районным Советом народных депутатов Орловской области принято решение N 64 "Об утверждении коэффициентов категорий арендаторов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Залегощенского района Орловской области, и предоставленных в аренду без торгов" (далее - решение от 14 июня 2017 года N 64).
Решением Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области от 24 декабря 2019 года N 193 "Об утверждении Порядка определения размера ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Залегощенского района Орловской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, расположенных на территории Залегощенского района Орловской области" (далее - решение от 24 декабря 2019 года N 193) в решение от 14 июня 2017 года N 64 внесены изменения:
- наименование изложено в новой редакции: "Об утверждении Порядка определения размера ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Залегощенского района, предоставленные в аренду без торгов на территории Залегощенского района Орловской области, утверждении размера ставок арендной платы и коэффициентов категории арендаторов для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Залегощенского района, предоставленных в аренду без торгов, на территории Залегощенского района Орловской области";
- добавлен подпункт 1.1, согласно которому размер ставок арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Залегощенского района, предоставленных в аренду без торгов, на территории Залегощенского района Орловской области из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, составляет 3, 90 %;
- дополнено приложением 2, согласно пункту 1 которого ставка арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Залегощенского района, предоставленных в аренду без торгов, на территории Залегощенского района Орловской области в отношении земель сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства) составляет 3, 90 %.
Прилепский Н.Н, являющийся арендатором земельного участка с кадастровым номером N из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: "адрес" по договору аренды земельного участка N N от 13 ноября 2014 года, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства своих требований просил признать недействующими положения пункта 1.1 решения от 14 июня 2017 года N 64 и пункта 1 приложения 2 к данному решению в редакции решения от 24 декабря 2019 года N 193.
В обоснование заявленных требований указал, что предусмотренная оспариваемыми положениями ставка арендной платы в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не имеет экономического обоснования, в связи с чем противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (далее - Основные принципы определения арендной платы).
Решением Орловского областного суда от 23 мая 2022 года административное исковое заявление Прилепского Николая Николаевича удовлетворено: признаны недействующими со дня вступления в силу данного решения оспариваемые положения решения Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области.
Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2022 года.
Не согласившись с постановленным решением в части определения даты признания нормативного правового акта недействующим, Прилепский Н.Н. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня принятия, поскольку в период его действия были нарушены права и законные интересы административного истца.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвовавшим в деле прокурором представлены письменные возражения о их несостоятельности.
Административный истец, представители Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области, администрации Залегощенского района Орловской области, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; ходатайств об отложении рассмотрения дела не завили.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что административный истец является арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Залегощенского района Орловской области, арендная плата за пользование которым рассчитывается в соответствии с Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2014 года N 443, и решением от 14 июня 2017 года N 64 (в редакции решения от 24 декабря 2019 года N 193).
Поскольку оспариваемыми нормативными правовыми актами затрагиваются права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у административного истца права на обращение с настоящим иском в суд.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации также закрепил право органов местного самоуправления осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1 статьи 5, пункт 2 статьи 11).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На территории Орловской области порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, урегулирован постановлением Правительства Орловской области 30 декабря 2014 года N 443 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Орловской области.
Пунктом 2.4 указанного Порядка предусмотрено, что установление (изменение) размера ставок арендной платы (показатель "С") и коэффициентов категории арендаторов (показатель "Ка") осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Орловской области, уполномоченными на их определение (изменение) муниципальными правовыми актами, на территории которых расположены земельные участки, предоставляемые в аренду без торгов, из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Залегощенского районного Совета народных депутатов от 14 июня 2017 года N 64 (в редакции решения от 24 декабря 2019 года N 193) установлены ставки арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Залегощенского района, предоставленных в аренду без торгов, на территории Залегощенского района Орловской области из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, в размере 3, 90 % (показатель "С").
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом местного самоуправления в пределах предоставленной компетенции, что не оспаривается сторонами в рамках настоящего дела, как и соблюдение порядка его опубликования.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт, противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, поскольку отсутствует надлежащее экономическое обоснование ставки арендной платы "С" для земель категории сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Суд исследовал представленный в качестве доказательства соблюдения при принятии решения от 24 декабря 2019 года N 193 принципа экономической обоснованности отчет N 928-19 от 20 декабря 2019 года, подготовленный "данные изъяты" и признал, что данное экономическое обоснование не подтверждает проведения при установлении ставки арендной платы анализа и оценки доходности земельных участков соответствующей категории и вида разрешенного использования, многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализ природных условий, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности организаций, государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, предоставляемых субсидий, иных показателей, объективно отражающих возможности арендаторов, не проводился, расчетов на основе такого анализа значений, влияющих на размер арендной платы, отчет не содержит. При этом, судом установлено, что ставка арендной платы определена путем анализа рынка аренды аналогичных сельскохозяйственных земель в Тульской области, поскольку на рынке Орловской области оценщиком не установлены соответствующие предложения. Установив среднее значение арендной платы по 8 предложениям, оценщик пришел к выводу, что ставка арендной платы спорных земельных участков в Залегощенском районе Орловской области должна составлять 3, 90 %.
Установленные обстоятельства в апелляционной жалобе так же не оспариваются.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (абзац 1); если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (абзац 3).
Принимая во внимание, что Порядок определения размера ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Залегощенского района, предоставленные в аренду без торгов на территории Залегощенского района Орловской области, утверждении размера ставок арендной платы и коэффициентов категории арендаторов для таких земельных участков, утвержденный оспариваемым решением от 14 июня 2017 года N 64 (в редакции решения от 24 декабря 2019 года N 193) применялся и на его основании реализовывались права граждан и юридических лиц, формировалась доходная часть бюджета муниципального района, в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 суд обоснованно признал нормативный правовой акт недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Обстоятельств, приведенных в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, в данном случае не усматривается. Решение Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области принято уполномоченным органом, с соблюдением порядка принятия и опубликования.
По приведенным мотивам довод апелляционной жалобы административного истца о необходимости признания недействительным оспариваемый акт со дня его принятия, а не с момента вступления решения в законную силу, является несостоятельным.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского областного суда от 23 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Прилепского Н.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.