Кассационный военный суд в составе: председательствующего Сивова В.В., судей Красношапки В.Б. и Шпакова С.П., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-13/2022 по кассационной жалобе представителя заинтересованного лица -командующего войсками "данные изъяты" Волковой Александры Валентиновны на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 15 марта 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 17 июня 2022 г., принятые по административному иску "звание" Посвежинного Алексея Михайловича об оспаривании действий командира войсковой части N1, филиала N 1 федерального казенного учреждения "Управление "данные изъяты" (далее - Управления) и начальника ... финансово-расчетного пункта Управления (далее - Расчетный пункт), связанных с отказом в выплате материальной помощи.
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и суть поступивших на нее письменных возражений, суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, частично удовлетворен административный иск Посвежинного А.М.
Суд признал незаконными действия начальника... ФРП, связанные с отказом в согласовании проектов приказов командира войсковой части N1 о выплате материальной помощи Посвежинному А.М. за 2021 и 2022 год, обязал командира войсковой части N1 повторно направить в... ФРП проекты приказов о выплате Посвежинному А.М. материальной помощи за эти годы, а начальника... ФРП - повторно рассмотреть вопрос о согласовании данных проектов приказов.
В удовлетворении требования административного истца о согласовании проекта приказа о выплате ему материальной помощи за 2020 год судом отказано в связи с пропуском срока обращения в суд, а требований к начальнику Филиала N... Управления - в связи с их необоснованностью.
18 августа 2022 г. представителем командующего войсками "данные изъяты" подана кассационная жалоба, в которой выражается несогласие с указанными судебными актами, ставится вопрос об их отмене ввиду неправильного применения судами норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование этого, ссылаясь на положения Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 г. N 727 (далее - Порядок), приводит доводы аналогичные тем, которые ранее уже были предметом рассмотрения судебных инстанций. Суть их сводится к тому, что сокращение воинской должности, которую занимал административный истец, являлось достаточным основанием для того, чтобы признать его находящимся в распоряжении и по этой причине не производить ему выплату материальной помощи.
В письменных возражениях административный истец, опровергая доводы кассационной жалобы, просит об оставлении судебных постановлений без изменения.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, суд приходит к нижеследующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не имеется.
Судами установлено, что Посвежинный А.М, проходил военную службу по контракту в войсковой части N2, которая, в результате проводимых организационно-штатных мероприятий, расформирована, а занимаемая административным истцом воинская должность сокращена.
12 марта 2021 г. приказом командующего войсками "данные изъяты" N 6 Посвежинный А.М. полагается сдавшим дела и должность с 1 января 2019 г, исключен из списков личного состава войсковой части N2 19 марта 2021 г, в связи с переводом в войсковую часть N1 для производства полного расчета и увольнения с военной службы.
12 апреля 2021 г. административный истец зачислен в списки личного состава указанной воинской части с 19 марта 2021 г.
28 декабря 2020 г, 28 сентября 2021 г. и 17 января 2022 г. Посвежинный А.М. обращался к командиру войсковой части N1 с рапортами о выплате ему материальной помощи за 2020 - 2022 годы, но выплата ему не произведена, в связи с отказом Расчетного пункта в согласовании соответствующих проектов приказов командира войсковой части N1.
Разрешая при установленных обстоятельствах административное дело, суды первой и апелляционной инстанций, правильно проанализировав и применив положения статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон), статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а также пунктов 34, 35, 79, 86, 92 Порядка, пришли к обоснованному выводу о том, что Посвежинный А.М. имел право на получение материальной помощи за годы, в течение которых в отношении него приказы об освобождении от занимаемой должности и зачислении в распоряжение не издавались, а поэтому он считался проходящим военную службу на воинской должности.
Согласно пункту 86 Порядка, ежегодная материальная помощь (дополнительная материальная помощь) не выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увольняемым с военной службы по основаниям, указанным пунктах 1 - 5, 7 - 11 части 4 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат": в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), увольняемым с военной службы в конце текущего года с предоставлением им при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем году, - за год, в котором оканчивается отпуск.
Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей в силу пункта 1 статьи 43 Закона, пункта 1 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, пункта 1 Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 3733, осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.
Изложенное означает, что окончание организационно-штатных мероприятий применительно к изменению порядка обеспечения денежным довольствием, является юридически значимым обстоятельством, лишь при условии издания в установленном действующим законодательством порядке приказа об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и зачислении в распоряжение.
Поскольку судами установлено, что к моменту обращения за материальной помощью административный истец от занимаемой воинской должности освобожден не был и в распоряжение командира (начальника) не зачислен, то доводы автора кассационной жалобы о наличии у должностного лица законных оснований для отказа в производстве оспариваемой выплаты признаются несостоятельными.
Кроме того, вышеприведенные доводы, по своей сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств по мотиву несогласия с выводами судебных инстанций при тех фактических обстоятельствах, которые установлены по делу, тогда как суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также применительно к статье 328 настоящего Кодекса, должен при рассмотрении жалобы исходить из признанных и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Таким образом, принятые гарнизонным и окружным военными судами судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене этих судебных постановлений согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 15 марта 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 17 июня 2022 г, принятые по административному исковому заявлению Посвежинного Алексея Михайловича, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя командующего войсками "данные изъяты" Волковой Александры Валентиновны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 г.
Председательствующий: В.В. Сивов
Судьи: В.Б. Красношапка
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.