Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Русакова А.Е.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Сотниковой Ю.В. по доверенности Романенко С.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 26 июля 2022 года по административному делу по административному иску Сотниковой Ю.В. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственным регистраторам Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Проскуряковой В.С, Криволуцкой И.В, Щеповой Н.П. об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Сотникова Ю.В. обратилась в Ленинский районный суд г..Севастополя с административным исковым заявлением, в котором просила: признать незаконными и отменить уведомления: от 15 декабря 2021 года N о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный в многоквартирном доме по адресу: "адрес", в виде помещения 15, 17 общей площадью 16 кв. м. (далее - объект N 1); от 14 декабря 2021 года N о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный в многоквартирном доме по адресу: "адрес", в виде помещения 12 общей площадью 20, 8 кв. м (далее - объект N 2); от 15 декабря 2021 года N о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный в многоквартирном доме по адресу: "адрес", в виде помещения 13, 16 общей площадью 12 кв. м (далее - объект N 3); от 15 декабря 2021 года N о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный в многоквартирном доме по адресу: "адрес", в виде помещения 11 общей площадью 18, 5 кв. м (далее - объект N 4); от 15 декабря 2021 года N о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный в многоквартирном доме по адресу: г "адрес" в виде помещения 14 общей площадью 15, 9 кв. м (далее - объект N 5); возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: г "адрес", в виде: помещения 15, 17 общей площадью 16 кв. м, помещения 12 общей площадью 20, 8 кв. м, помещения 13, 16 общей площадью 12 кв. м, помещения 11 общей площадью 18, 5 кв. м,
помещения 14 общей площадью 15, 9 кв. м.
В обоснование административного иска Сотникова Ю.В. указала, что на основании решения Ленинского районного суда г. Севастополя от 5 июня 2019 года является собственником долей в праве общей долевой собственности в незавершенном строительством объекте в виде встроенных помещений. Определением суда от 19 мая 2021 года разъяснено вышеуказанное решение суда, согласно которому указанное решение является основанием для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости - доли в общей долевой собственности в незавершенном объекте в виде перечисленных встроенных помещений, расположенных в цокольном этаже N по "адрес". Вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Представленная Сотниковой Ю.В. для осуществления регистрационных действий документация содержала данные об объекте недвижимости и его правообладателе, об общей (фактической) площади, его характеристики, местоположение, что соответствует требованиям нормативных правовых актов.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 марта 2022 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 26 июля 2022 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 марта 2022 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 августа 2022 года, представитель Сотниковой Ю.В. по доверенности Романенко С.С. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 26 июля 2022 года и оставлении в силе решения Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 марта 2022 года. По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции применены нормы материального права, не подлежащие применению в рамках рассматриваемого спора. Обращает внимание на то, что Сотникова Ю.В. обратилась с заявлением о постановки на кадастровый учет и регистрации права как вновь образованный объект недвижимости. Ссылается на наличие судебной практики по аналогичным требованиям, которые были признаны обоснованными и удовлетворены судом. Также указывает, что Сотникова Ю.В. не относится к лицам, уполномоченным обращаться в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете многоквартирного дома с приложением технического плана такого объекта и иных необходимых документов.
Определением судьи от 13 сентября 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Представители административных ответчиков и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад, объяснения Сотниковой Ю.В. и ее представителя Дорожкина А.Д, поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из материалов дела видно, что 26 ноября 2021 года Сотникова Ю.В. обратилась в МФЦ с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объекты незавершенного строительства N 1, 2, 3, 4.
К заявлениям приложены копии договоров о совместном паевом участии в строительстве многоквартирного жилого комплекса, заключенные "данные изъяты" и Сотниковой Ю.В.; дополнительные соглашения к ним; справки о наличии пая; вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 5 июня 2019 года по гражданскому делу N, согласно которому за Сотниковой Ю.В. признано право собственности на долю в общей долевой собственности в незавершенном строительством объекте в виде встроенных помещений - спорных объектов, а также определение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 мая 2021 года, вступившее в законную силу 9 июня 2021 года, о разъяснении, что решение суда от 5 июня 2019 года является основанием для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости - доли в общей долевой собственности в незавершенном строительством объекте в виде встроенных помещений - спорных объектов.
Уведомлениями государственных регистраторов Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 14 и 15 декабря 2021 года N, N, N, N, N в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлены по тем основаниям, что представленные судебные акты не устанавливают необходимость осуществления государственного кадастрового учета заявленных объектов недвижимости; на государственный кадастровый учет не представлены технические планы. Кроме того, помещение не может быть частью объекта незавершенного строительства, сведения в Едином государственном реестре недвижимости о котором отсутствуют; также решениями суда не установлен размер доли в праве общей долевой собственности.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе об объектах незавершенного строительства.
Частью 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав приведены в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктами 5, 7 и 19 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с данным Законом.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Севастополя 5 июня 2019 года с учетом определения суда от 19 мая 2021 года подлежит безусловному исполнению и является самостоятельным основанием для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности. Суд пришел к выводу о том, что у Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя отсутствовали основания для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении спорных объектов.
С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что заявленные объекты недвижимости ранее на кадастровый учет поставлены не были, сведения о них в ЕГРН отсутствуют. Принимая во внимание, что за административным истцом решением суда признано право собственности на долю в общем имуществе в незавершенном объекте в виде помещений, а определением суда, разъясняющим порядок исполнения судебного акта, указано на необходимость постановки на кадастровый учет доли в общей долевой собственности в незавершенном строительстве объекте и заявление административного истца о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права на конкретные помещения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых решений государственного органа.
Вместе с тем судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением определенных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Законом порядке.
К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного Закона и требованиям принятых в соответствии с данным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено приведенным Законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ). В частности, согласно пункту 4 части 8 статьи 41 названного Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Согласно представленному решению суда за Сотниковой Ю.В. признано право собственности на долю в общей долевой собственности в незавершенном строительством объекте в виде встроенных помещений.
В решении Ленинского районного суда г. Севастополя от 9 июня 2020 года по делу N конкретно указано, на какие объекты признано право собственности за административным истцом, указаны их номера, площади, адрес. Также в решении указана доля Сотниковой Ю.В. в общей долевой собственности в незавершенном строительством объекте в виде встроенных помещений, а именно - 2, 22%
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а в силу пункта 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты указаны как одно из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленная административным истцом для осуществления регистрационных действий документация содержала данные об объекте недвижимости и его правообладателе, об общей (фактической) площади, его характеристики и месторасположение, что соответствует требованиям нормативных правовых актов, однако это не было учтено административным ответчиком и впоследствии судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Административный истец не относится к лицам, уполномоченным обращаться в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете многоквартирного дома с приложением технического плана такого объекта и иных необходимых документов. Предоставленные истцом сведения содержали в себе данные, необходимые для осуществления кадастрового учета и регистрации права, в связи с чем требования административного ответчика о предоставлении Сотниковой Ю.В. такого технического плана на объект незавершенного строительства (многоквартирный дом) в рассматриваемом случае являются незаконными.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 26 июля 2022 года отменить, решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 марта 2022 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 10 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.