Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой О.Н, судей Макаровой Е.В. и Якубовской Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 02.02.2022, по гражданскому делу по иску заместителя военного прокурора 201 военной прокуратуры гарнизона, воинская часть 20102 к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ по ЮВО об обязании привести здание в соответствии с требованиями жилищного, санитарного и строительного законодательства, заслушав доклад судьи Ивановой О.Н, выслушав представителя филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО по доверенности Б, А, В,, поддержавшего требований кассационной жалобы по приведенным в ней доводам, представителя ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России" по доверенности К, Е, В, поддержала требования жалобы по приведенным в ней доводам, судебная коллегия
установила:
заместитель военного прокурора 201 Военной прокуратуры гарнизона, Войсковая часть 20102 обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц с иском к ФГБУ "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу об обязании Министерства обороны Российской Федерации в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований ст.ст. 5, 7 и 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и выполнить принятые на себя обязательства по приведению здания (помещений) клуба войсковой части 27777 в соответствие с требованиям жилищного, санитарного и строительного законодательства путем выполнения текущего ремонта здания (помещений) клуба войсковой части 27777 в объеме согласно актам осмотра, а именно: цоколей, водоотводящих устройств, кровли, окон, систем отопления, систем ГВС и ХВС, сантехники, электрооборудования, вентиляции, а также установки автоматической пожарной сигнализации. В обоснование требований указано, что, 201 военной прокуратурой гарнизона, войсковая часть 20102 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства на объектах Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с приказом Минобороны России от 02.03.2017 N 155 создан филиал ФГБУ "ЦЖКУ" по ЮВО, в состав которого, в том числе, входит ЖКС N 9 с местом дислокации в н.п. Ханкала Чеченской Республики.
Положением ЖКС N 9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО предусмотрено, что названный отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также иными документами, издаваемыми Президентов Российской Федерации и Положением. В соответствии с актом от 31.03.2017 N ЖКОN3/ЮВО/3/1-73 "О приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию" клуб войсковой части 27777 передан в эксплуатацию ЖКС N 9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО. Согласно актов общего (весеннего, осеннего) осмотров от 2017-2020 годов объекта "Клуб по г..п. N 260 в/г N 13 н.п. Ханкала в/ч 27777" требуется проведение текущего ремонта цоколей, водоотводящих устройств, кровли, окон, систем отопления, систем ГВС и ХВС, сантехники, электрооборудования, вентиляции, а также установка автоматической пожарной сигнализации. Из сообщения ЖКС N 9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО следует, что указанный объект в план проведения текущего ремонта не включен, денежные средства, необходимые для ремонтных работ Минобороны России до настоящего времени не выделялись, ремонтные работы в установленным Минобороны России порядком не проведены. Поскольку оборона и безопасность относятся к сфере исключительного ведения Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ) любое противоправное посягательство на интересы, в том числе и имущественные, Вооруженных сил РФ, других федеральных органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление выше указанных функций, безусловно, должно расцениваться как направленное против Российской Федерации.
Предъявление иска о предупреждении причинения вреда обусловлено тем, что длительное непринятие мер к приведению объекта недвижимости в состояние пригодное к эксплуатации по его назначению и его эксплуатация в условиях выявленных недостатков влечет нарушение прав граждан (военнослужащих, гражданского персонала, посетителей и иных лиц) на защиту их жизни и здоровья, т.е. создает опасность причинения вреда гражданам в будущем, что недопустимо.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05.08.2021 исковые требования удовлетворены. Своим решением суд постановил:обязать ФГБУ "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу, в течение двенадцати месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований ст.ст. 5, 7 и 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и выполнить принятые на себя обязательства по приведению здания (помещений) клуба войсковой части 27777 в соответствие требованиям жилищного, санитарного и строительного законодательства путем выполнения текущего ремонта здания (помещений) клуба войсковой части 27777 в объеме согласно актам осмотра, а именно: цоколей, водоотводящих устройств, кровли, окон, систем отопления, систем ГВС и ХВС, сантехники, электрооборудования, вентиляции, а также установки автоматической пожарной сигнализации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 02.02.2022 решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05.08.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права. По мнению кассатора, судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кассатор указывает, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ не является собственником объекта- здания клуба и не является надлежащим ответчиком по делу, спорный объект недвижимого имущества является балансовой принадлежностью Минобороны России и ответственность за нарушение требований законодательства, в соответствии с действующим законодательством несет собственник имущества - Минобороны России. Кассатор указывает, что возлагая на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ осуществление капитального ремонта здания клуба N 260 суды нижестоящих инстанций не приняли во внимание, что неисполнение собственником объекта в течение длительного периода времени обязанности несения бремени содержания, принадлежащего ему имущества и передача объекта в эксплуатацию ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ не освобождает Минобороны России от обязанности по его содержанию и не свидетельствует о том, что к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ перешли в том числе обязательства по ремонту строения, не исполненные военным ведомством к моменту передачи данного имущества.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В представленном Министерством обороны Российской Федерации возражении, приобщенном к материалам дела, представитель просит кассационную жалобу ЖКС N9 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения, указывая на то, что судом первой инстанции Министерство обороны Российской Федерации было исключено из числа ответчиков, поскольку не осуществляет капитальный/текущий, косметический ремонт зданий и помещений, либо их реконструкцию. В возражении указано, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053 Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Министра обороны Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием.
При этом реализация полномочий по управлению имуществом Министерства обороны Российской Федерации возложена на Департамент имущественных отношений Минобороны России в соответствии с Положением "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 г. N110 (с учётом изменений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.11.2015 г. N708).
У Департамента имущественных отношений Минобороны России, основным направлением деятельности является использование военного имущества Министерства обороны Российской Федерации.
Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, создан для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N1082 (далее - Положение) установлено, что, являясь федеральным органом исполнительной власти, оно осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Согласно пункту 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N155 создан орган военного управления - федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
Согласно своему Уставу, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017 N 607 (далее - Устав), ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Основными целями деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053 Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Министра обороны Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием.
В представленном ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" отзыве, приобщенном к материалам дела, представитель просит рассмотреть кассационную жалобу в соответствии с действующим законодательством, указывая на то, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно- коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва) создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России. В соответствии с Уставом ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Здание "Клуб", расположенное по адресу: Чеченская Республика, г. Грозный, н.п. Ханкала, передано в эксплуатацию ЖЭ(К)О N 3 Ханкалинский филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Южному военному округу на основании акта о приеме-передаче NЖКО N 3/ЮВО/3/1-73 от 31.03.2017. Вышеуказанный акт оформлен надлежащим образом, подписан уполномоченными должностными лицами, заверен оттисками печатей принимающей и передающей сторон, а также пользователя.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, по результатам изучения доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что 201 военной прокуратурой гарнизона, войсковой части 20102 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на объектах Министерства обороны Российской Федерации.
Проверкой выявлены нарушение требований, ст.ст. 21 и 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2013 N 390, п. 5.1. Санитарно-эпидемиологические правил "Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания" СП 2.1.2.3358-16, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 мая 2016 г. N 69, Положения об организации и проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312.
Установлено, что, в соответствии с приказом Минобороны России от 02.03.2017 N155 создан филиал ФГБУ "ЦЖКУ" по ЮВО, в состав которого, в том числе, входит ЖКС N 9 с местом дислокации в н.п. Ханкала Чеченской Республики.
Клуб (дом офицеров) по г.п. N 260, находящийся по адресу: г. Грозный, нп. Ханкала, в/г N13 находится в эксплуатации (техническом обслуживании) ЖКС N 9.
Осмотром клуба (дом офицеров ЧР, г. Грозный, нп. Ханкала, в/г N13) по г.п. N260 установлено, что здание введено в эксплуатацию в 2007 г, капитальный и текущий ремонт здания не проводились (требует проведения текущего ремонта). А именно выявлено следующее.
Фасад здания.
1. Облицовку цоколя из керамогранитных керамических плиток 30*30см необходимо восстановить на 30%
2. Облицовку карниза панелями ПВХ необходимо восстановить на 30%.
3. Облицовку навеса запасного выхода панелями ПВХ необходимо восстановить на 100%
4. Отмостка здания отдельными местами разрушена, необходимо восстановить на 30%
5. Окрасить металлоконструкции - 100% продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены), 2 года BСH58-88 т.3.
Кровля.
1. Течь мягкой кровли в помещении кафе и молебельная, необходимо выполнить ремонт на - 20% продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены), 10 лет ВСН58-88 т.3
2. Отсутствует водоотводящая система кровли, необходимо установить 100%, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены), 10 лет ВСН58-88 т.3.
Отопление, горячее и холодное водоснабжение.
1. Стальные трубы Д=15-50мм имеют множественные течи, установлены хомуты, необходимо произвести замену труб отопления на - 100%, труб ГВС и ХВС на - 25% продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены), 8 лет ВСН58-88 т.3.
2. В тепловом узле заменить стальные трубы Д=80-100мм - 30%, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замень1), 8 лет ВСН58-88 т.3
3. Заменить смесители - 50% продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены), 8 лет ВСН58-88 т.3.
Канализация.
1.Заменить унитазы - 50% (сколы, трещины) продолжительность эксплуатации до капитального ремонт| (замены), 10 лет BСH58-88 т.3.
2. Выполнить ремонт арматуры смывных бачков - 4шт.
3. Заменить сифоны умывальников на ПВХ - 100%, Полы.
1. Выполнить ремонт керамических полов лестничной клетки, подсобных помещений на - 25%, электрощитовой на 100% (отслоение плитки, сколы).
2. Выполнить ремонт линолеумных полов на - 100% (разошлись швы, местами порывы), продолжительность, эксплуатации до капитального ремонта (замены), 5 лет ВСН 58-88 т.3.
3. Заменить деревянные плинтуса-100% (рассохлись, трещины).
Окна.
1.Отсутствуют оконные отливы - 100% (замокание стен внутри помещений).
Двери.
1. Необходимо выполнить подгонку деревянных дверей - 100% (рассохлись, не закрываются);
2. Заменить дверные замки-50%;
Освещение.
1. Заменить светильники ДПО 40*2, НСП на энергосберегающие светодиодные согласно ФЗ N261 от 23.11.2000г. -100%.
2. Заменить выключатели и розетки ? 100% (сколы, трещины) продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены), 5 лет ВСН58-88 т.3.
3. Выполнить ремонт электропроводки - 25%.
Внутренние отделочные работы.
1. Выполнить расчистку, обеззараживание от грибка стен и потолков - 20%.
2. Частичный ремонт штукатурки стен -* 20%.
3. Окраску стен и потолков - 100% продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены), 2 года ВСН58-88 т.3.
4. Окраску металлоконструкций - 100% продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены), 2 года ВСН58-88 т.3.
5. Окраску деревянных дверей, полов - 100% продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены), 3 года ВСН58-88 т.3.
6. ГВС, ХВС, Продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены), 4 года ВСН58-88 т.3.
Кондиционирование. Необходимо провести обслуживание и заправку кондиционеров - 100%.
Пожарная безопасность.
1. Сети внутреннего противопожарного водопровода и автоматическая установка пожарной сигнализации находятся в неисправном состоянии. Исполнительная документация на установку автоматической пожарной сигнализации отсутствует.
2. Пожарные рукава не присоединены к пожарным кранам и пожарным стволам. Установленные огнетушители находятся в неисправном состоянии и не имеют порядковый номер. Журнал учета Первичных средств пожаротушения отсутствует.
3. В подвальном помещении клуба складируется мебель, пути эвакуации на втором этаже загромождены офисной мебелью, под лестничными маршами и на лестничных площадках хранятся вещи, мебель и другие горючие материалы.
4. На дверях пожарных шкафов с внешней стороны Порядковые номера не указаны. Подвальные помещения и "проекторная" автоматической системой пожарной сигнализации не оборудовано.
Данные нарушения могут привести к негативным последствиям для жизни и здоровья неограниченного круга граждан-военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей, создают предпосылки к утрате (порче) объектов недвижимости.
Как усматривается из актов общего весеннего (осеннего) осмотров, дефектных актов за период 2017-2020, здание Клуба нуждалось в текущем ремонте.
В связи с выявлением указанных нарушений, 201 военной прокуратурой гарнизона начальнику ФГБУ "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу дано предписание об устранении нарушений закона от 02.04.2020 N 11/3590.
Как следует из ответа Командира войсковой части 27777 от 18.04.2020 N 76/1192, представление об устранении нарушений закона по проверке исполнения должностными лицами войсковой части 27777 требований законодательства о капитальном строительстве и ремонте и о пожарной безопасности, получено и рассмотрено на служебном совещании с участием подчиненных должностных лиц войсковой части и работника военной прокуратуры.
В ходе совещания командиром соединения потребовано от заместителя командира части по тылу полковника Маркова С.В. принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, указанных в представлениях, их причин и условий им способствовавших, организовать установленным порядком направление необходимых документов для проведения текущего ремонта и взять на контроль проведение указанных мероприятий.
Кроме того, командиром соединения потребовано от подчиненных должностных лиц неукоснительного выполнения требований Федеральных законов "О статусе военнослужащих", "О пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Положения об организации и проведении реконструкции ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения.
Во исполнение вышеуказанного представления полковником Марковым С.В. натравлены заявки начальнику ЖКС N 9 н.п. Ханкала о необходимости выделения материальных средств для проведения ремонта и обслуживания, а также оснащения автоматизированной пожарной сигнализацией.
За допущенные нарушения действующего законодательства заместителю командира войсковой части 27777 по тылу полковнику Маркову С.В. в соответствии со ст. 52 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации напомнено об их обязанностях и воинском долге.
Нарушения требований ст.ст. 5, 7 и 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" до настоящего времени не устранены, здание (помещения) клуба войсковой части 27777 в соответствие требованиям жилищного, санитарного и строительного законодательства не приведены, текущий ремонт здания (помещений) клуба войсковой части 27777 в объеме согласно актам осмотра, а именно: цоколей, водоотводящих устройств, кровли, окон, систем отопления, систем ГВС и ХВС, сантехники, электрооборудования, вентиляции, а также установки автоматической пожарной сигнализации - не осуществлен.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, принимая во внимание, что Министерство обороны Российской Федерации является собственником имущества, расположенного по указанному адресу, и оно находится в его хозяйственном ведении, при этом, Министерство обороны Российской Федерации возлагает на ФГБУ "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу, обязанность по сохранению и надлежащей эксплуатации вверенного ему имущества, в том числе ремонту и обслуживанию Клуба (дома офицеров) по г.п. N 260, находящегося по адресу: г. Грозный, нп. Ханкала, в/г N13, пришел к выводу, что заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку непринятие необходимых мер по приведению указанного объекта в надлежащее состояние может привести к нарушению прав граждан (военнослужащих, гражданского персонала, посетителей и иных лиц).
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился по основаниям, изложенным в апелляционном определении.
При разрешении заявленных требований, суды обоснованно руководствовались положениями статей 12, 49, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, требованиями Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы о том, что собственником спорного объекта недвижимого имущества является Министерство обороны Российской Федерации, которое длительное время не исполняло надлежащим образом обязанность по надлежащему содержанию, после чего передало объект недвижимого имущества в эксплуатацию кассатора, отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные, поскольку, судами достоверно установлено, что вопреки данным доводам Министерство обороны Российской Федерации возлагает на ФГБУ "Центральное 7 Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу обязанность по сохранению и надлежащей эксплуатации вверенного ему имущества, в том числе ремонту и обслуживанию Клуба (дома офицеров) по г.л. N 260, находящегося по адресу: г. Грозный, нп. Ханкала, в/гN13.
Кроме того, данные доводы являлись предметом проверки судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, не опровергают правильность выводов судов об установленных обстоятельствах.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Таким образом, в силу закона право определения доказательств, имеющих значение для дела, и их оценки принадлежит суду.
В силу положений статей 67, 71, 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Из буквального толкования вышеуказанных норм права следует, что суд наделен правом самостоятельно определять, какие обстоятельства имеют значение для рассмотрения дела и какой закон должен быть применен.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46, 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17.07.2007 года N566-0-0, от 18.12.2007 года N 888-0-0, от 15.07.2008 года N 465-0-0 и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
С учетом вышеизложенного, проанализировав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что изложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованы, основаны на обстоятельствах дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций на основании представленных в материалах дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания между лицами, участвующими в деле, судами нижестоящих инстанций распределено правильно, заявленный спор разрешен судами в строгом соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к возникшим правоотношениям, а иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Нарушений судами норм процессуального законодательства судебной коллегией так же не установлено.
Помимо этого, судебная коллегия считает необходимым указать, что согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" кассационный суд общей юрисдикции согласно части 3 статьи 390 ГПК РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Иная оценка кассационным судом общей юрисдикции доказательств по делу и установление новых фактов не допускаются.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 02.02.2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.