Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Макаровой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения члена семьи ветерана боевых действий, об установлении статуса ветерана боевых действий, о выдаче удостоверения члена семьи ветерана боевых действий по кассационной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО9 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании незаконным отказа от 20 февраля 2021 года в выдачи удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий - ФИО8, о признании ФИО8 ветераном боевых действий, о признании права истца на получение удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, обязать ответчика выдать истцу удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 14 сентября 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым в выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Так же суд признал ФИО8 ветераном боевых действий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", признал право истца на получение удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий ФИО8
На департамент труда и социальной защиты населения Администрации Джанкойского района Республики Крым возложена обязанность по выдаче ФИО1 удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий ФИО8
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 14 января 2022 года при подготовке дела к слушанию произведена замена третьего лица ГУ УПФР в Джанкойском районе Республики Крым на правопреемника - ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17 марта 2022 года решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 14 сентября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО9 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17 марта 2022 года, принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме, в связи с тем, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование жалобы указано на несоответствие вывода суда апелляционной инстанции о том, что материалы дела не содержат документы, подтверждающие непосредственное участие ФИО8 в боевых действиях, действительным фактам.
Возражает против вывода суда о том, что у умершего отсутствовал статус "Ветеран боевых действий", а статусы "Участник" и "Ветеран" не идентичны.
Кроме того, считает выводы суда о том, что материалы дела не содержат доказательств приобретения статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации, необъективными, в связи с тем, что умерший ФИО8 погиб ДД.ММ.ГГГГ, и не имел возможности заменить уже имеющиеся удостоверения "Участника" на "Ветеран".
Указывает, что судам апелляционной инстанции применены исключительно нормы российского законодательства, что является недопустимым, так как статус ветерана-участника боевых действий ФИО8 приобрел в период действия законодательства Украины в соответствии с пунктом 11 статьи 6 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантий их социального обеспечения".
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель третьего лица ГУ МЧС России по Республике Крым не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что ФИО1 в октябре 2020 года обратилась в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий в связи с тем, что ее сын - ФИО8 проходил службу в МЧС, ГСЧС Украины, затем в МЧС России.
В связи с неоднократным участием ФИО8 в проведении работ по обнаружению и уничтожению взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны ему, в соответствии с пунктом 11 статьи 6 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социального статуса" был установлен статус "Ветеран войны - участник боевых действий", что подтверждается выпиской из Протокола N заседания Комиссии по вопросам, связанным с установлением статуса участника боевых действий лицам рядового и начальствующего состава МЧС Украины. В соответствии с установленным статусом ФИО8 выдано удостоверение N от 1 декабря 2012 года.
Согласно данной норме Закона Украины, участниками боевых действий признаются лица, которые в составе групп пиротехнических работ (групп разминирования) привлекались к непосредственному выполнению задач по разминированию (выявлению, обезвреживанию и уничтожению) взрывоопасных предметов на территории Украины, и лица, которые на минных тральщиках участвовали в тралении боевых мин в территориальных и нейтральных водах в военное и послевоенное время.
Приказом ГСЧ Украины ФИО8 с 31 марта 2014 года уволен со службы гражданской защиты в связи с приобретением гражданства иностранного государства.
Приказом ГУ МЧС России по Республике Крым от 1 апреля 2014 года N-нс был принят на службу инженером группы подводного разминирования и специальных водолазных работ отделения пиротехнических работ службы оперативного реагирования ФГКУ "Специальный морской отряд Главного Управления МЧС России по Республике Крым".
Приказом Главного Управления МЧС России по Республике Крым от 9 декабря 2014 года N-нс ФИО8 с 4 декабря 2014 года был уволен со службы и исключен из списков личного состава в связи со смертью (свидетельство о смерти серии ГАЯ N, выданное Керченским городским отделом записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым).
Ответчик Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, рассмотрев вышеуказанное заявление, направил заявителю письменный ответ, в котором истцу разъяснен порядок обращения за удостоверением, указан перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче удостоверения, а также указан адрес территориального отдела Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, расположенный в г. Джанкой.
В январе 2021 года ФИО1 обратилась в Джанкойскую межрайонную прокуратуру с заявлением о нарушениях законодательства должностными лицами Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым при приеме ее заявления о получении удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.
При рассмотрении заявления ФИО1 прокуратурой было установлено, что в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым истец не обращалась (письменно или устно) с заявлением о получении удостоверения члена семьи погибшего (умершего) участника боевых действий, в ходе проверки не было установлено каких-либо нарушений в действиях должностных лиц.
Так же, в своем ответе от 12 февраля 2021 года прокуратура разъяснила ФИО1 о том, что в соответствии с Законом Республики Крым от 26 апреля 2018 года N 489-ЗРК/2018 "О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым в сфере социальной защиты", которым внесены изменения в подпункт "г" пункта 2 статьи 1 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 34-3PK/2014 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения Республики Крым" прием документов, учет и выдача удостоверений отдельным категориям граждан осуществляется территориальным отделом управления организации предоставления мер социальной поддержки Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, расположенном в г. Джанкой.
Далее, в январе 2021 года ФИО1 повторно обратилась в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым с жалобой на незаконные действия Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым по отказу в принятии заявления о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.
В своем ответе от 20 февраля 2021 года на вышеуказанное обращение истца ответчик - Министерство труда и социальной защиты Республики Крым указал правовые основания, порядок и условия выдачи удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.
Отказ в предоставлении ФИО1 удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий ответчик обосновал предоставлением неполного комплекта документов, что в соответствии с Административным регламентом предоставления данной государственной услуги, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 1 апреля 2019 года N 160 является основанием для отказа в предоставлении услуги.
В частности, истцом при обращении в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым к заявлению не были приложены документы, предусмотренные пунктами 18, 19 вышеуказанного Административного регламента, а именно, документы о прохождении службы или участия в соевых действиях погибшим (умершим) ветераном боевых действий, пенсионное удостоверение или справка о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца, пенсионное удостоверение в отметкой вдова (мать, отец) погибшего воина.
Также, со ссылкой на ответ из ФГКУ СМО МЧС России по Республике Крым от 12 декабря 2019 года, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым сделало вывод о том, что ФИО8 не относится к числу лиц, перечисленных в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", отнесенных к категории ветеранов боевых действий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, пришел к обоснованному выводу о том, что документов о непосредственном участии ФИО8 в боевых действиях, выданных органами военного управления, как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное время, в материалах дела не имеется. Так же не имеется доказательств о выдаче ФИО8 удостоверения "Ветеран боевых действий" в соответствии с законодательством Российской Федерации либо замены удостоверения "Ветеран войны - участник боевых действий", выданного в соответствии с законодательством Украины, на удостоверение "Ветеран боевых действий", установленного законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, а именно в соответствий с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
Так, Федеральный закон от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 519, удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.
Постановление Минтруда РФ от 11 октября 2000 года N 69 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" определяет порядок и условия прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", согласно которому права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N209.
Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибших (умерших), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах") в порядке, установленном Административным регламентом предоставления данной государственной услуги, утвержденным приказом Министерства от 1 апреля 2019 года N 160.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с данным Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N1532 утверждены Правила замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных Государственными и иными официальными органами Украины, Государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Правила определяют порядок замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N1532, для замены подтверждающего документа представляется, в том числе, документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), в случаях, когда законодательством Российской Федерации для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов.
Замена документа обязывает уполномоченный орган по предоставлению мер социальной поддержки рассмотреть обращение на общих основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или иное не предусмотрено статьей 12.2 названного Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Данные нормы предусматривают признание без дополнительных условий действия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя документов, в том числе являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты.
Реализация прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года (часть 1 статьи 2).
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения.
Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно пунктам 8, 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595, выдача удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется на основании заявления (рапорта), вместе с которым представляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
К реализованному наградному материалу относится копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач, боевых операций, заданий) либо их обеспечения.
Из изложенного следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий Российской Федерации с выдачей соответствующего удостоверения является результатом соблюдения определенной процедуры, связанной, в том числе с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями. Для получения удостоверения ветерана боевых действий Российской Федерации, необходимо предоставить документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", то есть документ, подтверждающий непосредственное участие в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с участием в боевых действиях, выполнением боевых задач, ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования к Департаменту труда и социальной защиты администрации Джанкойского района Республики Крым заявлены к ненадлежащему ответчику по следующим основаниям.
Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 N 147 (с изменениями и дополнениями), Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в сфере труда, социального партнерства и трудовых отношений, уровня жизни и доходов, оплаты труда, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, занятости, социальной защиты и социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов; отраслевое и межотраслевое регулирование в установленной сфере деятельности, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым и предприятий, учреждений, организаций, отнесенным к его ведению.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 1 апреля 2019 года N 160 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, которым определены стандарты, сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
В соответствии с пунктом 14 административного регламента, государственная услуга предоставляется Министерством посредством Территориальных отделов по месту жительства заявителей в Республике Крым.
Данное решение принимается специально уполномоченной комиссией Министерства - Комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с установлением статуса и выдачей соответствующих удостоверений Министерства, путем голосования большинством голосов.
Согласно Положению об отделе N8 г. Джанкой, Джанкойского района, утвержденного Министром труда и социальной защиты Республики Крым, отдел является структурным подразделением управления по предоставлению мер социальной поддержки и контролю Департамента методологии, контроля и организации предоставления мер социальной поддержки Министерства труда и социальной защиты Республики Крым (пункт 1.2). Основными задачами отдела являются прием документов на установление статуса и оформление документов на право пользования мерами социальной поддержки отдельным категориям граждан по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в частности выдачи удостоверений членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий (пункт 3.1).
Из вышеизложенного следует, что полномочиями по принятию решения о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) члена семьи ветерана боевых действий обладает Министерство труда и социальной защиты Республики Крым. Территориальные отделы, являющиеся структурным подразделением Министерства, могут лишь принимать документы от граждан для получения удостоверения и направления их в Комиссию при Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым.
Из Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, утвержденного постановлением администрации Джанкойского района Республики Крым от 30 сентября 2019 года N 525, следует, что Департамент подотчётен и подконтролен администрации Джанкойского района Республики Крым, заместителю главы администрации Джанкойского района и Министерств) труда и социальной защиты Республики Крым. Данный Департамент является юридическим лицом, имущество является муниципальной собственностью, закреплено за Департаментом на праве оперативного управления.
Согласно пункту 10 Положения, Департамент не является уполномоченным органом по приему документов о выдачи удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.
Учитывая изложенное, федеральным и республиканским законодательством право на выдачу удостоверений члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий отнесено к исключительной компетенции Министерства труда и социальной защиты региона.
Доводы кассационной жалобы являются выраженным несогласием с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого судебного постановления.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела не содержат документы, подтверждающие непосредственное участие ФИО8 в боевых действиях, а также не представляется возможным на основании вышеизложенным норм права установить идентичность статуса "Ветерана боевых действий" со статусами "Участник" и "Ветеран".
Указания кассатора на невозможность замены удостоверения в связи с тем, что ФИО8 погиб ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными в силу того, что в марте 2014 года ФИО8 приобрел гражданство Российской Федерации, с 1 апреля 2014 года был принят на службу ГУ МЧС России по Республике Крым, данные обстоятельства имели место более чем за полгода до смерти, в связи с чем судебная коллегия полагает, что у ФИО8 было достаточно времени для того, чтобы в установленном порядке обратиться с заявлением о замене удостоверения.
Доводы о необоснованном применении при рассмотрении данного спора норм российского законодательства не ставят под сомнение правильность принятого решения и не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку выдача истице требуемого удостоверения по нормам законодательства Украины действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.