Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Егоровой Е.С, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области) о признании решения незаконным, о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указано, что решением ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 3 от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с учетом норм ст. 33 Закона N 1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", по причине отсутствия факта проживания в зоне радиоактивного загрязнения.
Истец полагает, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы в области пенсионного обеспечения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, в окончательном варианте своих требований, истец просил суд признать незаконным решение ГУ - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 3 от ДД.ММ.ГГГГ N, возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 14 октября 2021 года исковые требования ФИО2 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 марта 2022 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО2 просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить. В качестве оснований для отмены судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились, при этом, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В возражениях представителя ответчика на кассационную жалобу содержится просьба о рассмотрении жалобы без его участия. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие участников судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также- Закон N 400-ФЗ) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон РФ N1244-1).
В соответствии с нормами ч. 2 ст. 28.1 Закона РФ N1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Закона N 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Закону N 400-ФЗ. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Законом N 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Закона N 400-ФЗ, или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1244-1 указано, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п. 7); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п. 11); военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 12).
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Согласно ч. 2 ст. 29 Закона РФ N 1244-1 гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии со ст. 33 Закона РФ N 1244-1 гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст. 7 Закона РФ N 1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из которых в 1986 г. и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 г. среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 г. плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии с. п. 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н (действовавшего на момент рассмотрения спорных правоотношений, утратившего силу с 1 января 2022 г. в связи с принятием приказа Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н) проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ГУ - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 3 с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 3 от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с учетом норм ст. 33 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" поскольку факт проживания в зоне радиоактивного загрязнения не подтвержден.
Из имеющейся в материалах пенсионного дела ФИО2 N справки военного комиссариата "адрес", Урюпинского, Новониколаевского и "адрес"ов "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно архивной справке ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в отделе внутренних дел Новониколаевского райсполкома "адрес" в должности инспектора группы по дознанию.
Представленная в материалы дела архивная справка Центрального филиала Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N содержит указание о том, что с ДД.ММ.ГГГГ истец был зачислен в списки личного состава и проходил службу в в/ч 44124, дислоцировавшейся в "адрес". На основании указанной справки комитетом социальной защиты населения "адрес" истцу было выдано удостоверение серии АЗ N, как лицу, проходившему службу в зоне проживания, с правом на отселение.
Из представленного в материалы дела письма комитета социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно Перечню населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 1991 г. N 106, населенный пункт "адрес" ФИО1 относится к зоне гарантированного добровольного отселения, что по Российскому законодательству соответствует зоне проживания с правом на отселение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО2 суд первой инстанции исходил из того, что военнослужащий, проходивший военную службу в зоне проживания с правом на отселение, не относится к категории лиц, указанных в п. 6 либо п. 7 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, так как перевод военнослужащего к месту службы либо выезд к месту проживания по окончанию военной службы, нельзя считать добровольным выездом на место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы либо постоянно проживающими (работающими) на территории зоны проживания с правом на отселение, в том смысле, который заложен в норму Закона РФ N 1244-1, а относится к категории граждан, указанной в п. 12 ст. 13 данного Закона.
Суд указал, что данный статус не дает правовых оснований для установления пенсии по старости с уменьшением возраста по нормам Закона РФ N 1244-1. В разделе IV указанного Закона законодатель определилособенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия. При этом граждане, указанные в п. 12 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, в указанном разделе не поименованы.
Положениями Закона N 400-ФЗ возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного ст. 8 названного закона, для граждан, из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, для данной категории граждан не установлена.
Суд апелляционной инстанции согласился выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, так как они основаны на правильном применении норм материального права и на установленных по делу обстоятельствах.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о наличии у истца права выхода на пенсию со снижением возраста, основаны на неправильном понимании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание.
Все доводы, которые изложены заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом тщательной проверки судов и всем им дана надлежащая оценка.
В целом, несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Каких-либо доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствующих о неправильном применении судами норм пенсионного законодательства, кассационная жалоба не содержит.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не было допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.