Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Макаровой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Краевому военному комиссариату Краснодарского края о признании решения об отказе в пересмотре должностного оклада и перерасчете пенсии незаконным по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО6 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя ответчика Краевого военного комиссариата Краснодарского края по доверенности ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Краевому военному комиссариату Краснодарского края, в котором просит признать решение ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" о пересмотре должностного оклада и в перерасчете пенсии незаконным, признать право на получение военной пенсии по выслуге лет по 19 тарифному разряду; обязать произвести перерасчет пенсии с 2017 года, исходя из оклада по штатной должности заместителя начальника базы-начальника планово-экономического отдела, 91 базы ремонта и хранения средств связи Северо- Кавказского военного округа, с тарифным разрядом-19; обязать выплатить недополученную пенсию в сумме, составляющую разницу исчисления пенсии в 13 тарифного разряда, от 19 тарифного разряда, с учетом индексации, инфляции и ставки рефинансирования за период с 2017 года до окончательного ее перерасчета; взыскать судебных расходов.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 января 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены, суд признал решение ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" об отказе ФИО1 в пересмотре должностного оклада и 5 перерасчете пенсии незаконным, признал за ФИО1 право на получение военной пенсии по выслуге лет по 19 тарифному разряду, обязал ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" произвести перерасчет пенсии, назначенной ФИО1 в связи с увольнением с военной службы в запас, по состоянию здоровья, с 2017 года, исходя из оклада по штатной должности заместителя начальника базы - начальника планово-экономического отдела, 91 базы ремонта и хранения средств связи Северо-кавказского военного округа, с тарифным разрядом - 19, обязал ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" выплатить ФИО1 недополученную пенсию в сумме, составляющую разницу исчисления пенсии из 13 тарифного разряда, от 19 тарифного разряда, с учетом индексации, инфляции и ставки рефинансирования за период с 2017 года, до окончательного ее перерасчета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 мая 2022 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 января 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО6 просит отменить решение и апелляционное определение в связи с тем, что указанные судебные акты вынесены с нарушением норм материального права и процессуального права, считает, что ФИО1 пенсия за выслугу лет после увольнения с военной службы была правомерно исчислена из оклада последней занимаемой воинской должности "помощника начальника связи 138 гвардейской отдельной мотострелковой бригады 6 общевойсковой армии Западного военного округа, оснований для исчисления (перерасчета) пенсии не имеется.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился представитель Краевого военного комиссариата Краснодарского края по доверенности ФИО7
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в суд также не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. С учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя Краевого военного комиссариата Краснодарского края по доверенности ФИО7, не возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения.
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел являются нормативные предписания части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты не соответствуют приведенным критериям законности и обоснованности судебного решения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 является военным пенсионером Министерства обороны РФ с 3 октября 2017 года.
Согласно послужному списку ФИО1 приказом командующего СКВО от 12 ноября 2009 года N ФИО1 назначен на должность заместителя начальника базы - начальника планово-экономического отдела 91 Базы ремонта и хранения средств связи Северо-Кавказского военного округа, с тарифным разрядом - 19.
В связи с проведением организационно-штатных мероприятий, приказом командующего Южного военного округа N от 2 апреля 2013 года ФИО1 зачислен в распоряжение командующего войсками Южного военного округа (с содержанием при 1061 центре материально-технического обеспечения ЮВО).
Согласно выписке из приказа Статс-секретаря заместителя министра обороны РФ N от 11 апреля 2015 года истец назначен на должность помощника начальника связи 138 гвардейской отдельной мотострелковой бригады 6 общевойсковой армии западного военного округа, "капитан", 13 тарифный разряд. Должностной оклад на день перемещения - 24 500 рублей (19 тарифный разряд). Перемещается в связи с организационно-штатными мероприятиями с согласия военнослужащего на воинскую должность с меньшим должностным окладом с сохранением права на получение оклада по ранее занимаемой воинской должности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 марта 1999 года N.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 57229 от 20 мая 2015 года N, с 22 мая 2015 года ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части 57229, и всех видов обеспечения, в связи с убытием к новому месту службы в войсковую часть 02511 ("адрес").
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 02511 N от 29 мая 2015 года, истец зачислен в списки личного состава воинской части 025110, и ему установлен оклад по воинской должности соответствующей 13 тарифному разряду ("данные изъяты" рублей).
По вопросу устранения ошибки, допущенной в приказе командира войсковой части 02511 N и установления оклада по воинской должности, соответствующей 19 тарифному разряду, ФИО1 обратился в отдел кадров воинской части 02511, после чего ему производилась ежемесячная выплата по окладу по воинской должности соответствующей 19 тарифному разряду ("данные изъяты" рублей) до его увольнения в запас, что подтверждают сведения расчетных листков ФКУ "Единый расчетный центр МО РФ".
Приказом командующего войсками Западного округа N ФИО1 досрочно уволен с военной службы в запас, по состоянию здоровья. Выслуга лет для назначения пенсии на 14 июня 2017 года составила 30 лет 10 месяцев, льготная - 34 года 5 месяцев.
Таким образом, по состоянию на 2015 год, на момент перемещения на нижеоплачиваемую должность, истец имел выслугу лет, позволяющую ему уволиться в запас и получать пенсию (28 лет).
После перевода на нижеоплачиваемую должность истец прослужил более двух лет.
С 3 октября 2017 года истцу назначена пенсия, исходя из размера должностного оклада по последней штатной должности - помощника начальника связи отделения связи штаба 138 отдельной мотострелковой бригады 6 общевойсковой армии, указанной собственноручно в заявлении истца.
2 сентября 2020 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" исходя из должности заместителя начальника базы - начальника планово-экономического отдела 91 Базы ремонта и хранения средств связи Северо-Кавказского военного округа по тарифному разряду 19.
В своем ответе на указанное заявление ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" от 23 сентября 2020 года указало на отсутствие оснований для такого перерасчета пенсии.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции сослался на положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", абзац 2 подпункта "а" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", и исходил из того, что истец на момент перевода на нижестоящую должность имел звание подполковника, выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет, занимал не менее одного года должность с меньшим должностным окладом, за ним был сохранен оклад по ранее занимаемой должности и пришел к выводу о том, что размер получаемой истцом пенсии подлежит перерасчету с даты ее назначения, то есть с 2017 года, исходя из оклада по штатной должности заместителя начальника базы - начальника планово-экономического отдела, 91 базы ремонта и хранения средств связи Северо-кавказского военного округа, по тарифному разряду 19.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их верными, основанными на правильном применении норм материального, процессуального права и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлены виды, порядок назначения, выплаты пенсий и пособий, исчисления выслуги лет, а также перерасчета пенсий лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу.
Согласно пункту 1 статьи 43 указанного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Порядок исчисления пенсий установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Порядок).
Согласно пункту 8 указанного Порядка, пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9-10 указанного Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
На основании подпункта "а" пункта 9 указанного Порядка, в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
Согласно абзацу 2 подпункта "а" пункта 9 указанного Порядка, офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с указанием Министра обороны Российской Федерации от 2 декабря 2000 года N назначение офицеров и оформление льготного "боковика" о праве на исчисление пенсии из сохраненного оклада по воинской должности производится приказами по личному составу соответствующих командиров (начальников), которым предоставлено право осуществлять назначение на соответствующие воинские должности на дату перевода.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 11 апреля 2015 года N подполковник ФИО1, бывший заместитель начальника базы - начальник планово-экономического отдела 91 базы ремонта и хранения средств связи (военного округа, 1 разряда) Северо-Кавказского военного округа (19 тарифный разряд) в связи с организационно-штатными мероприятиями с согласия военнослужащего назначен на низшую воинскую должность помощника начальника связи 138 гвардейской отдельной мотострелковой бригады 6 общевойсковой армии Западного военного округа с меньшим должностным окладом денежного содержания (13 тарифный разряд) с сохранением права на получение оклада по ранее занимаемой должности на период службы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 года N.
Согласно пункту 1 указанного постановления месячные оклады по ранее занимаемой воинской должности сохраняются на время прохождения военнослужащими военной службы в новой воинской должности.
Вместе с тем согласно выписке из приказа командира войсковой части 57229 от 20 мая 2015 года N, с 22 мая 2015 года ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части 57229, и всех видов обеспечения, в связи с убытием к новому месту службы в войсковую часть 02511 ("адрес").
Данный приказ не обусловлен организационно-штатными мероприятиями, интересами службы, состоянием здоровья либо достижением определенного возраста.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 02511 N от 29 мая 2015 года, истец зачислен в списки личного состава воинской части 025110, и ему установлен оклад по воинской должности соответствующей 13 тарифному разряду ("данные изъяты" рублей).
Впоследствии истцу восстановлена выплата оклада по воинской должности, соответствующей 19 тарифному разряду, во исполнение приказа Статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 11 апреля 2015 года N, предусматривающего сохранение права на получение оклада по ранее занимаемой должности на период службы.
В соответствии с приказом командующего войсками Западного военного округа от 14 июня 2017 года N истец ФИО1 уволен с военной службы с указанной должности по состоянию здоровья (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Таким образом, по последней занимаемой воинской должности "помощник начальника связи 138 войсковой части 02511" истцу был установлен должностной оклад "данные изъяты" рублей по 13 тарифному разряду, а оклад по ранее занимаемой им воинской должности по 19 тарифному разряду сохранен в соответствии приказом от 11 апреля 2015 года N лишь на период прохождения ФИО1 военной службы на указанной должности.
При этом сведений об издании в отношении истца приказа о сохранении за ним при последующем увольнении с военной службы права на исчисление пенсии из оклада по воинской должности, которую он занимал до перевода и перемещения по 19 тарифному разряду не представлено.
Кроме того, при удовлетворении требований ФИО1 о выплате недополученной пенсии с учетом индексации, инфляции и ставки рефинансирования, судами не учтено следующее.
Порядок индексации пенсий определен статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Указанной нормой предусмотрено, что пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) индексируются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 данного закона, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
б) с 1 января каждого года с учётом увеличения денежного довольствия, установленного частью 2 статьи 43 Закона.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что порядок индексации размера пенсий военнослужащих не предусматривает увеличение их размера на основании прогнозируемого уровня инфляции и ставки рефинансирования.
Суд первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ и суд апелляционной инстанции в нарушение положений пункта 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ не исследовали и не дали надлежащей правовой оценки приведенным доводам Министерства обороны РФ и представленным ими документам, исходя из положений норм права, подлежащих применению по данному делу, тем самым не совершили необходимых действий для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
Следовательно, выводы суда первой и апелляционной инстанций о возложении обязанности выплатить истцу недополученную пенсию с учетом индексации, инфляции и ставки рефинансирования также нельзя признать законными как сделанные с грубым нарушением норм материального права.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает приведенные в кассационной жалобе доводы заслуживающими внимания, а вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований незаконным и необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Часть 3 той же статьи устанавливает, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанции допущено нарушение норм процессуального права, устанавливающих правила оценки доказательств, повлекшее неверное применение норм материального права, в связи с чем полагает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, материалы дела направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор исходя из фактических обстоятельств дела и в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 мая 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.