г. Краснодар 31 октября 2022 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Авериной Е.Г, рассмотрев гражданское дело по иску Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым к Касьяненко Т.Ю. о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки, по кассационной жалобе Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым на апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 июня 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым (далее Департамент) обратилось к мировому судье с иском к Касьяненко Т.Ю. о взыскании переплаты "Ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба" за период с 1 января 2018 года по 31 марта 2018 года в размере 347, 25 рублей и "Государственной социальной помощи" за период с 1 января 2018 года по 31 марта 2018 года в размере 9 000 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N6 Железнодорожного судебного района г. Симферополя от 4 февраля 2022 года исковые требования удовлетворены, с Касьяненко Т.Ю. в пользу истца взыскана излишне выплаченная мера социальной поддержки в общей сумме 9 347, 25 рублей. Также взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Апелляционным определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 июня 2022 года решение мирового судьи отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Департамента к Касьяненко Т.Ю. отказано.
В кассационной жалобе, с учетом дополнений, истец ставит вопрос об отмене указанного апелляционного определения, указывая, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Ответчиком предоставлены недостоверные сведения относительно имущества, находящегося в её собственности и в собственности её супруга.
В письменных возражениях Касьяненко Т.Ю. просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, поскольку нарушений по предоставлению/не предоставлению документов с её стороны не имеется.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, данная кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, Касьяненко Т.Ю. в 2018 году состояла на учёте в Муниципальном казённом учреждении Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым как получатель мер социальной поддержки в виде государственной социальной помощи, согласно Закону Республики Крым от 27 ноября 2014 года N10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым".
На основании заявлений от 30 января 2018 года и 5 июля 2018 года и представленных документов Касьяненко Т.Ю. назначена государственная социальная помощь по льготной категории "Малоимущая семья" на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года в размере 3 000 рублей ежемесячно и далее с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в том же размере, а также ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба на период с 1 января 2018 года по 31 марта 2018 года в размере 115, 75рублей; с 1 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 121, 54 рублей ежемесячно, что подтверждается протоколами о назначении ежемесячных денежных выплат.
Согласно Акту проверки предоставленных сведений получателя пособия от 30 января 2019 года N28, а также Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 30 января 2019 года N1039 установлено, что Касьяненко Т.Ю. принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 50, 3кв.м, и 1/4 доли жилого помещение общей площадью 64, 4кв.м. (16, 1кв.м.), расположенного по адресу: "адрес"; супругу ответчицы - Касьяненко П.В, принадлежит 1/4 доля жилого помещения общей площадью 58, 1кв.м. (14, 5кв.м.), расположенного по адресу: "адрес"
Из указанного следует, что общая площадь жилья составляет 80.9кв.м, что превышает 18кв.м, на одного члена семьи Касьяненко Т.Ю, состоящей из четырёх человек (80.9кв.м./4чел.=20, 23кв.м.).
По результатам рассмотрения Акта проверки предоставленных сведений получателя пособия от 30 января 2019 года N28, Департаментом принято решение прекратить вышеуказанные выплаты в соответствии пунктом 4 Порядка N480 и пунктом 4 Порядка N587.
В соответствии с пунктами 9, 10 Порядка взыскания и списание излишне выплаченных сумм социальных выплат, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 10 августа 2017 года N430. (далее - Порядок N430), Комиссией по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат Администрации г. Симферополя принято решение о возмещении излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты в сумме 37 441, 11 рублей за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года с предложением о добровольном погашении суммы переплаты (Протокол от 1 марта 2019 года N30").
В добровольном порядке указанная задолженность не погашена.
Разрешая спор по существу, мировой судья руководствовался положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 года N10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", и исходил из того, что Касьяненко Т.Ю. при обращении в орган социальной защиты населения не представила сведений относительно наличия в ее собственности ? доли от 64 4 кв.м. "адрес". Указав, что такие действия ответчика послужили основанием для необоснованного назначения и получения ею социальной помощи, мировой судья пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскал с ответчицы в пользу истца денежную сумму неосновательно полученного социального пособия в заявленном размере. При этом суд первой инстанции счел не подлежащим удовлетворению заявление Касьяненко Т.Ю. о пропуске истцом срока исковой давности, для взыскания излишне выплаченного социального пособия, указав на то, что органу социальной защиты стало известно о необоснованности получения ответчицей мер социальной поддержки только 30 января 2019 года. Следовательно, на момент обращения с иском в суд - 13 декабря 2021 года срок исковой давности не пропущен.
С указанными выводами суда суд апелляционной инстанции не согласился, указав, что из содержания норм Порядка N587 не следует, что предоставление сведений о наличии недвижимости входит в обязанности заявителя. Кроме того, с учетом положений части 3 статьи 6 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 года N10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" определено, что при необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки, проводимой самостоятельно органом социальной защиты населения путем направления межведомственных запросов в соответствующие органы, в распоряжении которых находятся соответствующие документы.
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы суда апелляционной инстанции правильными, а обжалуемый судебный акт постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым установлены Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым".
В соответствии со статьей 4 Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" государственная социальная помощь предоставляется в виде социального пособия, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым на период, не превышающий шести месяцев с первого числа месяца обращения за ней.
Согласно статьи 10 указанного Закона, в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных получателем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, а также перечень необходимых документов для назначения указанных мер социальной поддержки устанавливаются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым N 587 от 23 декабря 2014 года утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее - Порядок N587).
Постановлением Совета министров Республики Крым N 480 от 25 августа 2015 года утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба (далее Порядок N 480).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 587 и пунктом 4 Порядка N 480 государственная социальная помощь не назначается в случае, когда в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного автомобиля, транспортного средства (механизма).
Согласно п. 40 Порядка органы социальной защиты населения проводят проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
Суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 41 Порядка).
Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба назначается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым. Ежемесячная денежная выплата назначается с месяца подачи заявления на двенадцать месяцев и выплачивается по месту жительства либо месту пребывания получателя в Республике Крым ежемесячно (пункт 6 Порядка N 480).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Муниципальное казенное учреждение Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым, обращаясь в суд с иском о взыскании необоснованно полученного Касьяненко Т.Ю. социального пособия, ссылалось в обоснование своих требований на то, что ответчица не исполнила обязанность по предоставлению информации относительно всех объектов недвижимости, находящихся в ее собственности и в собственности членов её семьи. В связи с чем, у Касьяненко Т.Ю. отсутствует права на назначение и получение мер социальной помощи в связи с указанным обстоятельством.
Суд апелляционной инстанции, делая вывод об отсутствии оснований для взыскания с Касьяненко Т.Ю. неосновательно полученных ею сумм ежемесячной денежной выплаты обоснованно указал, что представленные сведения Госкомрегистра от 18.07.2018 года о наличии зарегистрированной недвижимости у Касьяненко Т.Ю. и ее супруга, не выходят за пределы требований пункта 4 Порядка N587, отметив при этом, что истец не ставил вопрос перед ответчиком о предоставлении сведений из ЕГРН, как и то, что не запрашивал в подтверждение доводов заявления Касьяненко Т.Ю. сведения о наличии в собственности ее семьи недвижимого имущества.
Установив неподтвержденным факт предоставления Касьяненко Т.Ю. недостоверных и неполных сведений о наличии недвижимости, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, в связи с чем, доводы кассационной жалобы о незаконности судебного акта суда апелляционной инстанции, указывают на неверное толкование истцом норм материального права.
Более того, заявитель как административный орган вправе были проверить верность указанных в заявлении истцом сведений, а также при подаче заявления разъяснить о правильности его написания.
Суд кассационной инстанции считает необходимым также отметить, что в указанном случае срок исковой давности подачи иска исчисляется с момента назначения Касьяненко Т.Ю. выплат, а не как указал суд первой инстанции с момента, когда административному органу стало известно о наличии оснований для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, в связи с чем, на момент обращения в суд 15 декабря 2021 года, срок исковой давности у административного органа являлся пропущенным, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
В целом, несогласие заявителя с постановлением суда апелляционной инстанции, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного постановления в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судья кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Судья Е.Г. Аверина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.