Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу и дополнения к ней защитника муниципального бюджетного учреждения г. Сочи "Сочисвет" Сутидзе Б.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 104 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 24 июня 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 августа 2021 года, вынесенные в отношении муниципального бюджетного учреждения г. Сочи "Сочисвет" (далее - МБУ "Сочисвет", учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 104 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 24 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 августа 2021 года, МБУ "Сочисвет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении МБУ "Сочисвет" по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) установлена ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Основанием для привлечения МБУ "Сочисвет" к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в постановлении мирового судьи обстоятельства того, что в ходе плановой проверки, проведенной в отношении МБУ "Сочисвет" на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 7 апреля 2021 года N 2-ЧС, должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сочи УНДиПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Ударная, 6, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: не представлен план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации; не предоставлена информация о создании организацией координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС организации); не предоставлена информация о создании организацией постоянно действующий орган управления РСЧС структурное подразделение, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС; не предоставлена информация о создании в организации резерва материальных и финансовых ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не предоставлена информации об обучении работников и организации подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; не предоставлена информации о проведении в организации учений, тренировок; не представлена информация о выделении организацией финансовые средства на проведение мероприятий по защите работников организации и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций.
С названным постановлением согласился судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края, рассматривая жалобу защитника МБУ "Сочисвет", поданную в порядке статей 30.9, 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом (часть 5 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).
В силу пункта 7 частью 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 3 статьи 9 названного Закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок).
На основании статей 21, 22 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Положение о государственном надзоре), органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, ведут перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки.
На официальных сайтах органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки (статья 23 Положения о государственном надзоре).
Из материалов дела видно, что плановая выездная проверка в отношении МБУ "Сочисвет" проведена на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 7 апреля 2021 года N 2-ЧС, по результатам которой составлен акт проверки от 14 мая 2021 года (л.д.8-11, 13-15).
Между тем, согласно размещенному на официальном сайте Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края и вступившему 14 февраля 2022 года в законную силу решению Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 28 декабря 2021 года, указанные распоряжение и акт проверки признаны незаконными и отменены.
При вынесении данного решения суд исходил из того, что МБУ "Сочисвет" не включено в перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, расположенных на территории Краснодарского края, размещенный на сайте Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, управления надзорной деятельности и профилактической работы; кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Как следует из части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Таким образом, результаты проведенной в отношении учреждения проверки, проведенной на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 7 апреля 2021 года N2-ЧС, не могут быть положены в основу выводов о виновности МБУ "Сочисвет" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 20.6 данного Кодекса.
Исходя из положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В связи с изложенным постановление мирового судьи судебного участка N 104 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 24 июня 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 августа 2021 года, вынесенные в отношении муниципального бюджетного учреждения г. Сочи "Сочисвет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу и дополнения к ней защитника муниципального бюджетного учреждения г. Сочи "Сочисвет" Сутидзе Б.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 104 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 24 июня 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 августа 2021 года, вынесенные в отношении муниципального бюджетного учреждения г. Сочи "Сочисвет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Федоренко А.В. N 5-457/104-21
судья районного суда Бутяев В.И. N 12-301/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. П16-2296/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.