Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора отдела Южного межрегионального управления Россельхознадзора Зубовой Е.Л. на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 24 декабря 2021 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агрохим" (далее - ООО "Агрохим", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 75 г.Новороссийска Краснодарского края от 18 октября 2021 года ООО "Агрохим" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 24 декабря 2021 года вышеназванное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение в суд, просит отменить состоявшееся в отношении ООО "Агрохим" по настоящему делу об административном правонарушении решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 24 декабря 2021 года, ссылаясь на его незаконность, оставить в силе постановление мирового судьи судебного участка N 75 г.Новороссийска Краснодарского края от 18 октября 2021 года.
Законный представитель ООО "Агрохим", уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанный выше судебный акт, возражения на жалобу не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Агрохим" к административной ответственности) установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Основанием для привлечения ООО "Агрохим" к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в постановлении мирового судьи обстоятельства того, что обществом в установленный до 30 июля 2021 года срок не выполнен пункт 2 Предписания об устранении нарушений в области фитосанитарного надзора (контроля) от 30 апреля 2021 года, а именно: для проведения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию не получена лицензия на осуществление работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности или не заключен договор с организацией, осуществляющей работы по транспортировке и утилизации пестицидов, имеющей лицензию на осуществлению работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Отменяя постановление мирового судьи и прекращая производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, судья районного суда исходил из признанных судебным актом Ленинского районного суда г. Новороссийска от 10 ноября 2021 года незаконными действий сотрудников Новороссийского ЛО МВД России на транспорте и нарушений требований законодательства при проведении процессуальной проверки деятельности ООО "Агрохим", указав, что у административного органа не имелось законных оснований для проведения внеплановой проверки деятельности ООО "Агрохим" и вынесения предписания от 30 апреля 2021 года.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не усматривается.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок только того предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.
Вступившим в законную силу постановлением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 ноября 2021 года по делу N 3/10-51/2021 была удовлетворена, жалоба адвоката Кокинас В.И. в защиту интересов Антонюка В.В, Гертнера Г.Ю, поданная в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, действия сотрудников полиции Новороссийского ЛО МВД России, выразившиеся в составлении и направлении письма N60 ДСП от 19 марта 2021 года в адрес руководителя Южного межрегионального управления Россельхознадзора об осуществлении обществом деятельности с грубым нарушением условий лицензирования и о необходимости рассмотрения вопроса о привлечении ООО "Агрохим" к административной ответственности по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаны незаконными, суд обязал начальника полиции Новороссийского ЛО МВД России направить сообщение в административный орган о незаконности письма N60 ДСП от 19 марта 2021 года (л.д.176-183).
Учитывая, что поводом к проведению внеплановой проверки в отношении ООО "Агрохим" послужило названное выше письмо (сообщение о нарушении) Новороссийского ЛО МВД России на транспорте N60 ДСП от 19 марта 2021 года, которое признано судом незаконным, вывод судьи районного суда об отсутствии у административного органа законных оснований для проведения внеплановой проверки деятельности ООО "Агрохим" на основании полученного сообщения, изложенного в письме от 19 марта 2021 года, является обоснованным.
Признание незаконным основания проведения внеплановой проверки, по результатам которой обществу было выдано предписание, за неисполнение которого ООО "Агрохим" привлечено к административной ответственности, является юридически- значимым обстоятельством в рамках настоящего дела, поскольку исключает наличие в его деянии состава указанного административного правонарушения, в связи с чем судья районного суда сделал обоснованный вывод об отсутствии события административного правонарушения.
В жалобе должностного лица, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, при этом приведены доводы о наличии оснований для привлечения ООО "Агрохим" к административной ответственности.
Доводы жалобы нельзя признать заслуживающими внимания исходя из изложенных выше обстоятельств, кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из положений части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судьей Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края допущены существенные нарушения, которые носили фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на исход дела.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 24 декабря 2021 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агрохим" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора отдела Южного межрегионального управления Россельхознадзора Зубовой Е.Л. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Павлова А.В. N 5-465-21/75
судья районного суда Пупынина С.М. N 12-114/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-3298/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.