Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Красноярска, поданную 25 августа 2022 г, на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 марта 2022 г, по административному делу N 2а-5861/2020 по административному исковому заявлению администрации г. Красноярска о признании незаконным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (далее - ГУ МЧС России по Красноярскому краю).
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя Администрации г. Красноярска Подлягаевой Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ГУ МЧС России по Красноярскому краю Тихоненко Р.М, поддержавшего доводы, изложенные в возражениях,
УСТАНОВИЛА:
администрация г. Красноярска обратилась в Центральный районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 2 июня 2020 г. N.
В обоснование требований указано, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору от 15 апреля 2020 г. N в период с 6 мая 2020 г. по 2 июня 2020 г. была проведена плановая проверка исполнения администрацией г. Красноярска федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации при осуществлении полномочий по реализации первичных мер пожарной безопасности. По результатам проверки был составлен акт и вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности и проведению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 2 июня 2020 г. N.
По жалобе администрации г. Красноярска оснований для отмены (пересмотра) предписания ГУ МЧС России по Красноярскому краю не установлено.
Полагают обжалуемое предписание незаконным.
Указывают, что проверка начата до истечения двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки, которая проводилась в период с 11 апреля по 11 мая 2018 г.; на основании муниципального контракта от 6 сентября 2019 г. N, заключенного МКУ г. Красноярска "Центр недвижимости" с ООО "Рассвет", работы по созданию и обновлению минерализованных полос в городских лесах города Красноярска выполнены до 20 ноября 2019 г. в полном объеме, приняты заказчиком и оплачены. Конкретные сроки выполнения мероприятий, указанных в п. 72(3) Правил противопожарного режима не указаны и работы по обновлению минерализованных полос проведены поздней осенью, чтобы избежать наличия сухой травянистой растительности весной, органам местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края рекомендовано спланировать и провести в осенний период 2020 г. опашку территорий населенных пунктов, прилегающей к лесным массивам.
В качестве места совершения административного правонарушения (несанкционированных свалок мусора, бытовых отходов и горючих материалов) указаны земельные участки, находящиеся в федеральной собственности (земельный участок с северо-западной стороны от СНТ "Боровинка" и с северо- восточной стороны от микрорайона Плодово-ягодная станция в Октябрьском районе г. Красноярска), а также земли, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия по распоряжению земельными участками, права государственной собственности, на которые не разграничено, не может повлечь за собой возникновение у административного истца иных прав собственника на такие земельные участки. Административным ответчиком не были установлены правообладатели, собственники земельных участков.
В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города от 1 июля 2011 г. N 84-р, организует и координирует работу по содержанию объектов внешнего благоустройства Департамент городского хозяйства администрации города, являющийся самостоятельным юридическим лицом. В качестве нарушений требований пожарной безопасности указаны мероприятия, исполнение которых входит в полномочия юридических лиц, самостоятельно осуществляющих права и обязанности в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, не относящихся к структуре администрации города. В акте проверки, предписаниях, указана свалка мусора, бытовых отходов и горючих материалов по адресу: "адрес", от здания по "адрес" в северо-западную сторону между зданиями "адрес" и гаражами по "адрес" в сторону здания "адрес" в то время, когда там работала техника и данная свалка ликвидировалась.
Оперативные сводки о пожарах в г. Красноярске подтверждают, что при тушении пожаров в д. Песчанка забор воды производился из естественного водоема - р. Енисей. Кроме того, согласно оперативной сводке о пожарах на 11 апреля 2019 г. для тушения пожаров в д. Песчанка использовался пожарный гидрант, расположенный по адресу: "адрес", на расстоянии 1 км; д. Песчанка находится на территории Советского района г. Красноярска. Постановлением администрации города от 27 декабря 2007 г. N 763 утвержден перечень первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов на территории г. Красноярска. С целью информирования населения о мерах пожарной безопасности администрация города ежегодно изготавливает полиграфическую продукцию о мерах пожарной безопасности и распространяет ее среди населения города.
В г. Красноярске, в том числе в "адрес", создана и функционирует муниципальная система оповещения и информирования населения города Красноярска (с помощью оборудования П-166М, Сенсор, КОР Радиус, Градиент- 128, SP-Records), которая обеспечивает: оповещение населения с помощью мобильных средств громкоговорящей связи с привлечением автомобилей полиции и иных средств, оснащенных громкоговорителями; доведение до населения сигналов и информации оповещения с помощью громкоговорящих устройств, устанавливаемых на улицах и остановках общественного транспорта; доведение до населения информации оповещения с помощью существующих систем громкоговорящей связи в местах массового пребывания людей; доведение информации оповещения через систему теле- и радиовещания на территории города путем перехвата трактов вещания. Кроме того, в д. Песчанка для оповещения о пожаре подразделений Государственной противопожарной службы имеется сотовая связь, а также на "адрес" в центральной части установлен таксофон, колокол. Там же расположен щит для хранения первичных средств тушения. В спорткомплексе "ГТО Песчанка" (пер. Клубный) имеются 4 огнетушителя.
Принятие мер по локализации пожара означает, что на местную власть возложена обязанность по тушению пожара силами муниципальной и добровольной пожарной охраны. Создание муниципальной пожарной охраны не целесообразно, учитывая, что территория г. Красноярска, в том числе и д. Песчанка, прикрыты подразделениями Государственной противопожарной службы. В соответствии с постановлением администрации города от 17 января 2019 г. N 26 "Об утверждении расписания выезда подразделений Красноярского пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города Красноярска" расчетное время прибытия ПСЧ-17 Советского района в д. Песчанка к наиболее удаленной точке района выезда составляет 15 минут.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 21 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 марта 2021 г, административные требования удовлетворены частично, признаны незаконными пункты предписания Главного управления МЧС России по Красноярскому краю от 2 июня 2020 г. N - N, N, N, пункт N в части указания срока исполнения изменено, установлен срок устранения нарушения до 10 апреля 2021 г. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 1 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 марта 2021 г. отменено в части признания незаконными предписаний N - N, N, N, с направлением материалов дела на новое апелляционное рассмотрение в указанной части.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 марта 2022 г. решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21 декабря 2020 г. в удовлетворенной части требований администрации г. Красноярска, которым признаны незаконными пункты предписания Главного управления МЧС России по Красноярскому краю от 2 июня 2020 г. N, N, N, N отменено, принято в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований отказано. В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация г. Красноярска ставит вопрос об отмене судебных актов, просит вынести по делу новое решение, которым административные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывают на несогласие с выводом судов в части отказа в удовлетворении требований. Полагают, что суд не применил нормы материального права, подлежащие применению. Настаивают, что предписание не отвечает принципам правовой определенности, исполнимости. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что мероприятия по локализации пожара не связаны с возникновением конкретного возгорания, а направлены на создание добровольной пожарной охраны, полагают необоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций в обжалованной части.
В соответствии с Законом Красноярского края от 25 февраля 2005 г. N 13-3148 "О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа" муниципальное образование город Красноярск наделено статусом городского округа, что также отражено в "Уставе города Красноярска", принятого Решением Красноярского городского Совета от 24 декабря 1997 г. N В-62 (далее - Устав г. Красноярска).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Аналогичное полномочие закреплено в пункте 10 части 1 статьи 7 Устава г. Красноярска.
Согласно статье 44 Устава г. Красноярска администрация г. Красноярска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами края.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", которым определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов отнесено: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с пунктом 72(3) "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", действовавших на момент проведения проверки (далее - Правила противопожарного режима), установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером.
В силу пункта 17(1) Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Пунктом 3.1. "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178, подлежащих применению к спорным правоотношениям, установлено, что источники наружного противопожарного водоснабжения: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.
Водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года (пункт 9.4 указанного Свода правил).
Согласно пункту 80 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору от 15 апреля 2020 г. N 355 с целью исполнения плана проведения плановых проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2020 г, размещенного на официальном сайте ГУ МЧС России по Красноярскому краю, в период с 6 мая 2020 г. по 3 июня 2020 г. была проведена плановая проверка администрации г. Красноярска, предметом которой являлось исполнение органом местного самоуправления федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, в том числе при осуществлении полномочий по реализации первичных мер пожарной безопасности.
По результатам проверки отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю составлен акт проверки органа местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности от 2 июня 2020 г. N 355, согласно которому выявлены недостатки при организации работы по реализации полномочий органом местного самоуправления в рамках первичных мер пожарной безопасности. На акт проверки администрацией г. Красноярска были представлены возражения от 15 июня 2020 г. N.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для выдачи администрации г. Красноярска предписания N от 2 июня 2020 г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, установлен срок устранения нарушений - до 10 сентября 2020 г.
Полагая предписание N от 2 июня 2020 г. незаконным, администрация г. Красноярска обратилась в суд с данным административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о законности пунктов предписания N и N, исходя из того, что невыполнение администрации г. Красноярска обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории сельского поселения д. Песчанка, по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (отсутствие условий для забора в любое время года воды из источников), а также по оснащению территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарного инвентаря, в ходе рассмотрения нашли подтверждение и не опровергнуты. При этом приняв во внимание объем мероприятий, необходимых для строительства пожарного пирса, суд пришел к выводу о наличии оснований для изменения срока исполнений пункта N предписания.
При этом суд полагал незаконным предписание в части пунктов N- N, N, N, указав на то, что предписания не являются конкретными, определенными, содержат требования о мероприятиях, исполнение которых входит в полномочия лиц, не относящихся к структуре администрации г. Красноярска.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения районного суда, согласилась с выводами суда в части отказа в удовлетворении требований, признав их законными и обоснованными.
Отменяя решения районного суда, в части удовлетворения требований, и принимая новое решение об отказе в их удовлетворении, судебная коллегия указала, что минерализованные полосы находятся в ненадлежащем состоянии, что не соответствует пункту 72(3) Правил противопожарного режима, а именно: не обновлены и не очищены от растительности, листьев и т.п. В период проведения проверки, необходимые мероприятия не проведены, Заключение за продолжительный период времени единичного муниципального контракта, представленного администрацией г. Красноярска, расценено судебной коллегией как не эффективное и не достаточное мероприятие по организации администрацией г. Красноярска минерализованных полос, соответствующих предъявляемым к ним требованиям. В связи с изложенным требования пункта N предписания признаны правомерными. Обоснованными признаны также требования пунктов N N. Судебной коллегией указано, что вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа, следовательно, входят в компетенцию администрации г. Красноярска. Возлагая на иные органы местного самоуправления, входящие в структуру администрации г. Красноярска в соответствии с решением Красноярского городского Совета от 25 января 2006 г. N В-166 "О структуре администрации города Красноярска", в том числе на администрации районов г. Красноярска и на департамент городского хозяйства, функции по очистке несанкционированных свалок и покосу травы, администрация г. Красноярска не освобождена от обязанности по контролю за их деятельностью, а следовательно, от ответственности за нарушения, которые явились предметом оспариваемого предписания. При этом судебной коллегией указано, что наличие выявленных нарушений пункта 17 (1) Правил противопожарного режима, в ходе рассмотрения дела подтверждено.
Изложенные в пунктах N и N предписания требования по принятию мер по организации мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, а также организации мероприятий по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия пожарных подразделений, судебная коллегия также признала законными и соответствующими требованиями статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", отклонив как не обоснованные доводы административного истца о нецелесообразности формирования добровольной и муниципальной пожарной службы, о также доводы о том, что все необходимые меры по локализации пожара до прибытия пожарных служб приняты. Судебной коллегией указано, что исполнение требований, изложенных в пунктах N N предписания, прямо предусмотрено совокупностью положений указанных федеральных законов.
Судебная коллегия апелляционной инстанции также указала, что органом государственного пожарного надзора на основании результатов проверки было обоснованно выдано предписание, которое содержит ссылки на нормы права, что позволяет устранить имеющиеся недостатки в соответствии с требованиями законодательства в сфере пожарной безопасности, предписание является исполнимым.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об отказе в удовлетворении требований правильными.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов в обжалованной части, поскольку основаны на неправильном толковании заявителем норм права, нарушение судами норм материального права при оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, не подтверждают.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом судебной оценки в судах первой и апелляционной инстанций, обоснованно отклонены судами, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным обстоятельствам. Вопреки доводам кассационной жалобы, исполнение полномочий местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности не связано с исключительными полномочиям собственника на земельные участки и не поставлено в зависимость от разграничения прав собственности на земельные участки, расположенные в границах городского округа. Оспариваемым предписанием орган местного самоуправления не органичен в реализации иных полномочий по вопросам местного значения, в том числе в сфере муниципального земельного контроля и благоустройства территории.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что у судов первой и апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований, оснований для отмены судебных актов в части отказа в удовлетворении требований по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21 декабря 2020 г. в и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 7 ноября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.