Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Никулиной И.А, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области, поданную 23 сентября 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 июня 2022 года
по административному делу N 2а-280/2022 по административному иску министерства лесного комплекса Иркутской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Кузнецову Илье Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании постановления и бездействия незаконными, об отмене постановления, возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов административного истца.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП России по Иркутской области) Кузнецову Илье Сергеевичу, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконным бездействие, выразившегося в неосуществлении выезда на места ликвидации несанкционированных свалок, в неосуществлении фиксации результатов исполнения требования исполнительного документа; обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов путем фиксации исполнения исполнительного документа; признании незаконным постановления N от 28 сентября 2021 г. об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) об окончании исполнительного производства; отмене постановления N от 28 сентября 2021 г. об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) об окончании исполнительного производства; признании незаконным бездействие, выразившееся в не окончании исполнительного производства N от 24 июля 2021 г.; обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем вынесения постановления об окончании исполнительного производства N
В обоснование заявленных требований ссылалось на факт исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству N от 24 июля 2021 г. путем проведения соответствующих мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на лесных участках Слюдянского лесничества и несвоевременное совершение судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Кузнецова И.С. исполнительных действий с целью фиксации результатов исполнения решения суда. В период с 19 августа 2021 г, по 29 сентября 2021 г. судебный пристав-исполнитель бездействовал, не обеспечил выезд на места ликвидации несанкционированных свалок, не произвел фиксацию результатов исполнения министерством решения суда, что повлекло для должника исполнительного производства неблагоприятные последствия, поскольку факт частичного исполнения министерством решения суда в виде очистки 4-х из 6-ти лесных участков не был зафиксирован, а по истечению времени на данных участках образовались новые навалы мусора. Судебным приставом-исполнителем был нарушен порядок рассмотрения заявления о совершении исполнительных действий. Постановление от 28 сентября 2021 г. об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) министерства об окончании исполнительного производства вынесено в нарушение пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее- Закон об исполнительном производстве) вопреки заявлению министерства об окончании исполнительного производства. Из текста оспариваемого постановления усматривается, что оно вынесено судебным приставом-исполнителем ФИО1 а подписано Кузнецовым И.С.; направлено в адрес министерства в нарушение срока, предусмотренного статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, Правительство Иркутской области, ООО "Коммунальное автохозяйство".
Решением Кировского районного суда города Иркутска от 18 января 2022 года заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Кузнецова Ильи Сергеевича, выразившееся в неосуществлении выезда на места ликвидации несанкционированных свалок, в неосуществлении фиксации результатов исполнения министерством лесного комплекса Иркутской области требования исполнительного документа. Возложена обязанность на судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Кузнецова Илью Сергеевича устранить нарушение прав, свобод и законных интересов министерства лесного комплекса Иркутской области путем фиксации исполнения министерством требований исполнительного документа, а именно: ликвидацию несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления на следующих участках: в районе территории Утуликского муниципального образования, в Слюдянском районе Иркутской области, в районе 127 км. трассы "Байкал" справа перед мостом через р. "Безымянная" под ЛЭП, на земельном участке с кадастровым номером N площадью 1148, 5 кв.м.; на территории Слюдянского района Иркутской области, в районе 153 км. а/д Байкал, около реки Большая Осиновка, перед п.
Солзан, под ЛЭП, на земельном участке с кадастровым номером N (в районе земельного участка с кадастровым номером N), площадью 6438 кв.м.; в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы N- N, в 30 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе Иркутской области, на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 30 кв.м.; в районе территории Утулитского муниципального образования, в Слюдянском районе Иркутской области, в районе 122 км. трассы "Байкал", справа на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 25, 89 кв.м.; в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы N- N, в 46 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе Иркутской области, на земельном участке с кадастровым номером N площадью 121, 16 кв.м.; в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы N- N, в 25 метрах западнее от уреза воды Байкал, в Слюдянском районе Иркутской области, на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 25 кв.м. Признано незаконным постановление N от 28.09.2021 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) министерства лесного комплекса Иркутской области об окончании исполнительного производства.
Административные исковые требования министерства лесного комплекса Иркутской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Кузнецову Илье Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об отмене постановления N от 28.09.2021 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) министерства лесного комплекса Иркутской области об окончании исполнительного производства; признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Кузнецова Ильи Сергеевича, выразившегося в не окончании исполнительного производства N от 24.07.2020; обязании судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Кузнецова Ильи Сергеевича устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем вынесения постановления об окончании исполнительного производства N - оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 июня 2022 года решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменено, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство лесного комплекса Иркутской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 июня 2022 года с оставлением в силе решения суда первой инстанции, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
На кассационную жалобу представлен отзыв Правительство Иркутской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июня 2019 г. по гражданскому делу N 2-1980/2019 исковые требования Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к министерству лесного комплекса Иркутской области, Правительству Иркутской области об организации ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенных на землях лесного фонда, обязании разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды удовлетворены частично.
На министерство лесного комплекса Иркутской области, Правительство Иркутской области возложена обязанность по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенных на землях лесного фонда: в районе территории Утуликского муниципального образования, в Слюдянском районе Иркутской области, в районе 127 км. трассы "Байкал" справа перед мостом через р. "Безымянная" под ЛЭП, на земельном участке с кадастровым номером N площадью 1148, 5м2 ; в районе территории Утуликского муниципального образования в Слюдянском районе Иркутской области, в районе 122 км. трассы "Байкал" справа, на земельном участке с кадастровым номером N площадью 25, 89 м2 ; на территории Слюдянского района Иркутской области, в районе 153 км. а/д Байкал около реки Большая Осиновка, перед п.
Солзан, под ЛЭП, на земельном участке с кадастровым номером N (в районе земельного участка с кадастровым номером N) площадью 6438 м2; в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы N- N в 46 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе Иркутской области, на земельном участке с кадастровым номером N площадью 121, 16 м2; в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы N- N ч, в 30 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе Иркутской области, на земельном участке с кадастровым номером N площадью 30 м2; в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы N- N ч, в 25 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе Иркутской области, на земельном участке с кадастровым номером N площадью 25 м2, а также провести мероприятия по разработке проекта рекультивации земель. В удовлетворении исковых требований о возложении на министерство лесного комплекса Иркутской области, Правительство Иркутской области обязанности по проведению восстановления окружающей среды отказано.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области ФИО3 от 24 июля 2020 г. на основании исполнительного листа серии N от 9 июля 2020 г, выданного Кировским районным судом г. Иркутска по делу N 2-1980/2019, в отношении должника министерства лесного комплекса Иркутской области возбуждено исполнительное производство N
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области ФИО3 от 30 июля 2020 г. на основании исполнительного листа серии N от 23 июля 2020 г, выданного Кировским районным судом г. Иркутска по делу N 2-1980/2019, в отношении должника Правительства Иркутской области возбуждено исполнительное производство N с аналогичным предметом исполнения.
Министерством лесного комплекса Иркутской области 23 августа 2021 г..в МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области направлено заявление о совершении исполнительных действий в порядке части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, согласно которому министерство сообщало о том, что 2 июля 2021 г..между министерством и ООО "Коммунальное хозяйство" заключен договор на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению отходов от уборки свалок ТКО, расположенных на территории Слюдянского лесничества, в соответствии с которым исполнитель ООО "Коммунальное хозяйство" обязуется оказать услуги, предусмотренные договором, в срок до 31 июля 2021 г..В настоящее время ООО "Коммунальное хозяйство" в соответствии с договором осуществлена ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенных на следующих лесных участках: в районе территории Утуликского муниципального образования, в Слюдянском районе Иркутской области, в районе 127 км. трассы "Байкал" справа перед мостом через р. "Безымянная" под ЛЭП, на земельном участке с кадастровым номером N площадью 1148, 5м2 ; на территории Слюдянского района Иркутской области, в районе 153 км. а/д Байкал около реки Большая Осиновка, перед п. Солзан, под ЛЭП, на земельном участке с кадастровым номером Nв районе земельного участка с кадастровым номером N), площадью 6438 м2 ; в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы N- N, в 30 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе Иркутской области, на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 30 м2. Министерством обеспечена проверка выполненных мероприятий, составлены акты осмотра, обследования лесных участков (копии соответствующих документов приложены).
Также частично убрана свалка, расположенная в районе территории Утуликского муниципального образования в Слюдянском районе Иркутской области, в районе 122 км. трассы "Байкал" справа на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 25, 89 м2 - остались крупногабаритные бетонные блоки. На основании изложенного с целью фиксации результатов частичного исполнения решения суда министерство просило судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области осуществить самостоятельный выезд на места ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенных на указанных выше земельных участках. К заявлению приложены акты планового рейдового) осмотра, обследования лесного участка N от 20 июля 2021 г, N от 20 июля 2021 г, N от 20 июля 2021 г, N от 18 августа 2021 г..
В заявлении, направленном министерством лесного комплекса Иркутской области 27 августа 2021 г..(вх. N) в МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области, министерство повторно сообщало о том, что 2 июля 2021 г..между министерством и ООО (Коммунальное хозяйство" заключен договор на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению отходов от уборки свалок ТКО, расположенных на территории Слюдянского лесничества, в соответствии с которым исполнитель ООО "Коммунальное хозяйство" обязуется оказать услуги, предусмотренные договором, в срок до 31 июля 2021 г..В настоящее время ООО "Коммунальное хозяйство" в соответствии с договором осуществлена ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенных на 3 участках: в районе территории Утуликского муниципального образования, в Слюдянском районе Иркутской области, в районе 127 км. трассы "Байкал" справа перед мостом через р. "Безымянная" под ЛЭП, на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 1148, 5м2; на территории Слюдянского района Иркутской области, в районе 153 км. а/д Байкал около реки Большая Осиновка, перед п. Солзан, под ЛЭП, на земельном участке с кадастровым номером N (в районе земельного участка с кадастровым номером N), площадью 6438 ма, в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы N- N, в 30 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе Иркутской области, на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 30 м2. Министерством обеспечена проверка выполненных мероприятий, составлены акты обследования (копии соответствующих документов приложены).
Также частично убрана свалка, расположенная в районе территории Утуликского муниципального образования, Слюдянском районе Иркутской области, в районе 122 км. трассы "Байкал" справа, на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 25, 89 м2 - остались крупногабаритные бетонные блоки. На двух оставшихся лесных участках: в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы N- N, в 46 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе Иркутской области, на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 121, 16 м2, и в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы N- N, в 25 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе Иркутской области, на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 25 м2 ООО "Коммунальное хозяйство" свои обязательства по договору не исполнило, несанкционированные свалки не убраны. 16 августа 2021 г..старшим специалистом 1 разряда отдела по Байкальскому участковому лесничеству обследованы вышеуказанные лесные участки, на которых несанкционированные свалки не ликвидированы. В ходе обследования установлено, что на пути к свалке из-за поднятия грунтовых вод образовалось болото, вследствие чего осуществить подъезд к свалке для дальнейшей ее ликвидации не представляется возможным. Ввиду изложенного исполнение министерством требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства N носит длящийся характер и требует определенных временных затрат.
30 августа 2021 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецовым И.С. вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), где указано, что по результатам рассмотрения заявлений должника от 23 августа 2021 г. и от 27 августа 2021 г. не установлено оснований для совершения исполнительных действий для фиксации частичного исполнения, так как Закон об исполнительном производстве не предусматривает частичное исполнение решения суда. В случае получения информации о полном исполнении требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем будет совершен выезд со специалистом, обладающим профессиональными знаниями в области экологии, для фиксации исполнения решения суда.
27 сентября 2021 г. (вх. N) должником министерством лесного комплекса Иркутской области в адрес судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецова И.С. направлено заявление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, в котором указано, что в целях исполнения требований исполнительного документа министерством разработан и утвержден рабочий проект рекультивации участков лесного фонда Слюдянского лесничества Иркутской области, на которых расположены несанкционированные свалки твердых коммунальных (бытовых) отходов, требующих ликвидации и рекультивации нарушенных земель. 9 июля 2021 г. между министерством и ООО "Коммунальное хозяйство" подписан акт N о выполненных в срок и в полном объеме услугах по сбору, транспортированию и размещению отходов от уборки свалок ТКО, расположенных на территории Слюдянского лесничества. Таким образом, министерство исполнило решение Кировского районного суда г, Иркутска по делу N 2-1980/2019, В связи с чем, исполнительное производство N подлежит окончанию в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. К заявлению приложены: проект рекультивации участков лесного фонда Слюдянского лесничества; договор с ООО "Коммунальное хозяйство" на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению отходов от уборки свалок ТКО, расположенных на территории Слюдянского лесничества; акт N от 9 июля 2021 г.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Кузнецовым И.С. 27 сентября 2021 г. сообщено министерству лесного комплекса Иркутской области о том, что 29 сентября 2021 г. в период с 08:00 до 20:00 часов состоятся исполнительные действия, направленные на установление исполнения требований исполнительного листа N.
27 сентября 2021 г, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецовым И.С. вынесено постановление N об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) об окончании исполнительного производства, поданного министерством лесного комплекса Иркутской области 27 сентября 2021 г. Копия указанного постановления вручена министерству лесного комплекса Иркутской области 8 ноября 2021 г.
27 сентября 2021 г. составлен акт о совершении исполнительных действий по факту проверки исполнения решения суда по делу N 2-1980/2019 об устранении нарушений законодательства об отходах производства потребления путем ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно акту о совершении исполнительных действий от 29 сентября 2021 г. и заключению от 13 октября 2021 г. по результатам участия специалистов Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальского природной территории в исполнительных действиях, направленных на установление исполнения требований исполнительного документа исполнительный лист N от 23 июля 2020 г. свалки твердых коммунальных отходов не ликвидированы в полном объеме, проекты рекультивации нарушенных земель для согласования взыскателю не поступали.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что каких-либо исполнительных действий, направленных на создание условий для осуществления исполнения решения суда, либо фиксации исполнения министерством требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем в период с 2 мая 2021 г. до 29 сентября 2021 г. не совершалось, что является бездействием. Признавая незаконным постановление N от 28 сентября 2021 г. об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) министерства лесного комплекса Иркутской области об окончании исполнительного производства, суд первой инстанции пришел к выводу, что процедура принятия оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Кузнецовым И.С. нарушена.
Отменяя решение суда в части удовлетворения заявленных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 4, 5, 64, 64.1, 68, 121 Закона об исполнительном производстве, Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации 11 апреля 2014 г. N 15-9, пришел к выводу, что разрешая ходатайства о совершении исполнительных действий от 23 августа и 27 августа 2021 г. в установленный законом срок судебный пристав-исполнитель Кузнецов И.С. правомерно исходил из того, что Закон об исполнительном производстве не предусматривает частичное исполнение содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия; ходатайство должника об окончании исполнительного производства N также рассмотрено в установленном порядке и сроки, в связи с чем не имеется оснований для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Кузнецова И.С, а также постановления от 28 сентября 2021 г. об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) об окончании исполнительного производства
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемом судебном постановлении, содержащем соответствующие правовые нормы. Позиция суда основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно части 1 статьи 13 указанного Федерального закона судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, указанными в абзаце 3 пункта 15 постановления от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление от 17 ноября 2015 г. N 50) бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Согласно пункту 35 Постановления от 17 ноября 2015 г. N 50 окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения. Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по совершению в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.
Порядок рассмотрения заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, определяется статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве.
Должностное лицо службы судебных приставов по результатам рассмотрения заявления, ходатайства выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 5 и 7 указанной статьи).
Учитывая изложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, исходя из факта неисполнения должниками требований исполнительного документа по ликвидации свалки твердых коммунальных отходов в полном объеме, сведений, содержащихся в акте о совершении исполнительных действий от 29 сентября 2021 г. и заключении от 13 октября 2021 г, а также отсутствия доказательств подтверждающих исполнение решения Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июня 2019 г. по гражданскому делу N 2-1980/2019, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых бездействия судебного пристава-исполнителя и постановления, являются правильными.
При этом, вопреки доводам жалобы, судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что с учетом тождества предметов принудительного исполнения исполнительных производств N и N отсутствия законодательного запрета, использование акта о совершении исполнительных действий от 29 сентября 2021 г. и заключения от 13 октября 2021 г. при проверке исполнения исполнительного документа в рамках двух исполнительных производств закону не противоречит.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассатора относительно незаконности оспариваемого постановления от 28 сентября 2021 г, в том числе в части его вынесения иным лицом, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Также, вопреки доводам административного истца, на законность постановлений, принятых в порядке статьи 61.1 Закона об исполнительном производстве несоблюдение сроков направления постановлений о разрешении ходатайств сторон исполнительного производства не влияет.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца.
В рассматриваемом деле наличие таких обстоятельств судами не установлено.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию заявителя с выводами суда и произведенной судом оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.