Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Никулиной И.А, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аксенова Алексея Александровича, поданную 16 августа 2022 года, на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 22 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 июля 2022 года
по административному делу N 2а-163/2022 по административному иску Аксеновой Ирины Валерьевны к судебному приставу-исполнителю отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия Сандановой Э.Б, начальнику отдела старшему судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия Ламажаповой Д.Б, Аксенову Алексею Александровичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании постановлений незаконными, обязании определить должнику задолженность по алиментам.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Аксенова Ирина Валерьевна обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (далее - отделение по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия) Сандановой Э.Б, начальнику отдела старшему судебному приставу-исполнителю отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Ламажаповой Д.Б, Аксенову Алексею Александровичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (далее - УФССП России по Республике Бурятия), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - УФССП России по Иркутской области) о признании постановления от 12 марта 2020 г. "Об отмене постановления о расчете задолженности по алиментам от 25 декабря 2019 г." незаконным; признании постановления от 12 марта 2020 г. "О расчете задолженности по алиментам" незаконным; возложении обязанности определить задолженность плательщика алиментов Аксенова А.А. по судебному приказу N от 25 декабря 2008 г, выданного мировым судьей судебного участка 1 Железнодорожного района в ее пользу в размере 727 869, 72 руб.
Полагает, что начальник отдела, отменяя постановления о расчете задолженности, не мотивировал отмену, не указал какие конкретно сведения о доходах и удержаниях не были учтены судебным приставом-исполнителем, не проверил достоверность представленных сведений; при расчете задолженности по алиментам судебным приставом-исполнителем также не проверена достоверность представленных должником сведений, необоснованно определен размер задолженности, неправомерно учтены платежи по распискам, не проверены данные Пенсионного фонда Российской Федерации. По мнению административного истца задолженность по алиментам должна определяться исходя из средней заработной платы и составлять 727 869, 72 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены судебные приставы-исполнители отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Иркутску и Иркутскому району УФССП России по Иркутской области.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 22 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 июля 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным постановление от 12 марта 2020 г. об отмене постановления о расчете задолженности по алиментам от 25 декабря 2019 г. N; признано незаконным постановление от 12 марта 2020 г. о расчете задолженности по алиментам по исполнительному производству N. Требования в части обязании определить задолженность плательщика алиментов Аксенова А.А. по судебному приказу N от 25 декабря 2008 г, выданного мировым судьей судебного участка N1 Железнодорожного района в размере 727869, 72 руб. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Аксенов А.А. ставит вопрос об отмене решения Иркутского районного суда Иркутской области от 22 февраля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 июля 2022 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований либо направлением дела на новое рассмотрение, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает на недобросовестное поведение административного истца незаконность постановления о расчете задолженности по алиментам от 25.12.2019.
На кассационную желобу представлен отзыв Аксеновой И.В.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что судебным приказом мирового судьи судебного участка N 1 Железнодорожного района г. Улан-Удэ N от 25 декабря 2008 г, с Аксенова А.А. в пользу Аксеновой И.В. взысканы алименты на содержание несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 части всех видов заработка ежемесячно, начиная с 24 декабря 2008 г. по день совершеннолетия ребенка.
По заявлению взыскателя Аксеновой И.В, на основании указанного исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем Октябрьского районного ОСП г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия 24 марта 2011 г. возбуждено исполнительное производство N
Постановлением судебного пристава-исполнителя отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия от 25 декабря 2019 г. произведен расчет задолженности по алиментам, согласно которому по состоянию на 16 апреля 2018 г. (день совершеннолетия ребенка) задолженность составила 727 869, 72 руб. Указано, что задолженность по алиментам на 31 января 2014 г. составила 139 800, 69 руб, размер алиментов, подлежащих выплате необходимо рассчитать с 1 февраля 2014 г. по 16 апреля 2018 г. Расчет задолженности производился исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия от 25 декабря 2019 г. исполнительное производство прекращено в связи с прекращением алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель указал, что по состоянию на 25 декабря 2019 г. задолженность по исполнительному производству составляет 597 855, 07 руб, в том числе остаток основного долга 588 069, 03 руб, остаток неосновного долга 9 786, 04 руб, сумма, взысканная по исполнительному производству составляет 588 069, 03 руб.
Постановлением начальника отдела старшего судебного пристава-исполнителя отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Ламажаповой Д.Б. от 12 марта 2020 г. отменено постановление от 25 декабря 2019 г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия от 12 марта 2020 г. постановление о расчете задолженности по алиментам от 25 декабря 2019 г. постановлено считать недействительным, должнику Аксенову А.А. определена задолженность по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка (детей) по состоянию на 16 апреля 2018 г. (день совершеннолетия ребенка) в размере 334 348, 39 руб.
В соответствии со статьей 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Согласно положениям статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Аналогичные положения закреплены в статье 102 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее- Закон об исполнительном производстве).
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Закона об исполнительном производстве.
При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, а также в соответствии с положениями статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со статьей 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Согласно части 1 статьи 176, части 1 статьи 178, статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Делая вывод о незаконности оспариваемых постановлений, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что представленные должником Аксеновым А.А. в материалы исполнительного производства сведения, подтверждающие доход должника, а также реальность получаемого дохода, административными ответчиками не проверялись, а ранее вынесенное постановление о расчете задолженности не оспорено, незаконным не признано.
Вместе с тем судами не был принят во внимание тот факт, что оспариваемые постановления, исходя из материалов дела, в том числе материалов исполнительного производства, пояснений административных ответчиков, вынесены в связи с представлением должником справок с места работы и сведений о его доходах за период с 2014 по 2017 годы. Должник по исполнительному производству в ходе судебного разбирательства приводил доводы относительно неверного расчета задолженности по алиментам, указанного в постановлении от 25.12.2019.
В материалы дела представлены, в том числе справка с места работы должника -ООО "Ювинал", справки о доходах физического лица за 2016-2017 и налоговые декларации по налогу на доходы физических ли (форма 3-НДФЛ) за 2016-2017.
Суды нижестоящих инстанций эту информацию не проверяли, не выясняли ее достоверность для правильного расчета задолженности по алиментам на предмет содержания данных о полученных должником доходах, виды которых включены в Перечень, и наличия оснований для вынесения начальником отдела старшего судебного пристава-исполнителя отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Ламажаповой Д.Б. постановления от 12 марта 2020 г.
Суды также не установили несоответствия произведенного постановлением судебного пристава-исполнителя отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия от 12 марта 2020 г. расчета задолженности требованиям статьи 102 Закона об исполнительном производстве, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (действовавшему на момент вынесения постановления), а потому выводы о незаконности оспариваемых постановлений судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит преждевременными и не основанными на установленных по делу обстоятельствах.
Таким образом, вопреки процессуальным требованиям о всестороннем и полном установлении обстоятельств дела судебные инстанции не выяснили обстоятельства, необходимые для проверки оспариваемых постановлений от 12.03.2020, вынесенных начальником отдела старшего судебного пристава-исполнителя отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Ламажаповой Д.Б. и судебным приставом-исполнителем отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия о расчете задолженности по алиментам, в том числе не проверили названный расчет.
Положения статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующей в системной взаимосвязи с другими положениями главы 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются процессуальной гарантией правильного рассмотрения и разрешения судом административных дел и направлены на исправление в апелляционном порядке возможной ошибки, допущенной судом нижестоящей инстанции.
Указанные требования процессуального закона судом апелляционной инстанции при проверке решения нижестоящего суда выполнены не были.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным, апелляционное определение подлежит отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции с целью процессуальной экономии и соблюдения разумных сроков судопроизводства, установленных статьей 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оценка доказательств и установление фактических обстоятельств дела в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует принять меры для всестороннего и полного установления фактических обстоятельств по административному делу с учетом характера спорного правоотношения, разрешить спор в соответствии с нормами права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 июля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.