Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Никулиной И.А, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", поданную 3 октября 2022 года, на решение Бийского городского суда Алтайского края от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2022 года
по административному делу N 2а-1637/2022 по административному иску Шугалеева Евгения Андреевича к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", начальнику Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" Губенко Дмитрию Геннадьевичу, начальнику Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" Заря Александру Евгеньевичу, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Алтайскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, признании постановлений незаконными.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения представителя Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю"-Потаповой М.Л. И представителя Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" - Перфильевой Н.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шугалеев Евгений Андреевич обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю), Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю), начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Губенко Дмитрию Геннадьевичу, начальнику ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю Заря Александру Евгеньевичу, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - УФСИН России по Алтайскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 2 000 000 рублей, признании незаконными постановлений начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю о наложении дисциплинарных взысканий от 6 марта, 23 апреля, 26 апреля, 3 мая, 12 мая, 15 мая, 16 мая, 9 июня, 21 июля, 16 августа, 13 сентября, 9 октября, 10 октября, 23 октября, 2 ноября, 12 ноября, 13 ноября, 16 ноября, 20 ноября, 27 ноября, 3 декабря, 21 декабря и 26 декабря 2012 года, постановлений начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю о наложении дисциплинарных взысканий от 15 апреля и 24 мая 2013 года, взыскании судебных расходов размере 482 рубля.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства в Алтайском крае.
В обоснование заявленных требований ссылался на ненадлежащие условия содержания в период с 10 января 2012 г. по 10 января 2013 г. в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю в камерах NN NNNNNNNNNNNNN и карцерах N N- N и незаконное наложение дисциплинарных взысканий, а также в период содержания с 11 января 2013 г. по 13 сентября 2013 г. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в камерах NNNNNNNNN, где также незаконно был подвергнут дисциплинарным взысканиям 15 апреля и 24 апреля 2013 года. Полагал, что вследствие бесчеловечных условий содержания в указанных учреждениях ему были причинены физические и нравственные страдания, а также причинен вред здоровью, поскольку он заболел "данные изъяты", в результате чего был отправлен на лечение на 2 года в Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю".
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 19 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Шугалеева Евгения Андреевича компенсацию за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей в размере 55 000 рублей, а также судебные расходы в размере 482 рубля. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю ставит вопрос об отмене решения Бийского городского суда Алтайского края от 19 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2022 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указывает на необоснованные выводы судов относительно пропуска срока административным истцом на обращение в суд и наличия уважительных причин для его восстановления; ссылки на практику Европейского суда по правам человека и решения Бийского городского суда по делу N 2-3181/2016 и от 30.01.2014 N 2-203/2014 в качестве подтверждения условий содержания истца. Считает, что судом не установлен характер и продолжительность нарушений в каждом из учреждений, к которым истцом предъявлены требования, последствия нарушения прав истца также не установлены, а взысканная судом сумма компенсации не соответствует требованиям разумности и справедливости, является чрезмерной.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Шугалеев Е.А. в период с 18 января 2012 г. по 14 января 2013 г. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю, в период с 14 января 2013 г. по 13 сентября 2012 г. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю. При этом его содержание в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю не было непрерывным. Так, 24 марта 2012 г. он прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, откуда убыл 14 апреля 2012 г. ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю, 15 июня 2012 г. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, убыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю 24 июня 2012 г, 17 июля 2012 г. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, 24 июля 2012 г. убыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю, 5 декабря 2012 г. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, 14 декабря 2012 г. убыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю.
Согласно камерной карточке, Шугалеев Е.А. в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю содержался в следующих камерах: камера N площадь камеры - 16.7 кв.м, число спальных мест - 4, фактическое содержание - 1- 4 человека; камера N режимный корпус N, площадью 10, 4 кв.м, число спальных мест - 2, фактическое содержание - 1-2 человека; камера N, режимный корпус N, площадью 10, 4 кв.м, число спальных мест - 2, фактическое содержание - 1-2 человека; камера N, режимный корпус N, площадью 20, 3 кв.м, число спальных мест - 5, фактическое содержание - 1-5 человека; камера N, режимный корпус N, площадью 10, 9 кв.м, число спальных мест - 2, фактическое содержание - 1-2 человека; камера N, режимный корпус N, площадью 10, 9 кв.м, число спальных мест - 2, фактическое содержание - 1-2 человека; камера N, режимный корпус N, площадью 12, 4 кв.м, число спальных мест - 3, фактическое содержание - 1-3 человека; камера N, режимный корпус N, площадью 27, 6 кв.м, число спальных мест - 6, фактическое содержание - 1-6 человека; камера N, режимный корпус N, площадью 8, 3 кв.м, число спальных мест - 2, фактическое содержание - 1-2 человека; камера N, режимный корпус N, площадью 29, 4 кв.м, число спальных мест - 7, фактическое содержание - 1-7 человека; камера N, площадью 20, 1 кв.м, число спальных мест - 5, фактическое содержание - 1-5 человека; камера N, площадью 28, 8 кв.м, число спальных мест - 7, фактическое содержание - 1-7 человека. Проверить фактическое количество лиц, содержащихся совместно с Шугалеевым Е.А. в указанный период времени не представляется возможным, в связи с уничтожением книг количественной поверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе.
Согласно камерной карточке Шугалеев Е.А. был обеспечен постельными принадлежностями, средствами гигиены, а также имел в пользовании личное имущество.
Согласно акту по результатам мероприятий по контролю от 26 марта 2013 г, проведенного филиалом ФГУЗ ЦГЭ ФСИН России по Сибирскому федеральному округу в Алтайском крае в учреждении содержится 438 человек при лимите 458 человек. Контроль за состоянием медицинской части, камерных и жилых помещений учреждения осуществляется ежедневно медицинским работником с регистрацией оценок санитарного состояния в соответствующих журналах. Нарушений санитарного состояния ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю данным актом не установлено.
Техническая оснащенность и санитарное состояние камер установлены на основании справок по условиям содержания Шугалеева Е.А.
Так, согласно справке по содержанию Шугалеева Е.А. в камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю число лиц, содержащихся в камерах совместно с Шугалеевым Е.А, соответствовало числу спальных мест, в соответствии с лимитом наполняемости ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю.
Условия содержания Шугалеева Е.А. в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю соответствовали закону о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых и Правилам внутреннего распорядка.
Камеры оборудовались и в настоящее время оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции, санитарными узлами, а также системой дуплексной связи для вызова сотрудников.
Система приточно-вытяжной вентиляции смонтирована в соответствии со СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" и 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений". Вентиляционная система выполнена единообразно в виде короба по всему коридору корпуса и ответвлений от него в камеры, отсутствие её в какой-либо отдельно взятой камере исключено. Удаление воздуха предусматривается через вытяжные каналы. Приточные и вытяжные отверстия располагались в перегородках под потолком и ограждаются металлическими решетками. В ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю установлены вентиляторы ВР 300-45-3/15, обеспечивающие циркуляцию воздуха в отдельно взятом камерном помещении в среднем 30 куб.м./час, что соответствует требованиям СНиП 41-01-2003. Вентиляция всегда находится в исправном состоянии, ее работоспособность контролируется как со стороны сотрудников отдела режима, так и со стороны отдела интендантского и хозяйственного обеспечения.
Санитарные узлы камер смонтированы в соответствии с требованиями СНиП 3.05.01-85 "Внутренние санитарно-технические системы". В камерных помещениях на два и более мест напольные чаши (унитазы) со сливным бачком размещались в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины имели перегородку от пола до потолка.
Ограждение санитарного узла было выполнено из кирпича с открывающейся наружу дверкой. Расстояние от санузла до стола для приёма пищи составляло не менее 100 см, таким образом, требования приватности соблюдались. Расстояние санитарного узла в камере от стола до приема пищи находилось на максимально возможном удалении.
Камеры оборудовались и оборудованы в настоящее время радиаторами отопления, температурный режим соответствует норме (не ниже +18 градусов Цельсия).
Относительная влажность в помещениях камерного типа соответствовала норме по ГОСТу 30494-96 и находилась и в настоящее время находится в диапазоне 30%-60%.
Камеры ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю оборудованы искусственным и естественным освещением согласно СНиП 23-05 "Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение". Искусственное освещение камер осуществлялось и в настоящее время осуществляется системой ночного и основного освещения и соответствует норме освещенности (норма-100 Лк). Естественное освещение камер осуществляется через оконный проем.
Размер оконных проемов соответствует Нормам проектирования СИЗО. Внутреннее остекление камерных помещений производится из обычного стекла, а наружное из матового, шероховатого стекла. Жалюзи на окнах в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю не предусмотрены.
Уборка в камерах производилась дежурными по камере, которые назначались начальником корпусного отделения дежурной смены по утренней проверке под роспись.
Санитарная обработка ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю включала и включает в себя в настоящий момент времени дератизацию и дезинсекцию, производится силами специализированных сторонних организаций. График санитарных обработок составляется из расчета 1 обработка в квартал. Кроме плановых обработок, в случае выявления насекомых или грызунов, проводились и проводятся внеплановые обработки силами и средствами ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю.
Санитарное состояние камер оценивалось и в настоящее время оценивается ежедневно во время утренних проверок медицинским работником, по результатам которых сотрудниками отдела режима принимались меры к их устранению.
Ежедневно осуществлялась и в настоящее время осуществляется обработка санитарных узлов (унитазов и раковин) дезинфицирующим раствором в присутствии начальника корпусного отделения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю, что фиксируется в журнале расхода дезинфекционных средств, а также по требованию заключенных для проведения внеплановой дезинфекции.
С целью проведения профилактических и противоэпидемиологических мероприятий по предупреждению инфекционных очагов и улучшению санитарно-гигиенической обстановки ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю заключались договоры с организациями, осуществляющие услуги по дезинсекции и дератизации. Дезинфекционный раствор выдавался еженедельно на каждый режимный корпус ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю, что фиксируется в журнале выдачи дезинфекционных средств, а также по требованию заключенных для проведения внеплановой дезинфекции и расходуется для санитарной обработки камер режимных корпусов, в том числе и санузлов. Предоставить данные книги не представляется возможным в связи с уничтожением по истечению срока хранения.
Кварцевание камер ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю проводится только в камерах туберкулезного поста в соответствии с требованиями действующего законодательства. Камеры, в которых содержался Шугалеев Е.А, не относятся к числу камер туберкулезного поста.
Судом первой инстанции установлено, в период содержания Шугалеева Е.А. карцеры располагались в режимном корпусе N. Установить, в каких именно карцерах находился Шугалеев Е.А, не представляется возможным, поскольку указание нумерации карцеров в материалах не было предусмотрена нормативной документацией. Режимный корпус N построен в 1985 году. Карцеры имеют площадь от 4 до 8, 8 кв.м, что соответствует нормам проектирования.
Карцеры, в которых содержался Шугалеев Е.А, оборудованы: одной откидной металлической кроватью с деревянным покрытием, столом, табуретом, прикрепленным к полу, полкой для туалетных принадлежностей, урной для мусора, светильниками дневного и ночного освещения, умывальником, который размещен за пределами зоны приватности и санузлом.
Устройство санузла состоит из напольной чаши с дополнительным краном, который обеспечивает смыв воды в центральную канализацию. Смыв воды организован в центральную канализацию. Санитарный узел находится в зоне приватности, которая исполнена из кирпичной кладки от пола до потолка. Вход в зону приватности оборудован дверью, что обеспечивает приватность. Расстояние кабины санитарного узла в карцере от стола для приема пищи находится на максимально возможном удалении. Для проведения дезинфекции санитарных узлов использовалось дезинфицирующее средство "Тетрадез-актив", дезинфекция проводилась в присутствии начальника корпусного отделения осужденными отряда по хозяйственному обслуживанию. Пол оборудован деревянным настилом.
Приточная вентиляция с механическим побуждением с возможностью регулировки температуры подачи воздуха и его объема. Очистка воздуха от пыли в системе обеспечена сменными фильтрами. Вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Приточные и вытяжные отверстия располагаются в перегородках стен и ограждены металлическими решетками. Кроме того, установлены вентиляторы ВР 300-45-3/15, обеспечивающие циркуляцию воздуха в отдельно взятом камерном помещении в среднем 30 куб.м./час, что соответствует требованиям СНиП 41-01-2003.
Карцеры оборудованы естественным и искусственным освещением согласно СНиП 23-05 "Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение". В карцере 1 окно. Естественное освещение в камере оборудовано согласно требованиям СНиП 23-05-95. Освещённость камер составляет 100 Лк. Естественное освещение карцеров осуществляюсь через оконный проем.
Карцеры оборудованы нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления. Расчетная температура воздуха в карцерах+18 градусов по Цельсию. Относительная влажность в помещениях карцерного типа соответствует норме по ГОСТу 30494-96 и находится в диапазоне 30%-60%.
Для индивидуального пользования был обеспечен спальным местом, постельными принадлежностями, постельным бельем, столовой посудой.
Информация о санитарном состоянии камер, карцеров, включая освещенность, влажность, температурный режим, которое оценивалось ежедневно во время утренних проверок, по исправному состоянию оборудования камер, в том числе канализации, вентиляции, отопления, водопровода, имеющихся замечаниях отражалась в книгах (журналах) дежурств по корпусному отделению.
Согласно справкам врио начальника отдела режима ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО1 и начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2 представить все вышеуказанные номенклатурные журналы не представляется возможным в связи с их уничтожением по истечении срока хранения.
Решением Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от 1 июля 2011 г. по делу N 2-1364/2011, удовлетворены исковые требования прокурора г. Бийска Алтайского края. На ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю возложена обязанность оборудовать камеры N N- N, N, N, N- N, N- N радиодинамиками для вещания общегосударственной программы, камеры N N- N, N- N, N- N светильниками ночного освещения, камеры N- N, NNNNNNNNNNNN, N- N, N N, N зеркалами, вмонтированными в стену, камеры N- N, N- N, N, N- N дощатыми деревянными полами, камеры N- N шкафами для продуктов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 апреля 2014 г. отменено решение Бийского городского суда Алтайского края от 30 января 2014 г. по делу N 2-203/2014, признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю по расширению оконных проемов в карцерных помещениях и штрафных изоляторах.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от по делу N 2-3181/2016 частично удовлетворены исковые требования прокурора г. Бийска Алтайского края. На ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю возложена обязанность, в том числе сделать деревянное покрытие пола в камерах N- N, NNNNNNNN.
25 марта 2013 г. прокуратурой Алтайского края в адрес начальника УФСИН России по Алтайскому краю было вынесено представление, согласно которому в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю не в полном объеме исполнено решение Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от 1 июля 2011 г. В 63 камерах следственного изолятора и камерах сборного отделения при использовании заключенными санитарных узлов не обеспечивается в полном объеме режим приватности. На протяжении нескольких месяцев в штате ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю отсутствует врач-фтизиатр, что не позволяет в полном объеме и надлежащим образом осуществлять лечебно-профилактическую и санитарно-эпидемиологическую работу.
В ответ на данное представление начальником УФСИН России по Алтайскому краю прокурору Алтайского края сообщено, что решение Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края не выполнено в части оборудования камер N- N, N- N, N- N, N- N, N, N- N дощатыми деревянными полами. 17 февраля 2013 г. между УФСИН России по Алтайскому краю и ФГУП СМУ-22 ФСИН России заключен государственный контракт на капитальный ремонт объектов ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю, в том числе и капитальный ремонт режимного корпуса N В рамках исполнения контракта предусмотрена реконструкция камерных помещений, режимного корпуса N, обустройство в камерах деревянных дощатых полов, ограждение санитарных узлов камер сплошными перегородками, обеспечивающими приватность, замена сантехнического, вентиляционного и электрического оборудования. Должность начальника туберкулезного отделения - врача-фтизиатра вакантна с 11 сентября 2012 года, в связи с отсутствием кандидатов на указанную должность.
Согласно справкам старшего инспектора группы коммунально-бытового обеспечения и заместителя начальника группы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, а также начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Шугалеев Е.А. содержался в учреждении в период с 14 января по 13 сентября 2013 года: с 14 по 15 января содержался в камере сборного отделения N, общей площадью 16, 4 кв.м.; с 15 января по 28 марта - в камере N общей площадью 18, 5 кв.м.; с 28 марта по 21 мая - в камере N, общей площадью 17, 9 кв.м.; с 21 по 29 мая - в камере N, общей площадью 20, 2 кв.м.4. Сведения о количестве содержащихся в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю совместно с Шугалеевым Е.А, количестве индивидуальных спальных мест предоставить не имеют возможности, так как книга количественной проверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе за период с 15 января по 9 июня 2013 года пришла в ненадлежащий вид (не читаема) в связи с затоплением кабинета канцелярии в процессе проведения кровельных работ крыши административного здания, о чем был составлен акт N от 15 мая 2015 года об уничтожении книг, журналов.
С 13 по 27 июня Шугалеев Е.А. содержался в камере N, общей площадью 20, 2 кв.м, оборудованной семью спальными местами, совместно с Шугалеевым Е.А. содержалось от 6 до 7 человек; с 27 июня по 31 июля - в камере N, общей площадью 13, 3 кв.м, оборудованной шестью спальными местами, совместно с Шугалеевым Е.А. содержалось от 4 до 6 человек; с 31 июля по 15 августа - в камере N, общей площадью 23, 5 кв.м, оборудованной восьмью спальными местами, совместно с Шугалеевым Е.А. содержалось от 6 до 8 человек; с 15 по 28 августа - в камере N, общей площадью 18, 4 кв.м, оборудованной восьмью спальными местами, совместно с Шугалеевым Е.А. содержалось от 7 до 8 человек; с 28 августа по 3 сентября - в камере N, общей площадью 19, 7 кв.м, оборудованной восьмью спальными местами, совместно с Шугалеевым Е.А. содержалось от 5 до 7 человек; с 3 по 13 сентября - в камере N общей площадью 17, 6 кв.м, оборудованной девятью спальными местами, совместно с Шугалеевым Е.А. содержалось от 6 до 9 человек.
Камеры N NNNNNNN карцер N в период с 14 января по 13 сентября 2013 года были оборудованы бетонным покрытием пола.
С учетом изложенного, не соблюдалась норма площади на 1 человека в период содержания Шугалеева Е.А. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, что подтверждается копией книги (инв. N) количественной проверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе N 1 УФСИН России по Алтайскому краю.
Согласно справке старшего инспектора ГКБО камеры NNNNNNNN, карцер N находились в технически исправном состоянии.
В соответствии со справкой начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю камеры NNNNNNNN, карцер N в период с 14 января по 13 сентября 2013 года оборудованы искусственным и естественным освещением согласно СНиП 23-05 "Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение".
Искусственное освещение камер осуществляюсь системой ночного и основного освещения и соответствует норме освещенности. Камеры оборудованы светильниками ЛПО дневного света, которые позволяют обеспечить освещенность 100 люксов в соответствии с требованиями пункта 14.30 Норм проектирования СИЗО. Ночное (дежурное) освещение обеспечивается светильником с электрической лампой мощностью 40Вт с целью обеспечения постоянного надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Искусственное освещение в камерных помещениях включено постоянно и выключается только с 22 часов до 6 часов, кроме ночного освещения.
Естественное освещение камер осуществляюсь через оконный проем. Имелась возможность читать и писать не только при искусственном освещении, но и при естественном освещении, что подтверждается актами проверок температурного, влажностного режимов, проверки искусственного и естественного освещения, работоспособности системы вентиляции в камерах от 12 февраля, 28 марта, 21 и 29 мая, 16 августа 2013 года.
В соответствии с требованиями Норм проектирования низ оконных проемов в помещениях располагается на высоте 1, 5 м. от пола. Размеры оконного проема составляют не менее 1, 2 м. по высоте и не менее 0, 9 м. по ширине. Оконный проем камеры ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю застеклен, на окне установлена решетка из арматуры диаметром 10 мм, с размером ячейки 50х50 мм, что соответствует требованиям приказа ФСИН России от 27 июля 2007 года N 407 "О утверждении каталога специальных режимных изделий".
В камерах и карцере N имелась подводка холодной воды. Водоснабжение осуществляется от городских сетей ООО "Барнаульский Водоканал". Качество воды отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.107401. Подача горячей воды в данных камерах не предусмотрена, перебоев в горячей и холодной воде в камерах NNNNNNNN, карцере N не допущено.
Отопительная система в период с 14 января по 13 сентября 2013 года находилась в технически исправном состоянии, температурный режим в камере в зимний период составлял от 19 до 21 градусов.
Камеры и карцер были оборудованы санитарными узлами, в которых установлены чаши "Генуя" со сливным бачком. Санитарные узлы оборудованы согласно Нормам проектирования СИЗО. Оборудование санитарных узлов представляло собой напольную чашу (унитаз), размещенную в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины имели перегородку высотой 1 м. от пола уборной. Оборудование санитарных узлов включало в себя наличие чаши "Генуя", оборудованной гидрозатвором и подведенной водопроводной трубой с вмонтированным шаровым краном, предназначенным для слива в центральную канализацию.
В указанных камерах и карцере N принудительная вентиляция была выполнена единообразно в виде короба по всему коридору корпуса и ответвлений от него в камеры, отсутствие ее в какой-либо отдельно взятой камере исключено. Удаление воздуха предусматривалось через вытяжные каналы. Приточные и вытяжные отверстия располагались в перегородках под потолком и ограждаются металлическими решетками. В учреждении установлены вентиляторы ВР 300-45-3/15, обеспечивающие циркуляцию воздуха в отдельно взятом камерном помещении в среднем 30 куб. м./час, что соответствует требованиям СНиП 41-01-2003. Вентиляция всегда находится в исправном состоянии, ее работоспособность контролируется со стороны как сотрудников отдела режима, так и со стороны коммунально-бытовой службы. В летний период дополнительно осуществлялась естественная вентиляция камер за счет оконных фрамуг, оконные рамы не выставляются. Относительная влажность в камерах соответствовала норме по ГОСТ 30494-96 и находилась в диапазоне 30%-60%.
Температурный режим и влажность соответствовала установленным нормам. Проверка температурного режима проверялась ежедневно во время утренних проверок.
Карцер N оборудован в соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции РФ N 204дсп-2005 года "Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы".
Действующим законодательством не предусмотрено кварцевание камер общего типа в обычных условиях. Палаты в стационаре кварцуются в период, когда в них никого нет (выход на прогулку, убытие на этап, посещение бани).
22 февраля, 22 мая и 26 июля 2013 года между ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю и ООО "КФК" заключены договоры N, N, N возмездного оказания услуг по дератизации объектов по адресу: "адрес" Санитарная обработка предусматривает проведение дератизации объектов не реже одного раза в месяц и включает в себя ежемесячную дезинсекцию и дератизацию помещений, в том числе и камер.
Согласно журналу регистрации дератизационных и дезинсекционных мероприятий в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю от 14 января 2013 г. дератизация режимных корпусов в период содержания там Ш проводилась 29 января, 28 февраля, 19 марта, 30 апреля, 28 мая, 25, 26 и 29 июня и 12 сентября 2013 года.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 4 июля 2012 года по делу N 2-3427/2012, вступившим в законную силу 10 августа 2012 г, удовлетворены исковые требования прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц. Признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, выразившееся в неразмещении подозреваемых, обвиняемых и осужденных с учетом соблюдения норм жилой площади на одного человека в размере 4 кв.м, в необорудовании камер деревянными полами. На ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю возложена обязанность в срок до 1 апреля 2013 года обеспечить размещение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в камерах изолятора с учетом санитарной площади не менее 4 кв.м. на одного человека; оборудовать камеры изолятора N- N, N- N, N, N N- N, камеры (палаты) изолятора N- N деревянным покрытием пола в соответствии с Нормами проектирования СИЗО.
8 февраля 2013 г. заместителем прокурора Алтайского края в адрес начальника УФСИН России по Алтайскому краю было внесено представление, согласно которому в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю абсолютное большинство камер первого, второго и третьего корпуса не оборудованы радиоточками. Несмотря на то, что учреждением после неоднократного вынесения представлений прокуратурой в 2011 году был приобретен дорогостоящий радио-усилитель, заключенные под стражу по-прежнему не имеют возможности прослушивать радио. В неудовлетворительном состоянии находится корпус N который не отвечает требованиям санитарных и гигиенических норм. Практически во всех камерах этого корпуса требуется проведение капитальных ремонтных работ.
В ответ на указанное представление и.о. начальника УФСИН России по Алтайскому краю 4 марта 2013 г. сообщено, что санитарный пропускник, коридоры и камеры режимного корпуса N требуют косметического и капитального ремонта, денежных средств на проведение ремонта не выделялось. Вопросы финансирования следственных изоляторов являются приоритетными и находятся на постоянном контроле руководство УФСИН по Алтайскому краю. В 2013 году для производства ремонта камер и коридоров ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому края. Из федерального бюджета выделено 150000 руб.
12 апреля 2013 г. заместителем прокурора Алтайского края в адрес начальника УФСИН России по Алтайскому краю внесено представление, согласно которому большинство камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю не оборудованы шкафами, по этой причине продукты питания, принадлежащие заключенным под стражу, хранятся в неприспособленном для этого месте. По-прежнему в большинстве камер отсутствует деревянный настил полов, а в имеющихся он пришел в негодность.
Ответом начальника УФСИН России по Алтайскому краю от 7 мая 2013 г. заместителю прокурора Алтайского края сообщено, что в рамках работы по устранению недостатков выявленных при инспектировании ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в 2012 году, в настоящее время проводится работа по оборудованию камер шкафами для продуктов питания.
10 сентября 2013 г. заместителем прокурора Алтайского края в адрес начальника УФСИН Росси по Алтайскому краю внесено представление, из которого следует, что во всех камерах первого корпуса ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в неисправном состоянии находится система вызова администрации. Администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю не предпринимается должных мер к исполнению решения Центрального районного суда г. Барнаула от 4 июля 2012 г, а именно, камеры следственного изолятора не оборудованы деревянными полами.
В ответ на указанное представление начальником УФСИН России по Алтайскому краю 11 октября 2013 г. сообщено, что в целях приведения в соответствие установленным требованиям камер режимного корпуса N, N УФСИН России по Алтайскому краю подготовлены и направлены во ФСИН России предложения по капитальному ремонту и реконструкции камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю для включения в программу капитального ремонта корпуса.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями статьей 15, 23, 30, Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N103-ФЗ), Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 (далее- Правила внутреннего распорядка), пунктом 9.10. Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01, утвержденных Приказом Минюста России от 28 мая 2001 года N 161-дсп (далее - Нормы проектирования СИЗО), разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - постановление Пленума Верховного Суда от 25 декабря 2018 года N 47), оценив представленные доказательства в материалы дела, оригиналы надзорных производств, в рамках которых установлены нарушения условий содержания осужденных в указанном учреждении включая спорный период времени, пришел к выводу о подтверждении доводов административного истца о ненадлежащих условиях его содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю в части отсутствия на протяжении 11 месяцев деревянного покрытия полов и отсутствия радиоточек, несоблюдение требований приватности санузлов в камерах, а также о наличии нарушений условий его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в части несоблюдения на протяжении 8 месяцев нормы санитарной площади и отсутствия деревянных полов в камерах, отсутствия шкафов для продуктов на протяжении не менее 5 месяцев, отсутствия радиоточек - не менее 3 месяцев, с присуждением соответствующей компенсации.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда от 25 декабря 2018 года N 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация (пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда от 25 декабря 2018 года N 47).
Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания, в том числе требования к этим помещениям, в рассматриваемый период были регламентированы Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N103-ФЗ).
Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее- Правила внутреннего распорядка).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 Федерального закона N103-ФЗ.
Пунктом 9.10. Нормы проектирования СИЗО, установлено, что полы в камерных помещениях следует предусматривать дощатые беспустотные с креплением к трапециевидным лагам, втопленным в бетонную стяжку по бетонному основанию. Полы в камерах по периметру помещений следует крепить деревянными брусьями на болтах.
В соответствии с пунктом 14.6 Норм проектирования СИЗО камерные помещения оборудуются напольными чашами (унитазами) со смывными кранами, умывальниками со смесителями и чугунными сифонами.
Как следует из пункта 14.30 Норм проектирования СИЗО освещенность камер, карцеров, медицинских и боксированных палат должна соответствовать 100 лк - для люминесцентных ламп и 50 лк - для ламп накаливания.
В соответствии с требованиями Норм проектирования СИЗО низ оконных проемов в помещениях располагается на высоте 1, 5 м. от пола. Размеры оконного проема составляют не менее 1, 2 м. по высоте и не менее 0, 9 м. по ширине.
Согласно пункту 8.102 Норм проектирования СИЗО радиоприемники в камерах следует располагать в нишах над дверью и ограждать их металлическими решетками, в связи с чем регулировка громкости радио осуществляется из дежурной части сотрудниками учреждения.
Учитывая изложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы судов о наличии оснований для частичного удовлетворения иска и присуждения компенсации за ненадлежащие условия содержания в сумме 55 000 рублей, являются правильными.
Доводы административного ответчика об обратном основаны на неверном толковании норм права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассатора относительно необоснованного учета обстоятельств, установленных судебными актами Бийского городского суда Алтайского края по иным делам, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Судом апелляционной инстанции правомерно указано, что решение суда подтверждает, что даже по состоянию на 2016 год отсутствовало деревянное покрытие полов в камерах N- NNNNNNNNN. Обстоятельства содержания административного истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю в юридически значимый период времени в ненадлежащих условиях, которые установлены ранее принятыми судебными актами, не доказываются вновь в силу положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства, поскольку эти обстоятельства установлены в отношении указанного выше следственного изолятора.
Оснований для несогласия с выводами судов в части размера компенсации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции также не имеет.
Вопреки доводам жалобы при присуждении размера компенсации за нарушение условий содержания, суды исходили как из факта нарушения условий содержания в совокупности, характера выявленных нарушений условий содержания, их длительность, последствий для истца с учетом его индивидуальных особенностей.
Учитывая фактические обстоятельства дела, исходя из того, что выявленные нарушение условий содержания, в том числе в части приватности санузла, несоблюдения нормы санитарной площади, отсутствия деревянных полов являются существенными нарушениями, необоснованно ограничивали права истца на нормальные условия содержания; степень вины ответчиков, не обеспечивших предусмотренные законом условия содержания истца под стражей, характер и продолжительность допущенных нарушений суды пришли к выводу, что сумма компенсации в размере 55 000 руб. является разумной, отвечает требованиям разумности и справедливости.
Доводы кассатора относительно отсутствия в решении суда обоснование размера компенсации применительно к нарушениям условий содержания в каждом из учреждений, основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений не являются, компенсация за нарушение условий содержания под стражей взыскивается с одного административного ответчика -ФСИН России.
Доводы кассационной жалобы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит несостоятельными, поскольку отказ в удовлетворении административного искового заявления только по мотиву пропуска процессуального срока обращения в суд фактически приведет к отказу административному истцу в защите нарушенного права, что является недопустимым и противоречит задачам административного судопроизводства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами судов, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемые судебные акты постановлены исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судов с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.