Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-96/2022 (04RS0021-01-2021-007029-92) по иску прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах Панькова С.Н. к ГБУЗ "Городская поликлиника N1", Министерству здравоохранения Республики Бурятия о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, средствами диагностики
по кассационной жалобе Министерства здравоохранения республики Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, заслушав прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Советского района г.Улан-Удэ в интересах Панькова С.Н. обратился с иском к ГБУЗ "Городская поликлиника N1", Министерству здравоохранения Республики Бурятия о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, средствами диагностики.
В обосновании исковых требований прокурор указывает на то, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлено нарушение прав Панькова С.Н, являющегося инвалидом "данные изъяты" группы, имеющего диагноз: "данные изъяты". В соответствии с выписными эпикризами из истории болезни, амбулаторной карты Панькову С.Н. рекомендована "данные изъяты". По информации ГБУЗ "Городская поликлиника N1" установлено, что Панькову С.Н. выдавались лекарственные препараты "данные изъяты" всего 2 раза за весь 2021 год, а именно: 4 марта 2021 года и 25 мая 2021 года. Средства диагностики ("данные изъяты") выдавались 13 января 2021 года (1 упаковка) и 20 февраля 2021 года (4 упаковки). Согласно объяснению Панькова С.Н. лекарственные препараты и средства диагностики, выданные ему ГБУЗ "Городская поликлиника N1", закончились, денежных средств на их приобретение у Панькова С.Н. не имеется. Тем самым, Паньков С.Н. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами в связи с наличием у него заболевания, но обеспечения такими лекарственными средствами и средствами диагностики на момент проведения проверки не было осуществлено.
Прокурор Советского района г.Улан-Удэ с учетом уточнения просил обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить Панькова С.Н. лекарственными средствами: "данные изъяты" в дозах, назначенных врачом до момента их отмены врачом, а также средств диагностики ("данные изъяты") из расчета контроля уровня "данные изъяты" не менее 4 раз в сутки; обязать ГБУЗ "Городская поликлиника N1" обеспечить своевременный и в полном объеме отпуск Панькову С.Н. лекарственных средств: "данные изъяты" в дозах, назначенных врачом до момента их отмены врачом, а также средств диагностики "данные изъяты") из расчета контроля уровня "данные изъяты" не менее 4 раз в сутки.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГАУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко", ГП РБ "Бурят- Фармация".
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 января 2022 г. постановлено: иск прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах Панькова С.Н. удовлетворить.
На ГБУЗ "Городская поликлиника N1" возложена обязанность обеспечить своевременный и в полном объеме отпуск Панькову С.Н. лекарственных средств: "данные изъяты" в дозах, назначенных врачом и до момента их отмены врачом, а также средств диагностики ("данные изъяты") из расчета контроля уровня "данные изъяты" не менее 4 раз в сутки.
На Министерство здравоохранения Республики Бурятия возложена обязанность обеспечить Панькова С.Н. лекарственными средствами: "данные изъяты" в дозах, назначенных врачом и до момента их отмены врачом, средствами диагностики ("данные изъяты") из расчета контроля уровня "данные изъяты" не менее 4 раз в сутки.
Дополнительным решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 1 февраля 2022 г. постановлено, что решение суда от 24 января 2022 г. по гражданскому делу N2-96/2022 по иску прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах Панькова С.Н. к ГБУЗ "Городская поликлиника N1", Министерству здравоохранения Республики Бурятия о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, средствами диагностики подлежит немедленному исполнению.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2022 г. решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 24 января 2022 г. изменено в части. Абзац 3 резолютивной части решения в изложен в следующей редакции: обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия организовать обеспечение Панькова С.Н. лекарственными средствами: "данные изъяты" в дозах, назначенных врачом и до момента их отмены врачом, средствами диагностики ("данные изъяты") из расчета контроля уровня "данные изъяты" не менее 4 раз в сутки. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерством здравоохранения республики Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Участвующим в деле прокурором прокуратуры Республики Бурятия представлены возражения относительно доводов кассационной жалобы.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
Представителем Министерства здравоохранения Республики Бурятия Осокиной И.А, действующей на основании доверенности N от 23 декабря 2021 г, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего
Как установлено судами и следует из материалов дела, Паньков С.Н. является инвалидом "данные изъяты" группы в связи с общим заболеванием
Согласно выписным эпикризам из истории болезни от 13 сентября 2019 г, 3 июля 2020 г, 11 сентября 2020 г. истцу Панькову С.Н. установлен диагноз: "данные изъяты"
В связи с установленным диагнозом истцу Панькову С.Н. рекомендована, помимо прочего, "данные изъяты".
Ответчики не оспаривали то обстоятельство, что заболевание Панькова С.Н. - "данные изъяты" входит в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно
В соответствии с объяснением заместителя главного врача ГБУЗ "Городская поликлиника N1" от 17 ноября 2021 года ввиду недостаточности финансирования из средств федерального и местного бюджетов на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий, в ГБУЗ "Городская поликлиника N1" на протяжении всего 2021 года действительно имел место их дефицит, в полном объеме заявителям "данные изъяты" и лекарственные препараты не предоставлялись.
Кроме того, согласно объяснению главного врача ГБУЗ "Городская поликлиника N1" от 16 ноября 2021 г. Паньков С.Н. получил 5 упаковок "данные изъяты", последний раз выданы 20 февраля 2021 г. Кроме того, указанному гражданину предоставлены "данные изъяты" (международное непатентованное наименование препаратов "данные изъяты") - 4 упаковки, последний раз в мае 2021 г. Также указывает, что в первом полугодии 2021 года было ограниченное поступление "данные изъяты".
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 18, 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статей 5, 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Перечнем социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890, Положением о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2017 г. N319, установив, что заболевание Панькова С.Н. - "данные изъяты" входит в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890 Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно; требуемые лекарственные препараты и средства диагностики для исполнения медицинских назначений врача предоставлялись истцу ненадлежащим образом, потребление назначенных препаратов является жизненно необходимым для Панькова С.Н. и он подлежит постоянному лечению, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судом первой инстанции были отклонены доводы Министерства здравоохранения о принятии всех необходимых мер в рамках исполнения полномочий по организации лекарственного обеспечения, поскольку целью данных мер является непосредственное обеспечение гражданина необходимыми средствами, что в данном случае не было достигнуто.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением в части наличия оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Паньков С.Н. относится к группе населения, которой при амбулаторном лечении лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета субъекта РФ.
При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции в части возложения на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанности обеспечить Панькова С.Н. лекарственными средствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия указала на то, что в соответствии с пунктом 6.14 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия Министерство здравоохранения Республики Бурятия организует обеспечение населения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый в соответствии с федеральным законодательством, в связи с чем на ответчика - Министерство здравоохранения Республики Бурятия подлежит возложению обязанность по организации обеспечения Панькова С.Н. лекарственными средствами: "данные изъяты" в дозах, назначенных врачом и до момента их отмены врачом, средствами диагностики ("данные изъяты") из расчета контроля уровня "данные изъяты" не менее 4 раз в сутки.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда первой инстанции в неизменной части и суда апелляционной инстанции отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе, санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан.
В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с положениями пунктов 2, 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным аконом от 12 апреля 2010 г. N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона N178-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе "данные изъяты" (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению N1, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению N2 (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890).
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г. N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение N1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890) применительно к гражданам с заболеванием " "данные изъяты"" предусмотрено бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, "данные изъяты", средствами диагностики.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 года N319 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия Министерство здравоохранения Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции, а также координирующим - в случаях, установленных законами Республики Бурятия, указами Президента Республики Бурятия, Главы Республики Бурятия и постановлениями Правительства Республики Бурятия, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.
Основной задачей Министерства здравоохранения Республики Бурятия является организация охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий. Непосредственно обеспечивать пациента лекарственным препаратом, изделием медицинского назначения или расходным материалом к нему Министерство здравоохранение Республики Бурятия не уполномочено. Данное мероприятие организуется Министерством здравоохранения Республики Бурятия через подведомственные организации, которые представляют сведения и заявки на обеспечение своих пациентов, соответственно, в рамках заявленных требований Министерство здравоохранения Республики Бурятия может лишь организовать обеспечение истца.
В соответствии с пунктом 6.14 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия Министерство здравоохранения Республики Бурятия организует обеспечение населения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно пункту 6.15 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия Министерство здравоохранения Республики Бурятия также осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16 июня 2008 г. N307 утвержден Порядок предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом. Министерству здравоохранения Республики Бурятия поручено обеспечить организацию предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим "данные изъяты", при формировании проектов республиканского бюджета включать их в перечень мероприятий, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
Ежегодная потребность в лекарственных средствах ("данные изъяты") и средствах самоконтроля определяется Министерством здравоохранения Республики Бурятия на основании заявок медицинских организаций.
Сводная заявка на лекарственные средства и средства самоконтроля формируется в Министерстве здравоохранения Республике Бурятия и утверждается министром.
В рамках исполнения полномочий по организации лекарственного обеспечения населения Министерством здравоохранения Республике Бурятия издан приказ от 30 сентября 2020 г. N712-ОД "О формировании заявки на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения больных сахарным диабетом на 2021 г. за счет бюджета Республики Бурятия", в соответствии с которым руководителям медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь поручено определить потребность для больных сахарным диабетом в лекарственных препаратах по международному непатентованному наименованию, медицинских изделиях на 2021 г.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что Паньков С.Н. как лицо, страдающее "данные изъяты" в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и средствами диагностики ("данные изъяты") из расчета контроля уровня "данные изъяты" в количестве, назначенном врачом, поскольку использование средств диагностики является жизненно необходимым для Панькова С.Н. и он подлежит постоянному лечению; нуждаемость Панькова С.Н. подтверждена материалами дела и поставленным диагнозом; ответчиками ненадлежащим образом осуществлялось обеспечение Панькова С.Н. необходимыми ему лекарственными препаратами и средствами диагностики ("данные изъяты" судебные инстанции пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на ответчиков соответствующих обязанностей. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Бурятия организовать льготное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и фактических обстоятельств, что не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы представителя Министерства здравоохранения Республики Бурятия о необоснованном определении судом количества тест-полосок необходимых истцу в месяц являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в апелляционном определении. При этом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия указала на то, что из приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N1053Н следует, что усредненный показатель кратности применения для исследования уровня "данные изъяты" в крови составляет 1 460, таким образом, в сутки указанный контроль исследования проводится не менее четырех раз. Установив, что потребление назначенных препаратов является жизненно необходимым для истца, и он подлежит постоянному лечению, в связи с чем ему необходимо исследовать уровень "данные изъяты" в крови не менее четырех раз в сутки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела. Таких обстоятельств, при проверке доводов кассационной жалобы, не установлено.
Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Указание кассатора на надлежащую организацию льготного обеспечения населения Республики Бурятия лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не влечет отмену обжалуемых судебных актов, поскольку опровергается установленными по делу фактическими обстоятельствами, свидетельствующими о ненадлежащем обеспечении истца необходимыми ему лекарственными препаратами и средствами диагностики (тест-полосками).
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судебными инстанциями определены правильно. В обжалуемых судебных постановлениях в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приведены выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемого судебного постановления, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 января 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.