Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1564/2021 (УИД: 70RS0004-01-2021-001039-47) по иску Мойсюка Александра Валентиновича к Государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Мойсюка Александра Валентиновича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мойсюк А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 (далее - ГУ-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1), в котором, уточнив требования, просил о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы: с 1 ноября 1988 г. по 14 октября 1990 г, с 31 октября 1990 г. по 17 сентября 1991 г, с 22 сентября 1991 г. по 31 декабря 1997 г. в качестве оператора-прессовщика древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит (ДСП); возложении обязанности назначить досрочно пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 9 сентября 2020 г.
Требования мотивированы незаконностью отказа ГУ-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 в назначении ему пенсии, право на которую он приобрёл с 9 сентября 2020 г. (с учётом включения в специальный стаж всех требуемых им периодов работы).
Так, сам по себе факт того, что работодатель не придавал особое значение точному написанию наименования профессии, не может быть поставлен ему в вину и ограничить его право на досрочное назначение пенсии.
Работа истца в деревообрабатывающем производстве с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности подтверждена совокупностью представленных им документов.
Решением Советского районного суда г. Томска от 2 июля 2021 г. исковые требования Мойсюка А.В. удовлетворены.
Суд обязал ГУ-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 включить в стаж работы Мойсюка А.В, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 1 ноября 1988 г. по 14 октября 1990 г, с 31 октября 1990 г. по 17 сентября 1991 г, с 22 сентября 1991 г. по 31 января 1997 г. в качестве оператора-прессовщика древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит; назначить досрочно страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 9 сентября 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 мая 2022 г. постановлено:
отменить решение Советского районного суда г. Томска от 2 июля 2021г. в части возложения на ГУ-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 1 ноября 1988 г. по 14 октября 1990 г, с 31 октября 1990 г. по 17 сентября 1991 г, с 22 сентября 1991 г. по 1 января 1992 г. в качестве оператора-прессовщика древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит (ДСП), обязанности досрочно назначить Мойсюку А.В. страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 9 сентября 2020г.; принять в отменённой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации Соболевской Ирины Александровны - без удовлетворения".
В кассационной жалобе истец Мойсюк А.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 мая 2022 г, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым заявленные им исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такого характера нарушений норм права судом апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 7 ноября 2019 г. истец Мойсюк А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области от 3 декабря 2019 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности.
В специальный стаж в связи с тяжёлыми условиями труда по Списку N 2 засчитаны истцу периоды работы с 1 января 1998 г. по 11 октября 1998 г. в качестве прессовщика древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит; с 12 октября 1998 г. по 30 апреля 2001 г. в качестве заточника деревообрабатывающего инструмента сухим способом на Томском заводе древесностружечных плит. Специальный стаж составляет 3 года и 4 месяца.
Из подсчёта льготного стажа в связи с тяжелыми условиями труда исключены периоды: с 1 ноября 1988 г. по 17 сентября 1991 г, с 22 сентября 1991 г. по 31 декабря 1997 г. в качестве оператора - прессовщика древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит (ДСП), так как профессии не предусмотрены Списком N 2 и документально не подтверждена занятость на работах, предусмотренных Списком N 2.
Не согласившись с указанным решением, Мойсюк А.В. обратился в суд с иском, где в окончательной редакции просил включить в специальный стаж периоды работы с 1 ноября 1988г. по 14 октября 1990г, с 31 октября 1990г. по 17 сентября 1991г, с 22 сентября 1991г. по 31 декабря 1997г. в качестве оператора-прессовщика древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит (ДСП).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец в спорные периоды был занят на работах в должности и на условиях, предусмотренных Списком N 2, дающим право на льготное пенсионное обеспечение.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда в части возложения на ГУ-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 обязанности по включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 1 ноября 1988 г. по 14 октября 1990 г, с 31 октября 1990 г. по 17 сентября 1991 г, с 22 сентября 1991 г. по 1 января 1992 г. в качестве оператора-прессовщика древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит (ДСП), обязанности досрочно назначить Мойсюку А.В. страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 9 сентября 2020г, в связи с чем отменил его с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Выводы суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 названного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда в соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком N 2 утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. в разделе XXI "Целлюлозно-бумажное и деревообрабатывающее производство" в подразделе 6 "Деревообрабатывающее производство" в пункте 2 "Прочие профессии деревообработки" под кодом 22306020-17001 указаны прессовщики древесных и костровых плит, занятые на горячем прессовании древесно-стружечных плит с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В соответствии с разъяснениями Минтруда СССР от 16 апреля 1991 г. N 1 "О порядке применения Списков 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённых постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N 10", по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать: операторам-прессовщикам древесных плит, занятым на горячем прессовании древесно-стружечных плит с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, как прессовщикам древесных и костровых плит, занятым на горячем прессовании древесно-стружечных плит с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Таким образом, данный вид работ, как дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии впервые был предусмотрен законодателем Списком N 2 1991 года.
Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что период работы истца оператором - прессовщиком древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит с 1 ноября 1988 г. по 14 октября 1990 г, с 31 октября 1990 г. по 1 января 1992 г. приходился на время действия Списка N 2 1956 года (утверждённого Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956г. N 1173), где прессовщики были предусмотрены в бумажном и фанерном производстве только на производстве целлюлозы, бумаги и картона. Раздел "Деревообрабатывающее производство" в указанном Списке N 2 отсутствовал.
Принимая во внимание, что должность оператора-прессовщика на деревообрабатывающем производстве в соответствии с применявшимся в период до 1 января 1992 г. Списком N 2 1956 года предусмотрена не была, следовательно, правильным является вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для включения периода работы истца в указанной должности до 1 января 1992 г. в специальный стаж.
Установив факт работы истца в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1997 г. в особых условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции обоснованно пришёл к выводу, что без учёта спорного периода с 1 ноября 1988 г. по 1 января 1992 г. (3 года и 2 месяца) продолжительность специального стажа истца с включением периода, который был зачтён пенсионным фондом (3 года и 4 месяца), и периода, признанного судом, составляет 9 лет 4 мес, то есть менее 12 лет 6 мес, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", что исключает обязанность пенсионного органа в досрочном назначении истцу пенсии.
Оснований для назначения пенсии Мойсюку А.В. с уменьшением возраста в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ, также не имеется, поскольку на дату обращения с заявлением о назначении пенсии (7 ноября 2019г.) истец не достиг требуемого возраста.
Таким образом, по указанным выше основаниям суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда в части возложения обязанности на пенсионный орган по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы истца с 1 ноября 1988 г. по 1 января 1992 г, а также досрочного назначения страховой пенсии по старости, отказав в удовлетворении требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мойсюка Александра Валентиновича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.