Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ветровой Н.П, судей Умысковой Н.Г. и Даниловой О.Н.
с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-146/2022 (УИД N 04RS0023-01-2022-000228-35) по исковому заявлению прокурора Тункинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "Тункинский район" о понуждении принять меры к организации нецентрализованного холодного водоснабжения на территории с. Зактуй Тункинского района Республики Бурятия в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по кассационной жалобе Администрации муниципального образования "Тункинский район" на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 26 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским Верховного Суда Республики Бурятия от 29 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Умысковой Н.Г, выслушав прокурора Самойлова А.А, полагавшего, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Тункинского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать администрацию МО "Тункинский район" принять меры к организации нецентрализованного холодного водоснабжения на территории с. Зактуй Тункинского района Республики Бурятия в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательства об организации водоснабжения населению с.Зактуй Тункинского района Республики Бурятия установлено, что жители названного населенного пункта не обеспечены питьевой водой, в пределах населенного пункта отсутствует источник питьевой воды, которая бы соответствовала санитарно-эпидемиологическим характеристикам.
Решением Тункинского районного суда Республики Бурятия от 26 апреля 2022 г. исковое заявление удовлетворено.
Администрацию муниципального образования "Тункинский район" обязали в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к организации нецентрализованного холодного водоснабжения на территории с. Зактуй Тункинского района Республики Бурятия в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским Верховного Суда Республики Бурятия от 29 июня 2022 г. решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 26 апреля 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить оспариваемые судебные постановления. В иске прокурора к Администрации отказать полностью.
Ссылаясь на статью 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416, указывает, что орган местного самоуправления обязан обеспечить питьевой водой население путем: организации нецентрализованного холодного водоснабжения возведение водонапорной башни, или осуществить подвоз питьевой воды автотранспортом. В отсутствие общих принципов разумности и справедливости Администрация в настоящее время по решению суда обязана возвести (сооружение) водонапорную башню в населенном пункте Зактуй и одновременно осуществлять подвоз питьевой воды населению села Зактуй автотранспортом.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судебными инстанциями не допущены.
Судом первой инстанции установлено, что жители с. Зактуй Тункинского района Республики Бурятия не обеспечены питьевой водой, в пределах указанного населенного пункта отсутствует источник питьевой воды, которая бы соответствовала санитарно-эпидемиологическим характеристикам, что подтверждается результатами прокурорской проверки, письмом заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, письмом администрации МО СП "Жемчуг" N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому нецентрализованное водоснабжение на территории с.Зактуй не организовано.
Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года N 644, установив указанные обстоятельства, пришел к выводу о бездействии ответчика, выразившимся в непринятии мер по организации водоснабжения жителям с.Зактуй.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований не согласиться с данным выводом судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (п. 13 ст. 2).
Централизованной системой холодного водоснабжения является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29 ст. 2).
Согласно статье 7 данного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 72 данных Правил органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 73 Правил).
Вопреки доводам кассатора о том, что на ответчика одновременно возложена обязанность возвести (сооружение) водонапорную башню в населенном пункте Зактуй и осуществить подвоз питьевой воды населению села Зактуй автотранспортом, судебные инстанции, установив, что администрацией не исполнено решение Тункинского районного суда от 06.11.2020 года, которым администрация МО "Тункинский район" обязана в срок до 31.12.2020 года обеспечить подвоз питьевой воды, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении иска прокурора.
Из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судами на основании надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в судебных постановлениях выводы соответствуют обстоятельствам дела. Положенные в основу судебных актов доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, данная им оценка соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Правила оценки доказательств судом второй инстанции не нарушены.
Пересмотр оценки доказательств в связи с доводами жалобы на стадии кассационного производства не входит в круг оснований для отмены судебных постановлений. Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияют на их обоснованность и законность, либо опровергают выводы суда, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, кассационным судом не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 26 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским Верховного Суда Республики Бурятия от 29 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Тункинский район" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Ветрова
Судьи Н.Г. Умыскова
О.Н. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.