Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-864/2022 (УИД 19RS0001-02-2021-011756-29) по иску Сидорова Михаила Павловича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия о признании незаконным отказа в выплате суммы надбавки, обязании произвести ежегодную денежную выплату к Дню победы в Великой Отечественной войне, по кассационной жалобе Сидорова Михаила Павловича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 24 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сидоров Михаил Павлович (далее - Сидоров М.П, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - ОПФР по Республике Хакасия, ответчик) о признании незаконным отказа в выплате, обязании произвести ежегодную денежную выплату к Дню победы в Великой Отечественной войне.
В обоснование заявленных требований Сидоров М.П. указал, что вступившим в законную силу решением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 22 августа 2019 г. удовлетворен его иск к Пенсионному фонду о признании незаконным отказа в выплате, обязании выплатить ежегодную денежную выплату ко Дню победы в Великой Отечественной Войне за 2019 год. Данная выплата согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 в размере 10 000 руб. выплачивается ежегодно с 2019 года. Истец, как участник боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года, имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной Войны в силу положений Федерального закона "О ветеранах". Однако, ответчик вновь необоснованно отказал ему в ежегодной выплате за 2020 и 2021 г. г. Полагая, что вступившим в законную силу решением суда уже признано его право на получение ежегодной выплаты, Сидоров М.П. просил суд признать отказ ответчика в осуществлении ему ежегодной денежной выплаты в размере 10 000 руб. за 2020, 2021 г. г. незаконным; обязать ответчика выплатить ему ежегодную денежную выплату ко Дню Победы в Великой Отечественной войне на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 в размере 10 000 руб. за 2020, 2021 годы.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 24 мая 2022 г. в удовлетворении исковых требований Сидорову М.П. отказано.
В кассационной жалобе Сидоров М.П. просит об отмене решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 февраля 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 24 мая 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами допущено нарушение норм материального права, выразившееся в неправильном толковании Федерального закона "О ветеранах".
Заявитель полагает, что ветеранами Великой Отечественной войны являются военнослужащие, проходившие службу в период других боевых действий по защите Отечества. Указывает, что согласно подпункту "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г..N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами - участниками Великой Отечественной Войны являются военнослужащие, в том числе, уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской воны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества. Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащемуся в Приложении к Федеральному закону "О ветеранах", на лиц принимавших участие в войнах, боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделе I и II, распространяется действие статей 2 (ветераны Великой Отечественной Войны) и 4 (инвалиды Великой Отечественной Войны и инвалиды боевых действий) Федерального закона "О ветеранах". Указанным перечнем (раздел I) предусмотрены боевые действия в районе острова Даманский в марте 1969 г, в которых принимал участие истец. Таким образом, полагает, что законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне и участников других боевых действий по защите Отечества, указанных в разделе I Перечня, предоставляя им единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объем мер оказываемой социальной поддержки. Указ Президента РФ от 24 апреля 2019 г..N186 не содержит указания об ограничении круга лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты только лицами, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях во временной период Великой Отечественной войны.
Полагает, что у него имеется право на получение ежегодной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г..N186.
Относительно доводов кассационной жалобы ОПФР по Республике Хакасия представлены возражения на кассационную жалобу заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Сидоров М.П, представитель ответчика ОПФР по Республике Хакасия, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Сидоров М.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся участником боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года и имеет право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее также - Федеральный закон "О ветеранах").
18 октября 2021 г. Сидоров М.П. обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (далее - УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия) с заявлением, в котором просил о назначении ему ежегодной выплаты согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 за 2020 и 2021 г. г.
9 ноября 2021 г. ОПФР по Республике Хакасия отказало Сидорову M.П. в указанной выплате, мотивируя тем, что подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" не наделяет его правом на получение такой выплаты. Право на выплаты имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны, выплата приурочивается ко Дню победы.
Не согласившись с решением Пенсионного Фонда Российской Федерации, истец обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Сидорова М.П, суд первой инстанции исходил из того, что Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 определен круг лиц, непосредственно имевших отношение к событиям Великой Отечественной войны под которыми в рамках реализации этого Указа понимается период с 1941 по 1945 год. Сидоров М.П. как участник боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года к таковым не относится, а потому не относится к категории граждан, для которых Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 предусмотрены меры социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе, при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки для различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной Войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах").
В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны, в числе прочих, относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны и для приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы", начиная с 2019 года гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" производится ежегодная денежная выплата в размере 10 000 руб. Названная выплата приурочивается к Дню Победы.
Таким образом, круг лиц, которым производятся соответствующие выплаты, четко определен в Указе Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 и ограничен содержанием подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Положения Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N186 имеют своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941-1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном Указе Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N186.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, из содержания Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N186 следует, что указанный Указ Президента Российской Федерации закрепляет особый механизм реализации права на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N186 в виде обеспечения ежегодной денежной выплатой за счет средств Федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 по 1945 годы).
Поскольку период участия Сидорова М.П. в боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 года не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации названного Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 г. по 1945 г, право Сидорова М.П. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах" не может быть реализовано в соответствии с положениями указанного Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N186.
Учитывая, что круг лиц, на которых распространяет свое действие Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 включает только конкретный перечень лиц, которые непосредственно участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, основания для расширительного толкования положений Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N186 и их распространения на истца, отсутствуют.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" относит лиц, принимавших участие в боевых действиях на острове Даманский в 1969 году к ветеранам Великой Отечественной войны, но не к участникам Великой Отечественной войны, тогда как Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 предусматривает установление единовременной выплаты не для всех ветеранов Великой Отечественной войны, а только для определенной категории - непосредственных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 года.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу об обоснованном отказе истцу в производстве выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню победы".
Доводы жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, являлись предметом исследования судов, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку выводов судов, что не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Вопреки ошибочному мнению истца, нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмене обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сидорова Михаила Павловича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.