Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1158/2022 (УИД 02RS0001-01-2022-003277-58) по иску Карабинской Любови Ильиничны к Правительству Республики Алтай в лице республиканской комиссии по реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" об обязании выдать государственный жилищный сертификат, по кассационной жалобе Карабинской Любови Ильиничны на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 26 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 3 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Карабинская Любовь Ильинична (далее по тексту - Карабинская Л.И.) обратилась в суд с иском к Правительству Республики Алтай в лице республиканской комиссии по реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" об обязании выдать государственный жилищный сертификат.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Улаганский район".
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 26 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 3 августа 2022 г, в удовлетворении исковых требований Карабинской Л.И. отказано.
Карабинская Л.И. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав, что суд апелляционной инстанции не проверил ее доводы, изложенные в апелляционной жалобе; из решения суда не усматривается, когда она была поставлена в очередь в сводном списке под номером 1 747, когда и по какому принципу был сформирован данный список непонятно; судом не привлечено в качестве третьего лица на стороне ответчика Министерство регионального развития Республики Алтай, которое занимается формированием и утверждением списка граждан, получателей государственных жилищных сертификатов, которое непосредственно выдает жилищные сертификаты; вопрос о порядке формирования, утверждения сводного списка на выдачу жилищного сертификата остался судом не исследованным, просит решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 26 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 3 августа 2022 г. отменить. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Карабинская Л.И. 11 сентября 2019 г. обратилась в администрацию муниципального образования "Улаганский район" с заявлением о включении в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством".
14 октября 2019 г. постановлением администрации муниципального образования "Улаганский район" Карабинская Л.И. поставлена на учет, как изъявившая желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по списку "пенсионеры".
Согласно справке администрации муниципального образования "Улаганский район" Карабинская Л.И. состоит на данном учете с 11 сентября 2019 г. под N 651.
В сводном списке граждан Республики Алтай, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, по категории "пенсионеры", Карабинская Л.И. стоит под N 1747, дата постановки на учет 11 сентября 2019 г.
Карабинская Л.И, указав, что состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках реализации Федерального закона от 25 октября 2002 г. 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с 11 сентября 2019 г, она не имеет других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также не имеет на праве собственности и на условиях договора социального найма жилых помещений в Улаганском районе Республики Алтай, в настоящее время проживает в г. "адрес", у родственников, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г..N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г..N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Карабинская Л.И. в установленном порядке поставлена на учет, включена в сводный список на получение государственного жилищного сертификата, очередность в сводном списке соответствует дате постановки Карабинской Л.И. на учет 11 сентября 2019 г, ее право на получение государственного жилищного сертификата как гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "пенсионеры" ответчиком не оспаривается, реализация данного права производится в порядке очередности, установленной в сводном списке получателей по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, предусмотренной статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г..N125-ФЗ, действующее законодательство связывает исполнение государственных обязательств по выдаче государственных жилищных
сертификатов с наличием бюджетного финансирования, обеспечение лиц, имеющих право на получение сертификатов, осуществляется по мере финансирования.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что вопреки доводам истца, ни Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", ни Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной жилищной подпрограммы обеспечения жилищными субсидиями граждан, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153, не предусматривают внеочередного порядка предоставления субсидии для приобретения жилого помещения данной категории граждан, напротив, устанавливают предоставление таких мер социальной поддержки исключительно в порядке очередности.
Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы Карабинской Л.И, суд апелляционной инстанции указал, что поскольку Карабинская Л.И. требованиям, указанным в законе, позволяющим претендовать на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, соответствует, не исключена из Сводного списка очередников, является участником подпрограммы, право ее на получение данной социальной льготы никем не оспорено, права на внеочередное получение жилищного сертификата для приобретения жилья в силу действующего законодательства Карабинская Л.И. не имеет, следовательно, отсутствуют основания для реализации ее права путем возложения обязанности на ответчика предоставить ей жилищную субсидию во внеочередном порядке. При этом права Карабинской Л.И. на получение жилищной субсидии ответчиком не нарушены, поскольку ей не было отказано в ее предоставлении по мотиву отсутствия права, она не лишена возможности получить социальную выплату в порядке, предусмотренном нормативными актами путем выдачи жилищного сертификата в порядке очередности.
Отклоняя довод апелляционной жалобы Карабинской Л.И. о не привлечении в качестве третьего лица на стороне ответчика Министерства регионального развития Республики Алтай, суд апелляционной инстанции указал, что круг участвующих в деле лиц исходя из характера спорных правоотношений судом первой инстанции определен верно. Как следует из материалов дела, Министерство регионального развития Республики Алтай было извещено о рассмотрении Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай настоящего искового заявления Карабинской Л.И. Письменные возражения на исковое заявление Карабинской Л.И. подписаны на основании доверенности, выданной Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, главному специалисту 2 разряда административно-правового отдела Министерства регионального развития Республики Алтай. В суд апелляционной инстанции поступил письменный отзыв представителя Министерства регионального развития Республики Алтай, где последний указывает, что Министерство регионального развития Республики Алтай было извещено о рассмотрении искового заявления Карабинской Л.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", предполагающая оказание финансовой поддержки гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Во исполнение данной программы постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее по тексту - Правила).
Подпунктом "з" пункта 5 названных Правил среди лиц, обладающих правом на участие в указанной подпрограмме, обозначены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Пунктами 7-13 Правил установлено исполнение государственных обязательств по выдаче государственных жилищных сертификатов с наличием бюджетного финансирования.
В соответствии с пунктом 21 Правил подразделения, органы местного самоуправления (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан, и администрация г. Байконура осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы. В случае признания гражданина участником ведомственной целевой программы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Согласно пункту 24 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, или в администрацию г. Байконура, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в основном мероприятии в планируемом году (в произвольной форме).
Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, и администрация г. Байконура до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил) и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, формируются в отношении граждан - участников основного мероприятия, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В целях подготовки проекта распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, на планируемый год органы местного самоуправления на основании заявлений граждан указанной категории о подтверждении участия в ведомственной целевой программе в планируемом году в сроки, которые определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об указанных гражданах. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений, представленных органами местного самоуправления в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, до 15 июля года, предшествующего планируемому, формируют и представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения о гражданах, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем государственной программы (пункт 25 (1) Правил).
Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год (пункт 28 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов) в пределах предусмотренных указанным органам и администрации на планируемый год средств на предоставление социальных выплат.
Сводный список получателей сертификатов формируется на основании списков граждан, указанных в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, представленных в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил (пункт 29 Правил).
Пунктом 36 Правил установлено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам основного мероприятия осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Алтай указанные государственные полномочия возложены на Министерство регионального развития Республики Алтай.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь вышеизложенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание, что государственные жилищные сертификаты предоставляются гражданам при наступлении их очередности, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации в пределах средств, выделенных Республике Алтай на предоставление жилищных сертификатов на предстоящий год, исходя из порядка формирования очереди, даты постановки истца на учет, категории очередности, числа очередников, подтвердивших свое участие в программе в планируемом году, суды пришли к обоснованному выводу о том, что государственный жилищный сертификат истцу не может быть выдан в связи с тем, что ее очередь еще не подошла.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов первой и апелляционной инстанций надлежащим образом мотивированы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы Карабинской Л.И. о наличии оснований для предоставления ей государственного жилищного сертификата не нашли своего подтверждения в материалах дела и сводятся к несогласию с оценкой судов фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании приведенных норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы юридические значимые обстоятельства по делу определены судами верно, доводы истца судебными инстанциями проверены с достаточной полнотой, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 26 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 3 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Карабинской Любови Ильиничны - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.