Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-34/2022 (УИД 54RS0018-01-2021-000779-97) по иску Крыловича Андрея Юрьевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности, по кассационной жалобе Крыловича Андрея Юрьевича на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 21 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 июня 2022 г.
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 21 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Крылович Андрей Юрьевич (далее по тексту - Крылович А.Ю.) обратился в Искитимский районный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Искитиме Новосибирской области (межрайонное) о признании незаконным решения от 28 июня 2018 г..N 223124/18, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы: с 14 июля 1980 г..по 16 октября 1980 г, со 2 марта 1981 г..по 23 апреля 1981 г..в качестве слесаря-ремонтника в щебеночном цехе в Искитимском карьероуправлении; с 6 ноября 1987 г..по 17 апреля 1990 г..в качестве мастера смены цеха мозаичных и тротуарных плит в Искитимском карьероуправлении (с 1 ноября 1988 г..- Искитимский камнеобрабатывающии комбинат); с 18 апреля 1990 г..по 7 июня 1991 г..в качестве машиниста экструдера участка пластмасс в Искитимском камнеобрабатывающем комбинате; с 1 марта 2007 г..по 31 декабря 2007 г..в качестве механика по ремонту щебеночного цеха N 2 ОАО НКУ; с 1 января 2008 г..по 15 мая 2008 г..в качестве механика по ремонту дробильно-сортировочного цеха N 2 ОАО НКУ; с 16 мая 2008 г..по 31 августа 2008 г..в качестве начальника передвижного дробильного комплекса ОАО НКУ; с 27 июня 1981 г..по 29 апреля 1983 г..- период срочной службы в составе Вооруженных Сил СССР, суммировать периоды работы: период работы продолжительностью 7 лет 3 месяца 26 дней, указанных неучтенных периодов, периоды работы продолжительностью 5 лет 3 месяца 28 дней, учтенных пенсионным органом, а также период с 14 июня 1983 г..по 2 февраля 1984 г..в качестве помощника машиниста тепловоза в эксплуатации Локомотивного депо "Новосибирск"; признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности на ответчика досрочно назначить страховую пенсию по старости с даты обращения - с 27 марта 2018 г..в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Протокольным определением Искитимского районного суда Новосибирской области от 11 июня 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Новосибирское карьероуправление" (далее по тексту - ОАО "НКУ"), произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту - ОПФР по Новосибирской области).
Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 21 февраля 2022 г. исковые требования Крыловича А.Ю. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) от 28 июня 2018 г. N 223124/18 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. На ОПФР по Новосибирской области возложена обязанность включить Крыловичу А.Ю. в страховой стаж в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 14 июля 1980 г. по 16 октября 1980 г, со 2 марта 1981 г. по 23 апреля 1981 г. в качестве слесаря-ремонтника в щебеночном цехе в Искитимском карьероуправлении, с 1 марта 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в качестве механика по ремонту оборудования щебеночного цеха N 2 ОАО "НКУ", с 1 января 2008 г. по 15 мая 2008 г. в качестве механика по ремонту оборудования дробильно-сортировочного цеха N 2 ОАО "НКУ", с 16 мая 2008 г. по 31 августа 2008 г. в качестве начальника передвижного дробильного комплекса ОАО "НКУ". В остальной части в иске Крыловича А.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 июня 2022 г..решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 21 февраля 2022 г..отменено в части включения в стаж Крыловича А.Ю, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 1 марта 2007 г..по 31 декабря 2007 г..в качестве механика по ремонту щебеночного цеха N 2 ОАО "НКУ", с 1 января 2008 г..по 15 мая 2008 г..в качестве механика по ремонту дробильно-сортировочного цеха N2 ОАО "НКУ", с 16 мая 2008 г..по 31 августа 2008 г..в качестве начальника передвижного дробильного комплекса ОАО "НКУ", а также в части отказа во включении в соответствующий стаж периода службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 27 июня 1981 г..по 29 апреля 1983 г..В указанной части принято новое решение, которым иск Крыловича А.Ю. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 27 июня 1981 г..по 29 апреля 1983 г..удовлетворен, на ответчика возложена обязанность включить данный период в соответствующий стаж истца.
Иск Крыловича А.Ю. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 1 марта 2007 г..по 31 декабря 2007 г..в качестве механика по ремонту щебеночного цеха N 2 ОАО "НКУ", с 1 января 2008 г..по 15 мая 2008 г..в качестве механика по ремонту дробильно-сортировочного цеха N2 ОАО "НКУ", с 16 мая 2008 г..по 31 августа 2008 г..в качестве начальника передвижного дробильного комплекса ОАО "НКУ", оставлен без удовлетворения. В остальной части решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 21 февраля 2022 г..оставлено без изменения.
Крылович А.Ю. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 21 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 июня 2022 г. изменить, включить спорные периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, досрочно назначить страховую пенсию по старости с момента обращения в суд.
ОПФР по Новосибирской области обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав на отсутствие оснований для включения истцу спорных периодов работы и службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, просит решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 21 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 июня 2022 г. отменить в части признания решения от 28 июня 2018 г. N 223124/18 незаконным, включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы с 14 июля 1980 г. по 16 октября 1980 г, со 2 марта 1981 г. по 23 апреля 1981 г. в качестве слесаря-ремонтника в щебеночном цехе в Искитимском карьероуправлении, периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 27 июня 1981 г. по 29 апреля 1983 г, в исковых требованиях Крыловичу А.Ю. отказать в полном объеме.
ОПФР по Новосибирской области, в возражениях на кассационную жалобу Крыловича А.Ю, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Крылович А.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 27 марта 2018 г. обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) от 28 июня 2018 г. N 223124/18 отказано Крыловичу А.Ю. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием документов, подтверждающих требуемый стаж на соответствующих видах работ (не менее 12 лет 6 месяцев).
Пенсионным фондом зачтены в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы общей продолжительностью 5 лет 3 месяца 28 дней; в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы общей продолжительностью 7 месяцев 19 дней, а также отмечено, что суммировать разные периоды нельзя, так как в общем не имеется стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности (не менее 12 лет 6 месяцев работы по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях")
Пенсионным фондом в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не зачтены, в том числе периоды: с 14 июля 1980 г. по 16 октября 1980 г, со 2 марта 1981 г. по 23 апреля 1981 г. в качестве слесаря-ремонтника в щебеночном цехе в Искитимском карьероуправлении, так как документально не подтвержден факт занятости на работах, предусмотренных разделом II Списка N 2 от 22 августа 1956 г.; с 6 ноября 1987 г. по 17 апреля 1990 г. в качестве мастера смены цеха мозаичных и тротуарных плит в Искитимском карьероуправлении (с 1 ноября 1988 г. - Искитимский камнеобрабатывающии комбинат), так как Списками от 22 августа 1956 г. не предусмотрено производство мозаичных и тротуарных плит; с 18 апреля 1990 г. по 7 июня 1991 г. в качестве машиниста экструдера участка пластмасс в Искитимском камнеобрабатывающем комбинате, так как Списками от 22 августа 1956 г, Списками от 26 января 1991 г. не предусмотрена профессия машиниста экструдера в производстве пластмасс.
Крылович А.Ю, не согласившись с решением пенсионного фонда, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела трудовую книжку, архивные справки, справки, копии личных карточек, выписку из лицевого счета, пришел к выводу, что подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы истца с 14 июля 1980 г. по 16 октября 1980 г, со 2 марта 1981 г. по 23 апреля 1981 г. в качестве слесаря-ремонтника в щебеночном цехе в Искитимском карьероуправлении поскольку Списком N 2 от 22 августа 1956 г. (код позиции 2030000а-18559 пункта А "Рабочие" раздела II "Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых)") предусмотрены слесари-ремонтники, в указанный период Крылович А.Ю. был занят на выполнении работ, связанных с ремонтом оборудования в щебеночном цехе, где производились рудоподготовка, обогащение, окускование добываемых полезных ископаемых; периоды работы истца с 1 марта 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в качестве механика по ремонту оборудования щебеночного цеха N 2 ОАО НКУ, с 1 января 2008 г. по 15 мая 2008 г. в качестве механика по ремонту оборудования дробильно-сортировочного цеха N 2 ОАО "НКУ", с 16 мая 2008 г. по 31 августа 2008 г. в качестве начальника передвижного дробильного комплекса ОАО "НКУ", поскольку в соответствии со Списком N 2 от 26 ноября 1991 г. (позиции 20101006-23485 "Механики, старшие механики", 20101006-24097 "Начальники участков, их заместители (помощники)", 20101006-24125 "Начальники (горных) цехов, их заместители (помощники)" раздела 20100000 I "Горные работы") работники указанных должностей пользуются льготным правом на пенсионное обеспечение.
Отказывая во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы Крыловича А.Ю. с 6 ноября 1987 г. по 17 апреля 1990 г. в качестве мастера смены цеха мозаичных и тротуарных плит в Искитимском карьероуправлении (с 1 ноября 1988 г. - Искитимский камнеобрабатывающии комбинат), с 18 апреля 1990 г. по 7 июня 1991 г. в качестве машиниста экструдера участка пластмасс в Искитимском камнеобрабатывающем комбинате, суд первой инстанции исходил из того, что данные профессии не предусмотрены Списками, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 27 июня 1981 г. по 29 апреля 1983 г, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, исходил из того, что периоду службы истца не предшествовали и за ним не следовали периоды работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.
Установив, что с учетом включенных судом периодов (1 год 10 месяцев 23 дня) и учтенных пенсионным органом периодов (5 лет 3 месяца 28 дней), у истца на момент обращения с заявлением в пенсионный орган в любом случае не имелось необходимого стажа 12 лет 6 месяцев для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности досрочно назначить истцу пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда о наличии оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы истца с 14 июля 1980 г. по 16 октября 1980 г, со 2 марта 1981 г. по 23 апреля 1981 г. в качестве слесаря-ремонтника в щебеночном цехе в Искитимском карьероуправлении, указав, что из представленных в дело доказательств (трудовой книжки истца, архивной справки, личных карточек, пояснительной записки) усматривается, что с 14 июля 1980 г. по 16 октября 1980 г, со 2 марта 1981 г. по 23 апреля 1981 г. истец работал в качестве слесаря-ремонтника в щебеночном цехе в Искитимском карьероуправлении, указанное предприятие занималось добычей известняка и мрамора открытым способом в карьере, а также обогащением нерудных ископаемых на дробильно-сортировочных установках, вид производства, в котором истец работал в спорные периоды, а также занимаемая им должность соответствуют виду производства и должности, которые содержатся в Списке N 2 от 22 августа 1956 г.
Также суд апелляционной инстанции согласился с правомерностью выводов судов первой инстанции об отсутствии оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы истца с 6 ноября 1987 г. по 17 апреля 1990 г. в качестве мастера смены цеха мозаичных и тротуарных плит в Искитимском карьероуправлении (с 1 ноября 1988 г. - Искитимский камнеобрабатывающий комбинат), с 18 апреля 1990 г. по 7 июня 1991 г. в качестве машиниста экструдера участка пластмасс в Искитимском камнеобрабатывающем комбинате, ввиду отсутствия в материалах дела документального подтверждения занятости истца на работах и в условиях, предусмотренных Списком N 2 от 22 августа 1956 г.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда о наличии оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы истца с 1 марта 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в качестве механика по ремонту щебеночного цеха N 2 ОАО "НКУ", с 1 января 2008 г. по 15 мая 2008 г. в качестве механика по ремонту дробильно-сортировочного цеха N 2 ОАО "НКУ", с 16 мая 2008 г. по 31 августа 2008 г. в качестве начальника передвижного дробильного комплекса ОАО "НКУ", и отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с 27 июня 1981 г. по 29 апреля 1983 г.
Отменяя в указанной части решение суда первой инстанции и принимая новое решение о включении истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 27 июня 1981 г..по 29 апреля 1983 г..с возложением на ответчика обязанности включить данный период в соответствующий стаж истца, и об отказе истцу во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 1 марта 2007 г..по 31 декабря 2007 г..в качестве механика по ремонту щебеночного цеха N 2 ОАО "НКУ", с 1 января 2008 г..по 15 мая 2008 г..в качестве механика по ремонту дробильно-сортировочного цеха N2 ОАО "НКУ", с 16 мая 2008 г..по 31 августа 2008 г..в качестве начальника передвижного дробильного комплекса ОАО "НКУ", суд апелляционной инстанции указал, что службе истца по призыву в составе Вооруженных Сил СССР в период с 27 июня 1981 г..по 29 апреля 1983 г..непосредственно предшествовала работа истца в качестве слесаря-ремонтника в щебеночном цехе в Искитимском карьероуправлении с 14 июля 1980 г..по 16 октября 1980 г, со 2 марта 1981 г..по 23 апреля 1981 г, дающей ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и которая правомерно была включена судом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; включая в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы истца с 1 марта 2007 г..по 31 декабря 2007 г..в качестве механика по ремонту щебеночного цеха N 2 ОАО "НКУ", с 1 января 2008 г..по 15 мая 2008 г..в качестве механика по ремонту дробильно-сортировочного цеха N 2 ОАО "НКУ", с 16 мая 2008 г..по 31 августа
2008 г..в качестве начальника передвижного дробильного комплекса ОАО "НКУ", суд не учел, что к горным работам, согласно позиции 20100000 Списка N 2 от 26 января 1991 г, относятся добыча открытым способом угля, руды, сланца, озокерита, талька, каолина, графита, доломита, кварцита, известняка, мергеля, магнезита и других перечисленных здесь нерудных ископаемых, содержащих вредные вещества 1 - 2 классов опасности, а также вредные вещества 3 класса опасности, также к указанным работам отнесены строительство шахт, рудников, разрезов, карьеров, приисков, драг, метрополитенов, тоннелей, подземных каналов и других подземных сооружений, горные работы по рекультивации земель, бурению технических скважин, профилактике и тушению подземных пожаров, пожаров на терриконах и породных отвалах, тогда как в материалах дела отсутствуют доказательства работы истца в указанные периоды в особых условиях, предусмотренных разделами 1 и 2 Списка N 2 от 26 января 1991 г, в индивидуальных сведениях истца, зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования 24 октября 1997 г, спорные периоды отражены работодателем своевременно и как работа с обычными условиями труда (без кода льготы).
Также суд апелляционной инстанции указал, что обратившись 27 марта 2018 г. в возрасте 55 лет к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", истец еще не имел права на назначение такой пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются Список N 2, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что истец в периоды с 14 июля 1980 г. по 16 октября 1980 г, со 2 марта 1981 г. по 23 апреля 1981 г. был занят на работах и в условиях, предусмотренных Списком N 2 от 22 августа 1956 г, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для включения указанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Установив, что в материалах дела не имеется документального подтверждения занятости истца на работах и в условиях, предусмотренных Списком N 2 от 22 августа 1956 г, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы истца с 6 ноября 1987 г. по 17 апреля 1990 г. в качестве мастера смены цеха мозаичных и тротуарных плит в Искитимском карьероуправлении (с 1 ноября 1988 г. - Искитимский камнеобрабатывающий комбинат), с 18 апреля 1990 г. по 7 июня 1991 г. в качестве машиниста экструдера участка пластмасс в Искитимском камнеобрабатывающем комбинате.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив отсутствие документального подтверждения постоянной занятости истца в периоды с 1 марта 2007 г. по 31 декабря 2007 г, с 1 января 2008 г. по 15 мая 2008 г, с 16 мая 2008 г. по 31 августа 2008 г. на выполнении работ, предусмотренных Списком N 2 от 26 января 1991 г, в сведениях персонифицированного учета, представленных работодателем, отсутствует код льготной работы в условиях отвечающих требованиям Списка N 2 от 26 января 1991 г, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы Крыловича А.Ю, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения указанных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Также являются обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для включения периода службы истца по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 27 июня 1981 г. по 29 апреля 1983 г.
В период военной службы Крыловича А.Ю. действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий в общий стаж работы засчитывается, в частности служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").
Согласно абзацу 4 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункта "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункта "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как верно установлено судом апелляционной инстанции периоду военной службы истца по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 27 июня 1981 г. по 29 апреля 1983 г. предшествовали периоды работы истца в качестве слесаря-ремонтника в щебеночном цехе в Искитимском карьероуправлении с 14 июля 1980 г. по 16 октября 1980 г, со 2 марта 1981 г. по 23 апреля 1981 г, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно абзацу 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункта "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, данной нормой установлено ограничение по определению продолжительности периода работы или другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях или в льготных размерах. Продолжительность такой работы и другой деятельности не должна превышать суммарную продолжительность работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Спискам N N 1 и 2 от 1956 г.
Как следует из решения от 28 июня 2018 г. N 223124/18 пенсионным фондом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" зачтены периоды работы истца с 13 февраля 1984 г. по 5 ноября 1987 г. (3 года 8 месяцев 22 дня) в качестве старшего механика в карьере по добыче известняка на открытых горных работах в Искитимском карьероуправлении, по состоянию на 1 января 1992 г. период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с 27 июня 1981 г. по 29 апреля 1983 г. (1 год 10 месяцев 3 дня) не превышает имеющегося у истца стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как зачтенного пенсионным фондом с 13 февраля 1984 г. по 5 ноября 1987 г. (3 года 8 месяцев 22 дня), так и включенного судом первой инстанции с 14 июля 1980 г. по 16 октября 1980 г, со 2 марта 1981 г. по 23 апреля 1981 г. (4 месяца 27 дней).
По результатам рассмотрения спора, с учетом продолжительности включенных периодов работы и периодов работы зачтенных пенсионным фондом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца на момент обращения с заявлением права на назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб Крыловича А.Ю, ОПФР по Новосибирской области не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 21 февраля 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Крыловича Андрея Юрьевича, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.