Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-107/2022 (УИД 75RS0024-01-2022-000053-90) по иску Сергиной Ольги Николаевны, Сергиной Юлии Сергеевны к администрации городского поселения "Чернышевское", администрации муниципального района "Чернышевский район", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о восстановлении срока для подачи заявления на оказание мер социальной поддержки, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с его утратой в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г, возложении обязанности включить в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности произвести выплату на приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе Сергиной Ольги Николаевны, Сергиной Юлии Сергеевны на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 24 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сергина Ольга Николаевна (далее по тексту - Сергина О.Н.), Сергина Юлия Сергеевна (далее по тексту - Сергина Ю.С.) обратились в Чернышевский районный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации городского поселения "Чернышевское", администрации муниципального района "Чернышевский район", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о восстановлении срока для подачи заявления и документов на оказание мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с его утратой в результате чрезвычайной ситуации, обязании администрации городского поселения "Чернышевское" включить их в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации на приобретение жилого помещения взамен утраченного, обязании Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести выплату на приобретение жилого помещения.
Решением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 24 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 июня 2022 г, в удовлетворении исковых требований Сергиной О.Н, Сергиной Ю.С. отказано.
Сергина О.Н, Сергина Ю.С. обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просят решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 24 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 июня 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование кассационной жалобы Сергиной О.Н, Сергиной Ю.С. указано на незаконность и необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. На день введения режима чрезвычайной ситуации они не имели в собственности иного жилого помещения либо доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. Выводов судов о том, что Сергина О.Н. унаследовала самовольную постройку противоречит нормам закона и не может являться основанием для лишения их права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие (часть 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Сергина О.Н. приходится матерью Сергиной Ю.С, которые с 28 августа 2007 г. зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес". "адрес", состоящем из трех комнат, общей площадью 53, 4 кв.м.
Согласно договору социального найма от 23 сентября 2020 г. N 24, заключенному между администрацией городского поселения "Чернышевское" в лице главы администрации городского поселения "Чернышевское" ФИО9 Е.И, действующей от имени собственника жилого помещения на основании устава городского поселения "Чернышевское" (наймодатель) и Сергиной О.Н. (наниматель), наймодателем передано нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат в многоквартирном доме, общей площадью 53, 4 кв.м. по адресу: "адрес", для проживания в нем.
Указанное жилое помещение передано Сергиной О.Н. по акту приема-передачи к договору социального найма жилого помещения от 23 сентября 2020 г.
14 февраля 2019 г. нотариусом Чернышевского нотариального округа Забайкальского края Сергиной О.Н. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок, площадью 1 900 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий отцу Сергиной О.Н. - ФИО11 Н.Д, умершему ДД.ММ.ГГГГ г.
18 февраля 2019 г. зарегистрировано право собственности Сергиной О.Н. на указанный земельный участок.
Решением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 14 июля 2021 т. за Сергиной О.Н. признано право собственности на жилой дом, общей площадью 58 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", "адрес". Решение вступило в законную силу 15 августа 2021 г.
14 октября 2021 г. право собственности Сергиной О.Н. на указанный жилой дом было зарегистрировано в установленном законом порядке.
15 ноября 2021 г. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества с использованием заемных средств, жилой дом и земельный участок, расположенные по вышеуказанному адресу были проданы Сергиной О.Н. третьим лицам.
Постановлением главы муниципального района "Чернышевский район" от 23 июля 2021 г. N 358 на территории муниципального района "Чернышевский район" введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".
Постановлением главы муниципального района "Чернышевский район" от 25 июля 2021 г. N 367 "Об определении границ зон действий режима "Чрезвычайная ситуация" в городских и сельских поселениях муниципального района "Чернышевский район" с последующими изменениями ул. "адрес" включена в зону N 8 городское поселение "Чернышевское", п. Чернышевск.
Актом обследования многоквартирного дома от 9 октября 2021 г. N 213 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы городского поселения от 9 октября 2021 г. N 460 многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
В декабре 2021 г. Сергина О.Н. обратилась в администрацию городского поселения "Чернышевское" с заявлением о включении ее с дочерью Сергиной Ю.С. в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края, в целях получения выплаты на приобретение жилого помещения.
Распоряжением главы городского поселения "Чернышевское" от 29 декабря 2021 г. N 359-р, в соответствии Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характер, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362, Сергиной О.Н. с составом семьи 2 человека (Сергина Ю.С.) отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или), при пресечении террористических актов правомерными действиями, на территории Забайкальского края в период 2021 г, по городскому поселению "Чернышевское", на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края.
Уведомлением от 30 декабря 2021 г. Сергина О.Н. уведомлена об отказе ей с составом семьи 2 человека (Сергина Ю.С.) во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 г. по городскому поселению "Чернышевское" в связи с тем, что прием заявлений и документов на оказание мер социальной поддержки осуществлялся до 1 декабря 2021 г. включительно.
Сергина О.Н, Сергина Ю.С, указав, что срок обращения с заявлением ими был пропущен в связи с введением их в заблуждение специалистами администрации, пояснивших о возможности подачи заявления только гражданами, проживающими в пострадавших помещениях, принадлежащих им на праве собственности, они не знали об установлении предельного срока для подачи заявления и документов для оказания мер социальной поддержки, обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. N 46 "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями", Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и установив, что Сергина О.Н. на момент возникновения чрезвычайной ситуации имела в собственности иное пригодное для проживания жилое помещение, пришел к выводу об отсутствии у Сергиной О.Н. и члена ее семьи Сергиной Ю.С. права на получение выплат для приобретения утраченного в результате наводнения жилого помещения.
Признавая несостоятельным довод Сергиной О.Н. о том, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации право собственности на жилой дом, расположенный в п. "адрес" не было зарегистрировано, в связи с чем не может считаться иным находящимся в собственности жилым помещением, суд первой инстанции указал, что наследник Сергина О.Н, подав нотариусу заявление о принятии наследства после смерти своего отца ФИО12 Н.Д. и получив 14 февраля 2019 г. свидетельство о праве на наследство по закону, приняла наследство в виде земельного участка, находящегося по адресу: "адрес" и жилого дома, расположенного на нем. Факт регистрации права собственности Сергиной О.Н. на жилой дом, расположенный в п. "адрес", в октябре 2021 г. после возникновения чрезвычайной ситуации и последующей продажи указанного недвижимого имущества, не может являться основанием для включения ее и дочери Сергиной Ю.С. в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации. Юридически значимым для данного спора обстоятельством является утрата или повреждение находящегося в собственности, единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия. Наличие у собственника утраченного жилого помещения на момент возникновения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, исключает право граждан и членов их семей претендовать на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г.
Доводы истцов о пропуске срока для подачи заявления для получения мер социальной поддержки суд первой инстанции признал не имеющими правового значения при установленных обстоятельствах отчуждения иного жилого помещения пригодного для проживания.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истцов о том, что на день введения режима чрезвычайной ситуации, они не имели в собственности иного жилого помещения либо доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, суд апелляционной инстнации указал, что 14 февраля 2019 г. Сергина О.Н. вступила в права наследования на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", а 15 ноября 2021 г. согласно договору купли-продажи продала жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес", таким образом, на момент возникновения чрезвычайной ситуации, у Сергиной О.Н. и члена ее семьи дочери Сергиной Ю.С. в собственности имелось иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Пунктом 3 установлено, что настоящие Правила предусматривают следующие меры социальной поддержки: 1) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений (далее - жилые помещения); 2) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на строительство ими жилых помещений; 3) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан; 4) предоставление жилых помещений, приобретенных Забайкальским краем или городскими поселениями, муниципальными и городскими округами, муниципальными районами (в отношении сельских поселений), на территории которых располагались утраченные жилые помещения (далее - муниципальное образование); 5) предоставление жилых помещений, построенных Забайкальским краем или муниципальными образованиями.
Согласно пункту 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации: 1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение,
пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г..N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение
отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г..N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
К членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации. К членам семей граждан, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящих Правил, относятся их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также иные лица, признанные решением суда членами семей граждан (пункт 5 Правил).
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию муниципального образования следующие документы: 1) заявление по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, а также в случае предоставления приобретенного или построенного жилого помещения; по форме согласно приложению N 4 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения; 2) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи; 3) копии документов, подтверждающих статус членов семьи гражданина; 4) копии правоустанавливающих документов на утраченное или поврежденное жилое помещение и (или) на иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (при наличии), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 5) копию решения суда об установлении права на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственного жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) для граждан, указанных в подпункте 5 пункта 4 настоящих Правил; 6) в письменной форме соответствующее обязательство, предусмотренное пунктами 8 - 10 настоящих Правил.
В пункте 23 Правил перечислены основания отказа во включении в соответствующий Список: 1) несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 настоящих Правил; 2) непредставление документов, указанных в пунктах 19, 20 настоящих Правил; 3) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; 4) получение ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для включения граждан в соответствующий Список, если необходимый документ не был представлен гражданином по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие такого запрашиваемого документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан на включение в Списки; 5) подача заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что на день введения режима чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, у Сергиной О.Н. имелось иное пригодное для проживания жилое помещение, которое было отчуждено ею по договору купли-продажи до обращения с заявлением о включении ее с дочерью Сергиной Ю.С. в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края, в целях получения выплаты на приобретение жилого помещения, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у истцов права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы Сергиной О.Н, Сергиной Ю.С. не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, являлись предметом правовой оценки судов, отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях, выражают исключительно несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Каких-либо иных аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений, равно как и обстоятельств, не прошедших судебного исследования и нуждающихся в дополнительной проверке, влияющих на существо принятых судебных постановлений, Сергиной О.Н, Сергиной Ю.С. в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 24 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сергиной Ольги Николаевны, Сергиной Юлии Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.