Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Вдовиченко С.В, Стаховой Т.М, при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Поповой Ю.О, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-34/2022 по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 23 июня 2022 года, которым удовлетворен административный иск общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" о признании недействующим постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2021 года N 185 "О тарифах общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" на питьевое водоснабжение (забор воды и водоподготовка) и водоотведение (очистка сточных вод) (территория оказания услуг - поселок городского типа Хелюля Сортавальского городского поселения)".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" - ФИО7, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Государственного комитета Республики Карелия - ФИО8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Капсамун И.С, полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2021 года N 185, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22 декабря 2021 года, издании "Собрание законодательства РК", N 12 (Часть IV), декабрь, 2021 год, ст. 3648, утверждены производственные программы "данные изъяты" по питьевому водоснабжению (забор воды и водоподготовка) (приложение 1) и водоотведению (очистка сточных вод) на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года (приложение 2), а также установлены одноставочные тарифы на питьевое водоснабжение (забор воды и водоподготовка) (приложение 3) и водоотведение (очистка сточных вод) (приложение 4) на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года и долгосрочные параметры регулирования тарифов на 2022-2024 годы на питьевое водоснабжение (забор воды и водоподготовка) (приложение 5) и водоотведение (очистка сточных вод) (приложение 6). Территория оказания услуг - поселок городского типа Хелюля Сортавальского городского поселения (далее - Постановление N 185) (Т.1 л.д.22-35).
В соответствии с пунктом 7 Постановление N 185 вступает в силу с 1 января 2022 года и действует до 31 декабря 2024 года.
"данные изъяты" обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Постановление N 185 (Т.1 л.д.6-10).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Комитет), в нарушение положений статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 утвердил Обществу тарифы, не входящие в систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Также административный истец указывает, что тарифы утверждены без учета расходов гарантирующей организации на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, переданных "данные изъяты" во временную эксплуатацию по передаточному акту от 28 октября 2021 года, на основании постановления администрации Хелюльского городского поселения от 28 октября 2021 года N22 и позволяющих осуществлять транспортировку воды и сточных вод.
По мнению "данные изъяты" в нарушение Правил регулирования тарифов, орган регулирования открыл и рассмотрел дело об установлении Обществу тарифов без учета предложений регулируемой организации; не запросил дополнительные сведения, в том числе, подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования; решение принято без учета представленных Обществом материалов, только на основании экспертного заключения; виды и величина расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов и основания их исключения в протоколе заседания правления Комитета от 20 декабря 2021 года N 176 не указаны. При этом Комитет незаконно и необоснованно применил метод индексации при установлении Обществу тарифов и фактически отказал во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, не указав на то, что их экономическая обоснованность не подтверждена.
Оспариваемым постановлением Комитет необоснованно уменьшил размер заявленной Обществом необходимой валовой выручки (далее - НВВ), в результате чего тариф значительно уменьшен. Тарифным органом необоснованно не учтены, снижены: расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; расходы на проведение лабораторных исследований природных, питьевых и сточных вод; расходы на текущий ремонт объектов водоснабжения и водоотведения; общехозяйственные расходы; расходы на приобретение электроэнергии; расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, включая реагенты, горючесмазочные материалы, материалы и малоценные основные средства по водоснабжению и по водоотведению; расходы на оплату налогов и сборов; расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, индивидуальными предпринимателями, связанные с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и водоотведения либо объектов в составе таких систем (дератизация, кадастровые работы, предрейсовый осмотр, ОСАГО, очистка сточных вод); расходы на амортизацию основных средств, а также неверно определена расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению.
В этой связи оспариваемый тариф не имеет экономического обоснования, утвержденные, без учета расходов гарантирующей организации на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованного холодного водоснабжения и водоотведения производственные программы, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, экономически необоснованные тарифы нарушают права и законные интересы Общества как организации, оказывающей услуги по транспортировке воды и сточных вод.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 23 июня 2022 года административный иск удовлетворен.
Суд признал не действующим с момента вступления решения суда в законную силу Постановление N 185 и возложил на Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим (Т.2 л.д.208-219).
Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам на решение Верховного Суда Республики Карелия от 23 июня 2022 года подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, указывая, что судебный акт не содержит выводов, относительно заявленных "данные изъяты" расходов по спорным статьям; судом не учтено, что административный истец не просил установить тарифы, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование, а просил установить тариф с учетом переданных бесхозяйных сетей; выводы суда, что административный ответчик неправомерно отказал в рассмотрении тарифной заявки административного истца от 29 октября 2021 года противоречит нормам материального права; доказательств, подтверждающих право владения Обществом водопроводными и канализационными сетями, а также технологическую связь имущества, переданного Обществу по постановлению Администрации Хелюльского городского поселения от 28 октября 2021 года N 22 с водопроводными и (или) канализационными сетями, передача бесхозяйных сетей Обществу, не подтверждают владение Обществом на законных основаниях водопроводными и канализационными сетями, в связи с чем отсутствуют правовые основания для включения в НВВ расходов на содержание и обслуживание указанных сетей.
При проведении экспертизы Комитетом учтены расходы по объектам водоснабжения и водоотведения, государственная регистрация прав на которые документально подтверждена административным истцом как на 2021 года, так и на 2022-2024 годы, состав имущества на указанные годы не изменился; "данные изъяты" не является организацией, созданной в результате реорганизации МУП "данные изъяты" и ранее осуществлявшей регулируемую деятельность и эксплуатирующей систему водоснабжения и водоотведения Хелюльского городского поселения; отсутствует корректированная схема водоснабжения и водоотведения Хелюльского городского поселения; материалы тарифного дела не подтверждают экономическую обоснованность расходов на содержание бесхозяйных сетей, указанные расходы не заявлялись регулируемой организацией (Т.2 л.д.228-232).
"данные изъяты" поданы возражения на апелляционную жалобу (Т.3 л.д.4-8).
Представители заинтересованных лиц: администрации Хелюльского городского поселения, контрольно-счетной палаты Республики Карелия, Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия, Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Карелия, ФАС России извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявляли, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, материалы тарифных дел МУП "данные изъяты", "данные изъяты" за 2021-2022 годы, доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия, в том числе: водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (подпункт 2); водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды (подпункт 3); водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (подпункт 4); гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт 6); 14) объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт 14); транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (подпункт 26).
Как установлено пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: холодное водоснабжение, в том числе: а) транспортировка воды, включая распределение воды; б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи; 2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды; 5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Частью 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: 1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; 2) прием и транспортировка сточных вод; 3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В силу части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: 1) тариф на водоотведение; 2) тариф на транспортировку сточных вод; 3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с частью 11 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении при установлении тарифов организации, осуществляющей водоотведение, тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности, осуществляемых этой организацией при водоотведении, не устанавливаются, за исключением случаев оказания абонентам отдельных видов услуг.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования, орган регулирования устанавливает для гарантирующей организации тарифы на водоотведение, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг в сфере водоотведения (тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения); для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах компетенции, подписан уполномоченным должностным лицом, опубликован в установленном порядке. Выводы суда первой инстанции в указанной части не оспариваются сторонами по делу.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации Хелюльского городского поселения от 29 ноября 2019 года N 86 "данные изъяты", осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, наделено статусом гарантирующей организации с установлением зоны деятельности в границах Хелюльского городского поселения Сортавальского муниципального района Республики Карелия (Т.1 л.д.36).
Приказом Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 15 декабря 2020 года N 339 открыто дело об установлении тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение "данные изъяты", 21 октября 2020 года подготовлено экспертное заключение.
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2020 года N 199 административному истцу утверждены производственные программы по питьевому водоснабжению (забор воды и водоподготовка) и по водоотведению (очистка сточных вод) на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, а также установлены одноставочные тарифы на питьевое водоснабжение (забор воды и водоподготовка), водоотведение (очистка сточных вод) на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Администрацией Хелюльского городского поселения 28 октября 2021 года принято постановление N 22, в соответствии с которым, ООО "ДомСтрой Сервис", наделенному статусом гарантирующей организации, передано во временное эксплуатационное обслуживание, до завершения процедуры признания права собственности на такие объекты или до передачи их во владение, пользование или распоряжение в соответствии с действующим законодательством, имеющее признаки бесхозяйного имущества объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения, непосредственно присоединенные к инженерным сетям, путем которых обеспечивается водоснабжение и водоотведение Хелюльского городского поселения, согласно приложению к настоящему Постановлению (далее - Постановление N 22) (Т.1 л.д.37-40).
Приложение N 1 к Постановлению N 22 содержит перечень передаваемых объектов: канализационно-очистные сооружения (п.Хелюля), водопровод от насосной станции Хельми-Ярви до с.Хелюля (с.Хелюля), водопроводные сети от насосной станции Хельми-Ярви до п.Хелюля (с.Хелюля, п.Хелюля), водопровод к школе N7 (п.Хелюля), водопроводная сеть с.Хелюля (с.Хелюля), водопровод от МУП "данные изъяты" до спорткомплекса (п.Хелюля), водопровод от Сортавальского шоссе до МУП "данные изъяты" (п.Хелюля), водопроводная сеть (п.Хелюля) сети канализации от двух арбалитовых домов (п.Хелюля), напорно-канализационный коллектор от насосной станции с.Хелюля до школы N7 (с.Хелюля, п.Хелюля), трубопровод водоснабжения (пгт.Хелюля, ул.Зеленая).
На основании передаточного акта от 28 октября 2021 года Общество приняло указанные объекты, обладающие признаками бесхозяйного имущества, во временное эксплуатационное обслуживание.
Согласно части 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при расчете НВВ регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Как установлено подпунктом "е" пункта 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя: расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией.
При рассмотрении дела сторонами не оспаривалось, что после передачи бесхозяйного имущества в соответствии с Постановлением N 22 ООО "данные изъяты" может осуществлять регулируемые виды деятельности по водоснабжению и водоотведения, в том числе в виде транспортировки воды, при этом ранее указанные виды деятельности Общество не осуществляло.
В связи с передачей бесхозяйного имущества в соответствии с Постановлением N 22, ООО "данные изъяты" 29 октября 2021 года обратилось в Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам с заявлением об определении необходимой валовой выручки и тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в размере 64, 63 руб./куб.м, приложив обосновывающие документы, а также производственную программу, расчет размера тарифа и НВВ (Т.1 л.д.41-44).
Также 29 октября 2021 года административный истец обратился в орган регулирования с заявлением об установлении тарифа на водоотведение в размере 134, 18 руб./куб.м, приложив обосновывающие документы, а также производственную программу, расчет размера тарифа и НВВ (Т.1 л.д.45-48).
Обращаясь в орган регулирования с предложениями об установлении тарифов, административный истец указал, что осуществляет эксплуатацию объектов водоснабжения на основании договора купли-продажи имущества и Постановления N 22.
В дополнение к предложению об установлении тарифа ООО "данные изъяты" направило в Комитет копию постановления от 28 октября 2021 года N 22, а также копию передаточного акта объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения (Т.1 л.д.49-50).
Согласно подпункту "г" пункта 9 Правил регулирования тарифов (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие настоящего пункта не распространяется: на решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов на осуществляемые отдельными регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам 15 ноября 2021 года отказано ООО " "данные изъяты" в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов, в связи с несоблюдением заявителем сроков представления предложения об установлении тарифов, установленных Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года N 1154, пунктом 14 Правил регулирования тарифов. Отказывая в рассмотрении предложений Общества, орган регулирования указал, что государственное регулирования тарифов в отношении деятельности Общества в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ранее осуществлялось, оснований для пересмотра тарифа в течение регулируемого периода не имеется (Т.2 л.д.66-67).
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что документы, направленные административным истцом вместе с предложениями об установлении тарифов от 29 октября 2021 года в адрес Общества не возвращались и были представлены административным ответчиком суду первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Пунктом 15 Правил регулирования тарифов определено, что в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
В соответствии с приказом N 265 от 19 ноября 2021 года Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам открыто дело ООО "данные изъяты" об установлении одноставочных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2022 год (Т.2 л.д.61).
Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам 22 ноября 2021 года в адрес регулируемой организации направлено решение об открытии дела об установлении тарифов по инициативе органа регулирования, а также предложено в срок до 26 ноября 2021 года предоставить в адрес Комитета схему водоснабжения и водоотведения Хелюльского городского поселения с указанием бесхозяйных объектов, переданных в соответствии с Постановлением N 22 (Т.2 л.д.60).
Административным истцом во исполнение запроса от 22 ноября 2021 года в адрес Комитета направлена схема водоснабжения и водоотведения (Т.2 л.д.62-65).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ административного ответчика рассмотреть предложения ООО " "данные изъяты" об установлении тарифов от 29 октября 2022 года и возврат обосновывающих документов, в том числе подтверждающих передачу бесхозяйных объектов, посредством которых обеспечивается водоснабжение в водоотведение Хелюльского городского поселения противоречит Правилам регулирования тарифов и привел к установлению экономически необоснованных тарифов.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Поскольку основанием для обращения ООО "данные изъяты" 29 октября 2021 года в орган регулирования с предложением об установлении тарифов явился тот факт, что истец начал осуществлять временное обслуживание объектов водоснабжения на основании Постановления N 22, заявив об установлении тарифа на отдельные регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, отказ Комитета рассмотреть предложения Общества об установлении тарифов и возврат представленных документов и материалов, в связи с несоблюдением заявителем сроков направления предложений об установлении тарифов установленных пунктом 14 Правил регулирования тарифов противоречит подпункту "г" пункта 9 Правил регулирования тарифов.
Доводы жалобы, согласно которым в отношении Общества на 2021 год тарифы установлены и заявлений об установлении тарифов, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование в Комитет не поступало, противоречат установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, материалам тарифных дел и совокупности представленных доказательств.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о необоснованном отказе Комитета рассмотреть предложения ООО "данные изъяты" от 29 октября 2021 года N 564 и N 565 об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифа на водоотведение (Т.1 л.д.41-50), судебная коллегия считает необходимым указать, что доводы Комитета об отклонении предложения Общества по результатам правовой экспертизы Постановления N 22 опровергаются материалами дела, в том числе экспертным заключением (Т.1 л.д.51-59), протоколом заседания Правления от 20 декабря 2021 года N 176 (Т.1 л.д.67-69), из которых следует, что единственным основанием для возврата предложений об установлении тарифов от 29 октября 2021 года и обосновывающих материалов, послужил тот факт, что предложения об установлении тарифов поступили в орган регулирования после 1 мая 2021 года.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
В экспертном заключении должны быть приведены: обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически необоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов (подпункты "г", "д" пункта 26 Правил регулирования тарифов).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в нарушение пункта 26 Правил регулирования тарифов Комитетом не дана оценка представленных административным истцом обосновывающих материалов.
Судебная коллегия отклоняет доводы административного ответчика о нарушении ООО "данные изъяты" формы предложения об установлении тарифов, ввиду отсутствия в заявлениях от 29 октября 2021 года сведений о дате внесения в ОГРН, а также предложения о методе регулирования тарифов, поскольку указанные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в рассмотрении предложения организации, обязанность указания метода регулирования не носит императивный характер, поскольку орган регулирования вправе выбрать метод регулирования самостоятельно в соответствии с Основами ценообразования, в том числе и отличный от предложенного регулируемой организацией, а дата внесения сведений в ОГРН является проверяемой в ходе экспертизы предложений организации.
Ввиду необоснованного отказа в рассмотрении органом регулирования заявлений Общества от 29 октября 2021 года об установлении тарифов, доводы жалобы об отсутствии оснований для учета расходов на обслуживание бесхозяйных сетей, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку такие основания в экспертном заключении в числе причин для отказа учета указанных расходов административным ответчиком не указаны.
Приходя к выводу о неправоверном возврате Комитетом предложений об установлении тарифов от 29 октября 2021 года, судебная коллегия считает, что доводы представителя административного ответчика об отклонении предложения организации об установлении тарифов, ввиду недоказанности факта владения Обществом на законных основаниях водопроводными и канализационными сетями, переданными в соответствии с Постановлением N 22 подлежат отклонению, как противоречащие положениям частей 5, 6 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении, пунктам 28, подпункту "е" пункта 65 Основ ценообразования.
Постановление N 22, являющееся нормативным правовым актом органа местного самоуправления, в установленном законом порядке недействующим не признано. Из постановления следует, что бесхозяйные объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения, посредством которых осуществляется водоснабжение и водоотведение Хелюльского городского поселения, передаются ООО "данные изъяты", наделенному статусом гарантирующей организации, во временное эксплуатационное обслуживание.
Состав объектов, посредством которых обеспечивается водоснабжение и водоотведение Хелюльского городского поселения, включая переданные на основании Постановления N 22, идентичен тому, который учитывался административным ответчиком при установлении тарифов МУП "данные изъяты" (имущество было закреплено на праве хозяйственного ведения распоряжением администрации Хелюльского городского поселения от 15 июля 2011 года N 25-А), которому был установлен тариф - на питьевое водоснабжение и водоотведение.
Также согласно разделу 3 акта приема-передачи к Закону Республики Карелия N 1178-ЗРК от 21 марта 2008 года "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Сортавальского муниципального района" от 5 октября 2007 года N 1118-ЗРК администрация муниципального образования "Сортавальский муниципальный район" передала администрации муниципального образования "Хелюльское городское поселение" имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения в Хелюльском городском поселении, в том числе сети водоснабжения и водоотведения (пунктах 225-240 акта).
Распоряжением администрации Хелюльского городского поселения от 15 июля 2011 года N 25-А "О закреплении муниципального имущества за МУП "данные изъяты" сети водоснабжения и водоотведения, указанные в пунктах 225-240 акта, закреплены за МУП "Хелюльские коммунальные сети" на праве хозяйственного ведения (пункты 5-20, 29-30 Приложения N 1 к распоряжению "Перечень недвижимого имущества по водоснабжению, предназначенного к передаче МУП "данные изъяты" пункты 1-16, 24-25 акта о приеме-передаче недвижимого имущества для водоснабжения и водоотведения N 03/06 от 15 сентября 2011 года.
Факт участия объектов централизованного водоснабжения и водоотведения, переданных во временное эксплуатационное обслуживание в регулируемой деятельности ООО "данные изъяты" сторонами по делу не оспаривался.
С учетом вышеизложенного доводы жалобы о невозможности органом регулирования определить перечень объектов, которые принимают участие в регулируемом виде деятельности, противоречат установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам.
Пунктом 4 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что утверждение схем водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.
В части 5 статьи 38 Закона о водоснабжении и водоотведении указано, что схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать: основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), а также Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее - Требования) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2013 года N 782.
В соответствии с пунктом 4 Правил схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления. Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем (пункт 9 Правил).
Так согласно пункту 8 Правил актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется при наличии одного из следующих условий: а) ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; б) изменение условий водоснабжения (гидрогеологических характеристик потенциальных источников водоснабжения), связанных с изменением природных условий и климата; в) проведение технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в период действия схем водоснабжения и водоотведения; г) реализация мероприятий, предусмотренных планами снижения сбросов загрязняющих веществ, программами повышения экологической эффективности, планами мероприятий по охране окружающей среды, указанными в подпункте "д" пункта 7 настоящих Правил; д) реализация мероприятий, предусмотренных планами по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями; е) изменение объема поставки горячей воды, холодной воды, водоотведения по централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в связи с реализацией мероприятий по прекращению функционирования открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (прекращение горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и перевод абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на закрытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения); ж) необходимость внесения в схему водоснабжения и водоотведения сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов либо исключения таких сведений из схемы водоснабжения и водоотведения.
Из материалов дела следует, что Постановлением администрации Хелюльского городского поселения от 15 января 2015 года N 2 утверждена схема водоснабжения и водоотведения Хелюльского городского поселения (Т.2 л.д.106-116).
Указанная схема водоснабжения и водоотведения, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта отменена не была, недействительной не признана, в связи с чем, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы административного ответчика об отсутствии доказательств технологического присоединения находящегося в собственности у Общества имущества (здание канализационно-насосной станции инв.N62, здание канализационно-насосной станции инв.N517, здание канализационно-насосной станции инв.N516, здание канализационно-очистных сооружений инв.N515, водоочистная насосная станция "Хельмиярви" инв.N45) с переданными во временное эксплуатационное обслуживание объектами, виду отсутствия актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения Хелюльского городского поселения.
Схема водоснабжения и водоотведения Хелюльского городского поселения, утвержденная Постановлением администрации Хелюльского городского поселения от 15 января 2015 года N 2 подлежала оценке органом регулирования совместно с представленными ООО "данные изъяты" документами для определения участия объектов в регулируемой деятельности.
Отклоняя доводы административного ответчика в указанной части, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с частью 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении необходимость подтверждения непосредственного присоединения к бесхозяйным объектам предусмотрена лишь для организаций, которые осуществляют водоснабжение, водоотведение и не наделены статусом гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
При этом орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (пункт 25 Правил регулирования тарифов).
Соответственно, даже в случае непредставления регулируемой организацией правоустанавливающих документов на объекты водоснабжения и водоотведения тарифный орган обязан открыть и рассмотреть дело об установлении тарифов. Основанием для установления тарифов будет являться факт осуществления регулируемой деятельности, на основании экспертизы представленных материалов.
Таким образом, доводы жалобы о невозможности Комитетом при рассмотрении тарифных заявок использовать данные из материалов тарифного дела по заявлению МУП "данные изъяты" противоречат положениям пунктов 15, 25 Правил регулирования тарифов.
Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации - величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки гарантирующей организации, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат или метода индексации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования - в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении гарантирующей организации и расходуемая ею по своему усмотрению (абзац 19 пункта 2 Основ ценообразования).
Согласно подпункту "и" пункта 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования, в том числе расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
При рассмотрении административного дела в суде первой инстанции представитель Государственного Комитета Республики Карелия пояснял, что расчетная предпринимательская прибыль не учтена органом регулирования, ввиду отсутствия соответствующего заявления Общества при предоставлении документов на тарифное регулирование на 2021 год.
Указанные доводы административного ответчика правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку опровергаются материалами дела, согласно которым 14 декабря 2020 года ООО "данные изъяты" обратилось с соответствующим заявлением в орган регулирования, также расчетная предпринимательская прибыль заявлялась регулируемой организацией при подаче предложений об установлении тарифов 29 октября 2021 года, с приложением обосновывающих документов.
При подаче апелляционной жалобы, административный ответчик указывает, что отказ в учете расчетной предпринимательской прибыли в НВВ организации был обоснован тем, что в схеме водоснабжения и водоотведения Хелюльского городского поселения на 2015-2030 годы, утвержденной постановлением администрации от 15 января 2015 года N 2 ООО "данные изъяты" не указан в качестве гарантирующей организации.
Указанные доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку такие основания в экспертном заключении в числе причин для отказа учета расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации административным ответчиком не указаны.
Кроме этого, статусом гарантирующей организации административный истец наделен постановлением администрации Хелюльского городского поселения от 19 ноября 2019 года N 86, осуществляет регулируемую деятельность на условиях временного обслуживания бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, состав объектов, посредством которых обеспечивается водоснабжение и водоотведение Хелюльского городского поселения, включая переданные на основании Постановления N 22, идентичен тому, который учитывался административным ответчиком при установлении тарифов МУП "данные изъяты", что подтверждается материалами тарифного дела МУП "данные изъяты"" и не оспаривалось представителем административного ответчика. Указанные доводы противоречат пункту 8 Правил, в которых приведены условия актуализации (корректировки) схем водоснабжения и водоотведения.
Довод жалобы о возможности назначения гарантирующей организации только при условии утвержденной схемы водоснабжения основан на ошибочном толковании пункта 2 статьи 42 Закона о водоснабжении и водоотведении, положения которого названных ограничений не предусматривают.
Поскольку судом установлено, что предложения ООО "данные изъяты" об установлении тарифов, ввиду начала осуществления регулируемых видов деятельности по водоснабжению и водоотведению, в том числе в виде транспортировки воды, необоснованно возвращены Комитетом, а производственные программы утверждены административным ответчиком без учета представленных Обществом метериалов, суд первой инстанции признал Постановление N 185 не действующим в полном объеме.
Доводы жалобы, согласно которым решение суда первой инстанции не содержит выводов относительно спорных статей расходов, не могут являться основанием для отмены решения Верховного Суда Республики Карелия от 23 июня 2022 года, поскольку при рассмотрении дела установлено, что представленные административным истцом обосновывающие документы возвращены Комитетом без законных к тому оснований, предметом экспертной оценки не являлись и при расчете тарифов, установленных оспариваемым нормативным правовым актом не учтены, то суд первой инстанции не в праве был подменять собой административный орган и возложенные на него обязанности по расчету экономически обоснованного тарифа.
Другие доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, проверялись и получили правильную оценку в решении суда первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта судебная коллегия не усматривает.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, судебная коллегия принимает во внимание, что признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение Верховного Суда Республики Карелия от 23 июня 2022 года подлежит изменению и оспариваемое административным истцом Постановление N 185 подлежит признанию не действующим с момента его принятия.
Руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 23 июня 2022 года изменить.
Признать не действующим постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2021 года N 185 "О тарифах общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" на питьевое водоснабжение (забор воды и водоподготовка) и водоотведение (очистка сточных вод) (территория оказания услуг - поселок городского типа Хелюля Сортавальского городского поселения)" с даты его принятия.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Карелия от 23 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.11.2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.