Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 07 июня 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в Кировский районный суд города Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение) обязанность произвести оборудование котельной инв.N 18, расположенной в военном городке N 15 посёлка Старт города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, резервным источником электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением Кировского районного суда города Хабаровска от 19 марта 2021 года настоящее гражданское дело передано по подсудности в Ленинский районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 августа 2021 год, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 07 июня 2022 года, исковые требования прокурора удовлетворены частично: на Минобороны России возложена обязанность провести оборудование котельной инв.N 18, расположенной в военном городке N 15 посёлка Старта города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, резервным источником электроэнергии в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отказано.
29 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Минобороны России, поданная через Ленинский районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 17 августа 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового судебного акта, которым требования прокурора оставить без удовлетворения.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Так, по мнению кассатора, у прокурора отсутствует право на обращение в суд с настоящим исковым заявлением, поскольку круг лиц определён, а также прокурором и судами не указано, какую именно обязанность по отношению к неопределённому кругу лиц не выполнил собственник. В материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав и охраняемых законом интересов неопределённого круга лиц, отсутствуют сведения об имеющих место в военном городке аварийных или чрезвычайных ситуаций, в связи с отсутствием в здании котельной инв.N 18 резервного источника электроснабжения. Кассатор указал, что согласно акту приёма-передачи недвижимого имущества N 2 от 2017 года филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу принял в управление здание котельной, и как обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание переданного имущества. Кроме этого, установленный в решении суда срок является неисполнимым, поскольку организация проведения капитального ремонта объектов недвижимости, закреплённых за Вооруженными Силами Российской Федерации, является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательства, не предусматривающими изменение данной процедуры или её упрощения в целях исполнения решения суда.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2022 года кассационная жалоба Минобороны России и гражданское дело переданы в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2022 года кассационная жалоба Минобороны России передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, изучив письменные возражения военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации котельных Минобороны России, расположенных на территории гарнизона Комсомольск-на-Амуре, установлено, что территории войсковой части 44284 военного городка N 15, дислоцированного в посёлке Старт города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, располагается теплогенерирующий объект - котельная инв.N 18, которая не обеспечена электроэнергией от двух взаимно резервирующих источников электропитания (не оборудована резервным источником электроснабжения), что в случае аварийной ситуации приведёт к прекращению работы котельной в отопительный период. На основании акта приема-передачи недвижимого имущества N 2 от 2017 года здание указанной котельной находится в собственности Минобороны России и принято в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Резервное электроснабжение указанной котельной (в числе прочих котельных, расположенных на территориях Комсомольского, Ульчского, Амурского, Ванинского, Советско-Гаванского районов и района им. Полины Осипенко Хабаровского края) осуществляется двумя мобильными дизельными электростанциями мощностью 30 кВт.
В целях досудебного урегулирования настоящего спора в рамках претензионной работы 24 сентября 2020 года начальнику ЖКС N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России внесено представление об устранении нарушений закона, однако мер по оборудование котельной инв.N 18 резервным источником электроэнергии не принято.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление в пределах компетенции правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от 02 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3 Приказа).
В соответствии с пунктами 12, 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года N 607, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, ремонт электрического оборудования, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства и управления имущества (пункт 14 Устава).
Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование (пункт 21 Устава).
Согласно пункту 25 Устава, Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закреплённых на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
30 июля 2018 года приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России N 2025 в пункты 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России внесены изменения, в том числе пункт 25 после слов "деятельность по эксплуатации" дополнен текстом следующего содержания: "(в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков)".
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции сослались на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", Правила устройства электроустановок, утверждённые приказом Минэнерго России от 08 июля 2002 года N 204, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённые приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115, Положение о Минобороны России, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N1082, Приказ Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года N 155, Устав ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённый приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года N 607 (в редакции приказа от 30 июля 2018 года N 20250), установили, что котельная инв.N 18, расположенная в военном городке N 15 посёлка Старта города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, не обеспечена резервным источником электроснабжения, и которая отнесена ко второй категории надежности электроснабжения, в случае неисправности основного источника повлечет за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, при этом техническое состояние спорной котельной требует проведение определенных работ с учетом резервного и аварийного электроснабжения, и пришли к выводу о возложении обязанности произвести оборудование котельной инв. N 18, расположенной в военном городке N 15 посёлка Старт города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, резервным источником электроэнергии на собственника имущества - Минобороны России.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку судами не учтено следующее.
Так, задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Кодекс административного судопроизводства РФ устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, при этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершённых органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделёнными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, оказывается существенно ущемлённым, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 06 июня 1995 года N 7-П, от 13 июня 1996 года N 14-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 22 ноября 2000 года N 14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, определение от 05 марта 2004 года N 82-0 и др.).
Обжалуемые судебные акты приведённым требованиям не соответствуют.
Так, возлагая на Минобороны России, как собственника имущества, по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц, обязанность провести оборудование котельной инв.N 18, расположенной в военном городке N 15 посёлка Старта города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, резервным источником электроэнергии, суды не установили, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределённому кругу лиц не выполнил собственник, поскольку материалы административного дела не содержат сведений об уклонении Минобороны России от возложенной на него законом обязанности по содержанию данного объекта военного имущества, а также суды не приняли во внимание положения действующего законодательства, не учли организационную структуру Минобороны России и наделение специальными полномочиями структурных подразделений Минобороны России, не определили надлежащее лицо, непосредственно ответственное за проведение таких работ как оборудование котельной резервными источниками питания, и не выяснили, являются ли установленные судом сроки реальными, а решение исполнимым.
Кроме этого, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, свидетельствующие о возможности возникновения аварийных ситуаций, наличия угрозы для жизни и здоровья людей, при отсутствии оборудования здания котельной резервными источниками электроснабжения.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, в связи с чем, состоявшийся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, для принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом, необходимо отметить, что настоящее дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанции в порядке гражданского судопроизводства, в то же время с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 07 июня 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в ином составе суда в порядке административного судопроизводства.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.