Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Губернатора Хабаровского края на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 23 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Губернатора Хабаровского края к Совету депутатов Литовского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, заинтересованное лицо Косенок Сергей Анатольевич, о признании решения Совета депутатов от 24 ноября 2021 года N 175 незаконным, возложении обязанности удалить в отставку главу сельского поселения.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения представителя Губернатора Хабаровского края - ФИО8, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Косенок С.А. - ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Губернатор Хабаровского края обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным решение Совета депутатов Литовского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - Совет депутатов Литовского сельского поселения) от 24 ноября 2021 года N 175; обязать Совет депутатов Литовского сельского поселения удалить в отставку в связи с утратой доверия главу Литовского сельского поселения Амурского муниципального района (далее - глава сельского поселения Литовского сельского поселения) Косенок С.А. в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что по решению Губернатора Хабаровского края уполномоченным органом проведена проверка достоверности и полноты сведений, содержащихся в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главы Литовского сельского поселения Косенок С.А, а также его супруги за 2018-2020 годы, в результате которой установлено, что Косенок С.А. представил данные справки, содержащие недостоверные и неполные сведения (не указаны, либо указаны не в полном размере, доходы по основному месту работы, доходы от вкладов в банках и иных кредитных организациях, иные доходы, не указаны земельный участок, доля в праве общей долевой собственности, банковские счета), что не может расцениваться в качестве малозначительного и несущественного. Срок привлечения к ответственности не пропущен (с момента предоставления сведений за отчётный период 2018 года не прошло трёх лет). Мера ответственности в инициативе Губернатора Хабаровского края была избрана в соответствии в частью 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N131-ФЗ).
Также, глава сельского поселения Косенок С.А. не исполнил свою обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, установленную Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ). Так, 18 мая 2021 года Косенок С.А. в комиссию по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности требований, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции направлено уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в связи с работой его супруги ФИО10 в должности сторожа-вахтера администрации сельского поселения. Комиссией по конфликту интересов была установлена совокупность всех юридически значимых обстоятельств для квалификации конфликта интересов, содержание которого отражено в протоколе N 6 от 12 октября 2021 года, а именно было установлено, что глава сельского поселения Косенок С.А, используя свое должностное положение, способствовал систематическим нарушениям Екимовой О.М. трудовой дисциплины, не привлекая её к дисциплинарной ответственности за отсутствие на рабочем месте в дни дежурств, за которые она получала доход в виде денежных выплат за фактически не отработанное время. Исполнение должностных обязанностей в условиях личной заинтересованности носило длящийся характер. Уведомления глава сельского поселения Косенок С.А. до начала исполнения должностных обязанностей сотрудником, не подавал, самостоятельные меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не принял, наличие конфликта интересов не признал.
Указанные обстоятельства явились основанием для направления Губернатором Хабаровского края заявления об удалении главы Литовского сельского поселения Косенок С.А. в отставку от 26 октября 2021 года N12.2.27-16121, по результатам рассмотрения которого 24 ноября 2021 года Советом депутатов было принято решение N 175 о применении к главе сельского поселения Косенок С.А. меры ответственности в виде предупреждения, решения об удалении главы сельского поселении Косенок С.А. принято не было.
Губернатор Хабаровского края считает, что Совет депутатов Литовского сельского поселения не учёл, что решение о применении мер ответственности должно соотноситься с принципами юридической ответственности, такими как соразмерность, пропорциональность и неотвратимость. Неприятие решения об удалении в отставку в связи с утратой доверия главы сельского поселения Косенок С.А, нарушившего обязанность, предусмотренную Федеральным законом N 273-ФЗ, свидетельствует о неисполнении Советом депутатов одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 23 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
09 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Губернатора Хабаровского края, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 23 августа 2022 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, суд апелляционной инстанции ошибочно пришёл к выводу, что при принятии оспариваемого решения представительным органом сельского поселения соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие такого решения, и что содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения. По результатам проведённой проверки установлено, что Косенок С.А, замещающий муниципальную должность, предоставил справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, содержащие недостоверные и неполные сведения. А также установлен факт непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Решение представительного органа местного самоуправления о применении к главе сельского поселения Косенок С.А. меры ответственности в виде предупреждения, не соотносится с частью 10.1 статьи 40, статьёй 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ. Судами оставлено без внимания, что конфликт интересов является безусловным основанием для удаления в отставку должностного лица. Суд апелляционной инстанции не указал положения закона, на основании которого определил, что допущенные нарушения недостаточны для применения такой меры ответственности как досрочное прекращение полномочий. Нарушения, совершённые главой сельского поселения Косенок С.А, не могут расцениваться в качестве малозначительных и несущественных и не влекущих применение в качестве меры ответственности удаление в отставку. Мера ответственности по инициативе Губернатора Хабаровского края была избрана в соответствии в частью 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Вывод суда апелляционной инстанции о возможности принятия представительным органом сельского поселения альтернативной меры ответственности, не соответствует законодательству и обстоятельствам дела. Считает, что к данным правоотношениям применяется трёхмесячный срок на обращение с требованиями, поскольку предметом требований являлось не решение представительного органа местного самоуправления об удалении в отставку главы сельского поселения, а решение Совета депутатов Литовского сельского поселения от 24 ноября 2021 года N 175 о применении меры ответственности в виде предупреждения.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2022 года кассационная жалоба Губернатора Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи в Центральном районном суде города Хабаровска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, административный истец, представитель административного ответчика, заинтересованное лицо, прокурор в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Губернатора Хабаровского края - ФИО8, устные и письменные возражения представителя Косенок С.А. - ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Избирательной комиссии муниципального образования Хабаровского края от 11 сентября 2017 года N 49 Косенок С.А. являлся выборным должностным лицом местного самоуправления - избран на второй срок главой Литовского сельского поселения (ранее вступил в должность в соответствии с распоряжением о вступлении в должность N 84 от 19 сентября 2013 года).
Уполномоченным органом проведена проверка достоверности и полноты сведений, содержащихся в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главы Литовского сельского поселения Косенок С.А, а также исполнения (неисполнения) обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, в ходе которой установлено, что глава Литовского сельского поселения Косенок С.А. представил врио Губернатора Хабаровского края справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главы Литовского сельского поселения Косенок С.А. и его супруги ФИО10 за 2018-2020 года, содержащие недостоверные и неполные сведения.
Также проверкой было установлено неисполнение главой Литовского сельского поселения Косенок С.А. обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, между ним и его супругой Екимовой О.М, работающей в должности сторожа-вахтера администрации Литовского сельского поселения, и также одновременно в должности педагога дополнительного образования на 0, 5 ставки в ЧДОУ "Детский сад N 253 ОАО РЖД".
Решением Комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (далее - Комиссия) (протокол N 6 от 12 октября 2021 года), по вопросу рассмотрения материалов проверки, свидетельствующих о предоставлении главой Литовского сельского поселения Косенок С.А. недостоверных и (или) иных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные 2018-2020 года, признано, что искажение в представленных главой поселения Косенок С.А. недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не являются несущественными; по повторному рассмотрению уведомления главы Литовского сельского поселения Косенок С.А. о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, признано, что главой поселения Косенок С.А. не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов.
26 октября 2021 года Губернатор Хабаровского края обратился в Совет депутатов Литовского сельского поселения с инициативой об удалении главы поселения Косенок С.А. в отставку по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, оформленной соответствующим заявлением, приложив выписку из доклада врио Губернатора Хабаровского края от 01 октября 2021 года "О результатах проверки в отношении Косенка С.А." и проект решения Совета депутатов Литовского сельского поселения об удалении в отставку в связи с утратой доверия и досрочном прекращении полномочий главы Литовского сельского поселения.
24 ноября 2021 года Советом депутатов Литовского сельского поселения принято решение N 175 о применении к главе Литовского сельского поселения Косенок С.А, предоставившему недостоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги за 2018-2020 годы, меры ответственности - предупреждение.
На момент рассмотрения дела в суде, решением Совета депутатов Литовского сельского поселения от 08 февраля 2022 года N 185, досрочно прекращены полномочия главы Литовского сельского поселения Косенок С.А. в виду отставки по собственному желанию с 14 февраля 2022 года.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также Законом Хабаровского края от 26 июля 2017 года N 272 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "О противодействии коррупции" в отношении граждан, претендующих на замещение муниципальной должности и лиц, замещающих муниципальные должности" (далее - Закон Хабаровского края от 26 июля 2017 года N 272).
Частью 4.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ.
В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, части 9 статьи 8, части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных вышеуказанными Федеральными законами.
В соответствии с частью 1, пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) за несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является; непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
Принимая оспариваемые судебные акты об отказе в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции сослались на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Хабаровского края от 26 июля 2017 года N 272 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "О противодействии коррупции" в отношении граждан, претендующих на замещение муниципальной должности и лиц, замещающих муниципальные должности", Положения об управлении Губернатора и Правительства края по противодействию коррупции, утверждённого постановлением Губернатора Хабаровского края от 17 сентября 2020 года N 99, с учётом исключения части выводов суда первой инстанции, исходили из того, что инициатива об удалении главы Литовского сельского поселения Косенок С.А. в отставку в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, исходила от надлежащего должностного лица субъекта Российской Федерации - Губернатора Хабаровского края; Совет депутатов Литовского сельского поселения, действуя в пределах предоставленных полномочий, принял по обращению Губернатора Хабаровского края альтернативное решение о применении к главе сельского поселения Косенок С.А. меры ответственности в виде предупреждения, полагая, что с учётом характера допущенных Косенок С.А. нарушений такая мера ответственности как досрочное прекращение его полномочий не будет отвечать требованиям справедливости и соразмерности, указав на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с настоящими требованиями, а также на нахождение главы сельского поселения Косенок С.А. в настоящее время в отставке по собственному желанию (решение Совета депутатов Литовского сельского поселения от 08 февраля 2022 года N 185), и пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для
удовлетворения административного иска, поскольку Советом депутатов Литовского сельского поселения соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения; основания для принятия оспариваемого решения имелись; содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку судами не учтено следующее.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объёме, в том числе нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту интересов которых он обратился в суд, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 разъяснено, что доказывание по административным делам осуществляется при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Обжалуемые судебные акты приведённым требованиям не соответствуют.
Так, суды первой и апелляционной инстанции, установив факт предоставления главой Литовского сельского поселения Косенок С.А. справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, содержащие недостоверные и неполные сведения, а также факт непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, признали законным решение Совета депутатов Литовского сельского поселения о применении к главе Литовского сельского поселения Косенок С.А. меры ответственности в виде предупреждения, полагая, что с учётом характера допущенных Косенок С.А. нарушений такая мера ответственности как досрочное прекращение его полномочий не будет отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Между тем, судами не было учтено, что нарушение вышеприведенных положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, является безусловным основанием для увольнения лица, замещающего должность муниципальной службы.
При этом суды, принимая оспариваемые судебные акты, неправильно применили нормы материального права, регулирующие вопросы ответственности лиц, замещающих муниципальные должности, за несоблюдение обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции.
Так, основания для привлечения и мера ответственности выборного должностного лица местного самоуправления за несоблюдение указанной обязанности установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, часть 7.3 статьи 40 которого определяет, что при выявлении в результате проверки фактов неисполнения обязанностей, которые установлены, в том числе Законом о противодействии коррупции, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанного лица иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Возможность применения к выборному должностному лицу местного самоуправления, представившему недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера иных мер ответственности, допускается частью 7.3.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, в том числе в виде предупреждения, но при условии, если искажение соответствующих сведений является несущественным.
В силу части 7.3.2 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ порядок принятия решения о применении мер ответственности, не связанных с прекращением полномочий, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Из системного толкования статей 4.2, 4.3 Закона Хабаровского края от 26 июля 2017 года N 272 следует, что в отношении выборного должностного лица местного самоуправления могут быть применены меры ответственности, перечисленные в части 7.3.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, в том случае, если комиссией по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, выявленные недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, признаны как несущественное искажение.
Это обстоятельство в силу предписаний части 7 статьи 4 поименованного выше Закона Хабаровского края обязательно указывается в заявлении Губернатора края о применении к выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности.
Между тем, направленное Губернатором Хабаровского края в Совет депутатов Литовского сельского поселения заявление от 26 октября 2021 года такой ссылки не содержит, а поставлен вопрос о применении к главе Литовского сельского поселения Косенок С.А. меры ответственности именно в виде удаления в отставку в связи с утратой доверия.
Кроме этого, решением комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции от 12 октября 2021 года N 6 признано, что искажение в представленных главой поселения Косенок С.А. недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не являются несущественными, а также признано, что главой поселения Косенок С.А. не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов.
Данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения Совета депутатов Литовского сельского поселения.
При этом суды, установив, что на момент рассмотрения настоящего административного дела в суде первой инстанции глава сельского поселения Косенок С.А. уже находился в отставке по собственному желанию (решение Совета депутатов Литовского сельского поселения от 08 февраля 2022 года N 185), не проявили инициативы и не предложили административному истцу дополнить (уточнить) исковые требований, исходя из интересов неопределённого круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации.
Не может суд кассационной инстанции согласиться и с выводом судов первой и апелляционной инстанции о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, со ссылкой на часть 2 стать 219 КАС РФ, как основанном на неверном толковании норм процессуального права, поскольку 10-дневный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования, установлен именно для лица удалённого в отставку (пункт 17 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, оказывается существенно ущемлённым, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 06 июня 1995 года N 7-П, от 13 июня 1996 года N 14-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 22 ноября 2000 года N14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, определение от 05 марта 2004 года N 82-0 и др.).
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, для принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 23 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2022 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Амурский городской суд Хабаровского края в ином составе суда.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.