Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.
судей Власенко И.Г, Калиниченко Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1, ФИО3, ФИО2 к департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение меры государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая, возложении обязанности произвести выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района Еврейской автономной области в защиту интересов ФИО1, ФИО3, ФИО2 обратился в суд с иском к департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая, возложении обязанности произвести выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба.
В обоснование требований указал, что распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 1 августа 2019 года N 385-рг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области" с 8 часов 00 минут 2 августа 2019 года был введен режим чрезвычайной ситуации, основанием для этого явилось повышение уровня воды в реке Амур. Распоряжением администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области от 27 августа 2019 года N 114-Р определены границы зон чрезвычайной ситуации, в соответствии с которым "адрес" входят в границы зон чрезвычайной ситуации. Постановлением правительства Еврейской автономной области от 20 ноября 2019 года N 414-пп утвержден Порядок предоставления в 2019 года субсидии товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. В ходе проверки было установлено, что ФИО1 на момент объявления режима "Чрезвычайной ситуации" проживал по адресу: "адрес", на основании договора социального найма. По данному адресу также расположен земельный участок, который ФИО1 использует для личного подсобного хозяйства. ФИО2 проживает по адресу: "адрес", на основании договора социального найма. По данному адресу также расположен земельный участок, который ФИО2 использует для личного подсобного хозяйства. ФИО3 проживает по адресу: "адрес", на основании договора социального найма. По данному адресу также расположен земельный участок, который ФИО3 использует для личного подсобного хозяйства.
Уточнив исковые требования, прокурор просил признать за ФИО1, ФИО3, ФИО2 право на получение субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО; обязать департамент сельского хозяйства правительства ЕАО произвести истцам выплату указанной субсидии из расчета площади гибели сельскохозяйственных культур: ФИО1 - 0, 07 га, ФИО16 - 0, 06 га, ФИО2 - 0, 12 га, из областного бюджета за счет средств федерального бюджета.
Определениями суда указанные исковые заявления объединены в одно производство, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство финансов РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истцов привлечены ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10
Решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области исковые требования удовлетворены. Признано за ФИО1 право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии за компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчета гибели сельскохозяйственных культур - 0, 07 га.
Признано за ФИО3 право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии за компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчета гибели сельскохозяйственных культур - 0, 06 га.
Признано за ФИО1 право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии за компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчета гибели сельскохозяйственных культур - 0, 12 га.
Департамент сельского хозяйства Еврейской автономной области обязали произвести ФИО1 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчета гибели сельскохозяйственных культур - 0, 07 га, из областного бюджета за счет средств федерального бюджета.
Департамент сельского хозяйства Еврейской автономной области обязали произвести Чупину С.Л. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчета гибели сельскохозяйственных культур - 0, 06 га, из областного бюджета за счет средств федерального бюджета.
Департамент сельского хозяйства Еврейской автономной области обязали произвести ФИО2 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчета гибели сельскохозяйственных культур - 0, 12 га, из областного бюджета за счет средств федерального бюджета.
В удовлетворении исковых требований о признании права на получение меры государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая, возложении обязанности произвести выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба отказано.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 мая 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Изложен 5, 6, 7 абзац резолютивной части решения в новой редакции: "обязать департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести ФИО1 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчета гибели сельскохозяйственных культур - 0, 07 га в размере 7 760 рублей, из областного бюджета за счет средств федерального бюджета.
Обязать департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести Чупину С.Л. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчета гибели сельскохозяйственных культур - 0, 06 га в размере 6 650 рублей, из областного бюджета за счет средств федерального бюджета.
Обязать департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести Риге В.Б. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчета гибели сельскохозяйственных культур - 0, 12 га в размере 13 310 рублей, из областного бюджета за счет средств федерального бюджета".
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства Российской Федерации просило решение и апелляционное определение отменить. Считает их незаконными и необоснованными, принятыми в нарушение норм материального права. В качестве доводов указывая, что суды первой и апелляционной инстанций вышли за пределы предоставленных им полномочий по исследованию доказательств, считает, что Министерство сельского хозяйство Российской Федерации полностью исполнило возложенные на него обязательства по проведению оценки причиненного ущерба, не является лицом, уполномоченным на принятие решений, направленных на восстановление нарушенных прав ФИО1, ФИО3, ФИО2 в связи с чем является ненадлежащим ответчиком. Признанное судами право на получение компенсации ущерба, является декларативным, поскольку не обеспечено соответствующими финансовыми ресурсами. Считает, что заключение договора социального найма жилого помещения не влечет приобретение нанимателем жилого помещения права пользования земельным участком под домом, в котором расположено данное жилое помещение, для ведения личного подсобного хозяйства.
Стороны в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маторина О.А. полагала обжалуемые судебные постановления законными, поддержала возражения прокуратуры Еврейской автономной области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого решения и апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого решения и апелляционного определения не имеется.
Материалами дела установлено, что в пользовании ФИО1 на условиях договора социального найма находится жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, "адрес", в котором он зарегистрирован с 10 мая 1961 года.
Согласно выписке из похозяйственной книги N 2 ФИО1 является главой личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ), в его пользовании находится земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, "адрес", общей площадью 0, 14 га, посевной площадью 0, 08 га.
Из акта обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, от
09 октября 2019 года N 708 следует, что в личном подсобном хозяйстве ФИО1 на вышеуказанном земельном участке в результате сильного переувлажнения почвы в период уборки с 11 августа 2019 года погибла сельскохозяйственная культура - картофель на площади 0, 07 га.
В акте в качестве владельца личного подсобного хозяйства указан ФИО1, акт подписан членами комиссии по определению ущерба сельскохозяйственных культур, ФИО1 и утвержден председателем комиссии.
19 декабря 2019 года ФИО1 обратился в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о выплате компенсации в связи с утратой урожая. Однако 30 декабря 2019 года в удовлетворении заявления ему отказано в связи с отсутствием у него документа, подтверждающего право собственности, пользования или иного законного права владения вышеуказанным земельным участком.
Также из материалов дела следует, что в пользовании ФИО2 на условиях договора социального найма находится жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в котором он зарегистрирован с 03 июля 1990 года.
Из выписки из похозяйственной книги N 3 усматривается, что на 01 июля 2019 года в пользовании главы ЛПХ ФИО2 находится земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 0, 15 га, посевной площадью 0, 12 га.
Актом обследования от 07 октября 2019 года установлено, что в личном подсобном хозяйстве ФИО2 на вышеуказанном земельном участке в период с 11 августа 2019 года в результате сильного переувлажнения почвы в период уборки погибла сельскохозяйственная культура - картофель на площади 0, 12 га.
В акте в качестве владельца личного подсобного хозяйства указан ФИО2, акт подписан членами комиссии по определению ущерба сельскохозяйственных культур, ФИО2 и утвержден председателем комиссии.
05 декабря 2019 года ФИО2 обратился в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о выплате компенсации в связи с утратой урожая. Однако 13 декабря 2019 года в удовлетворении заявления ему было отказано в связи с отсутствием у него документа, подтверждающего право собственности, пользования или иного законного права владения вышеуказанным земельным участком.
Материалами дела также установлено, что ФИО3 является собственником 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", в котором он зарегистрирован с 26 февраля 2008 года.
Также ФИО3 является собственником 1/4 доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по этому же адресу, на основании договора купли-продажи земельного участка от 19 июня 2019 года N 14.
Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано в органах государственной регистрации 08 августа 2019 года, согласно выписка из ЕГРН от 8 августа 2019 года.
Согласно выписке из похозяйственной книги N 12 на 01 июля 2019 года в пользовании главы ЛПХ ФИО3 находится вышеназванный земельный участок, общей площадью 0, 13 га, посевной площадью 0, 10 га.
Из акта обследования от 04 октября 2019 года N 596 видно, что в личном подсобном хозяйстве ФИО12 ФИО18 на вышеуказанном земельном участке в период с 11 августа 2019 года в результате сильного переувлажнения почвы в период уборки погибла сельскохозяйственная культура - картофель (овощи) на площади 0, 06 га.
В акте в качестве главы личного подсобного хозяйства указан истец ФИО17, акт подписан членами комиссии по определению ущерба сельскохозяйственных культур, ФИО19. и утвержден председателем комиссии.
25 декабря 2019 года ФИО3 обратился в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о выплате компенсации в связи с утратой урожая. Однако 30 декабря 2019 года в удовлетворении заявления ему отказано в связи с тем, что он не является сельскохозяйственным товаропроизводителем - гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", так как используемый ФИО3 земельный участок имеет вид разрешенного использования "для размещения малоэтажной многоквартирной жилой застройки".
В соответствии с Федеральным законом N68-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций и др. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 18).
Распоряжением губернатора ЕАО от 01 августа 2019 N 385-рг в связи со сложной гидрометеорологической обстановкой на территории ЕАО с 08-00 часов 02 августа 2019 введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением правительства ЕАО от 20 ноября 2019 N 414-пп утвержден Порядок предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории "адрес" (Порядок).
В соответствий с пунктом 5 Порядка право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 02 августа 2019 владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30 августа 2019 N 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году", утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.
Субсидия предоставляется сельхозтоваропроизводителям, являющимся собственниками земельных участков или пользователями земельных участков на ином законном праве.
В силу пункта 6 Порядка размер ущерба, причиненного сельхозтоваропроизводителю в результате чрезвычайной ситуации, определен Минсельхозом России в соответствии с актами анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации "Паводок" в летний период 2019 года, ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр", в том числе от 16 октября 2019 N 022ЛПХд2/1.
В силу пунктов 8, 9 Порядка для получения субсидии необходимо представить следующие документы: заявление о предоставлении субсидии по форме согласно приложению к настоящему Порядку; правоудостоверяющий документ на земельный участок (для собственников земельных участков), права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; сведения, подтверждающие предоставление в пользование земельного участка на ином законном праве (для пользователей земельных участков на ином законном праве), права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя субсидий или его представителя (если документы представляет представитель); доверенность, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если документы от получателя субсидии представляются представителем).
В пункте 12 Порядка одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии указано представление ненадлежащим образом оформленных документов или непредставление (представление не в полном объёме) пакета документов.
Из приложений N 1 и N 2 к распоряжению губернатора ЕАО от 30 августа 2019 N 440-рг усматривается, что "адрес" муниципального района ЕАО попали в зону подтопления (затопления), возникшего в результате чрезвычайной ситуации 2019 года.
Суд первой инстанции установил, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 на момент чрезвычайной ситуации фактически использовали земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства. В результате произошедшего летом 2019 года паводка у ФИО1, ФИО2, ФИО3. погиб урожай картофеля. В результате установленных обстоятельств суд признал за ФИО1, ФИО2, ФИО3 право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в их личных подсобных хозяйствах, в результате чрезвычайной ситуации 2019 года, из расчета площади гибели сельскохозяйственных культур, указанных в актах обследования, за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции, с учетом требований Федерального закона от 07 июля 2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" согласился с выводом суда первой инстанции об удовлетворении иска, указав при этом, что выращивание на земельных участках, предоставленных ФИО1, ФИО2, Чупину С.Л, сельскохозяйственных культур не противоречит Правилам землепользования и застройки части территории муниципального образования "Биджанское сельское поселение" Ленинского муниципального района ЕАО, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО от 17 июня 2016 N264.
В силу пункта 8 Порядка предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 20 ноября 2019 N 414-пп, решение о предоставлении субсидии принимается на основании решения суда об установлении права владения (пользования) земельным участком, попавшим в зону подтопления (затопления), по состоянию на 02 августа 2019.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 07 июля 2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В статье 8 Федерального закона от 07 июля 2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" определено, что учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчёл; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.
Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительном власти.
Судами верно указано, что выписка из похозяйственной книги относится к числу документов, подтверждающих использование лицом земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Вывод судов о том, что отсутствие документов, подтверждающих право владения земельным участком на момент возникновения чрезвычайной ситуации 2019 года, при установленных по делу обстоятельствах, не может лишить ФИО1, ФИО2, ФИО3 права на получение субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, представляется правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера, к каковым отнесена чрезвычайная ситуация, возникшая в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО, является расходным обязательством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2019 N 2494-р в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, выделены Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетные ассигнования в размере 434 537, 5 тысяч рублей для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 139 сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, и на компенсацию ущерба от утраты урожая, поголовья сельскохозяйственных животных и птицы 1 424 личным подсобным хозяйствам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 N 1455 утверждены Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, в силу пункта 2 которых иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, включая ущерб от утраты урожая.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (пункт 3 Правил). Компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется, кроме того и вследствие паводка (пункт 5 Правил).
Судами верно указано, что финансирование исполнения обязательств, связанных с компенсацией пострадавшим ущерба от утраты урожая в связи с паводком в 2019 году осуществляется за счет средств федерального бюджета. Иного источника финансирования компенсации ущерба законодателем не предусмотрено. Ограниченный период финансирования, при установленном факте нарушения прав гражданина, не может являться основанием к лишению права на предусмотренные законом меры поддержки.
Согласно пункту 6 Порядка, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 20 ноября 2019 года N 414-пп, размер ущерба, причиненного сельхозтоваропроизводителю в результате чрезвычайной ситуации, определен Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с актами анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации "Паводок" в летний период 2019 года, Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", в том числе от 16 октября 2019 года N 022ЛПХд2/1 и от 12 ноября 2019 года N022ЛПХдЗ/1.
Согласно акту ФГБУ "Россельхозцентр" Минсельхоза России от 16 октября 2019 года N 022ЛПХд2/1, в котором под номерами 88 и 207 в списке пострадавших хозяйств указаны соответственно личные подсобные хозяйства ФИО3 и ФИО2 произведена оценка ущерба, причиненного им и результате паводка в летний период 2019 года, по результатом которой Чупину C.JI. подлежит выплате субсидия в размере 6 650 рублей, ФИО2 в размере 13 310 рублей.
Также произведена оценка ущерба, причиненного ФИО1 в результате паводка в летний период 2019 года, что следует из акта от 12 ноября 2019 N 022ЛПХдЗ/1. В приложении к данному акту под N 11 указано личное подсобное хозяйство ФИО1, сумма ущерба определена в размере 7 760 рублей из расчета площади гибели урожая - 0, 07 га.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
При исследовании и оценке представленных доказательств нарушения норм материального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, не допущены.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.