Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Роженцевой Ю.В, при секретаре судебного заседания Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-126/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СибЭнергоТранс-42" к Региональной энергетической комиссии Кузбасса о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 17 февраля 2022 года N 35 "Об установлении необходимой валовой выручки ООО "СибЭнергоТранс-42" без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса", по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 23 июня 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, пояснения представителя публичного административного ответчика Саврасова М.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
17 февраля 2022 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, регулирующий орган) принято постановление N 35 "Об установлении необходимой валовой выручки ООО "СибЭнергоТранс-42" без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса" (далее - Постановление N 35), которое опубликовано на сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса" www.recko.ru, 17 февраля 2022 года.
Пунктом 1 Постановления N 35 обществу с ограниченной ответственностью "СибЭнергоТранс-42" (далее - ООО "СибЭнергоТранс-42", Общество) установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2020 год в размере 0, 01 тыс. рублей.
Пунктом 2 Постановления N 35 ООО "СибЭнергоТранс-42" установлена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2020-2024 годы.
Пунктом 3 Постановления N 35 ООО "СибЭнергоТранс-42" установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбасса на 2020 год в размере 0, 01 тыс. рублей.
ООО "СибЭнергоТранс-42" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента издания Постановление N 35, взыскании с административного ответчика судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что Постановление N 35 принято во исполнение решения Кемеровского областного суда от 23 ноября 2021 года по делу N 3а-216/2021, которым признано недействующим со дня принятия постановление РЭК Кузбасса N 250 от 08 июля 2021 года. Однако при принятии оспариваемого нормативного правового и расчете статей "Ремонтный фонд" и "Выпадающие доходы" экспертами регулирующего органа выводы суда не учтены, более того, регулирующий орган уменьшил необходимую валовую выручку Общества до 10 рублей. Административный истец полагает, что Постановление N 35 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы Общества при осуществлении экономической деятельности.
Решением Кемеровского областного суда от 23 июня 2022 года административные исковые требования удовлетворены, Постановление N 35 признано недействующим со дня принятия, возложена обязанность на РЭК Кузбасса принять заменяющий нормативный правовой акт, взысканы расходы по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе председатель Региональной энергетической комиссии Кузбасса Малюта Д.В. просит отменить решение суда, принять новое судебное решение, указывая, что судом не учтено, что действия регулирующего органа по определению необходимой валовой выручки на 2020 года с учетом корректировке по статье "Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования N1187" осуществлены с требованиями действующего законодательства.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Судом первой инстанции правильно установлено, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением процедуры их принятия, подписания и опубликования, а также требований к форме и виду.
Как следует из материалов дела, ООО "СибЭнергоТранс-42" на 2020 год являлась территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса; тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливались Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки; для Общества определен долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы (второй долгосрочный период регулирования). Предыдущий период регулирования с 2017 года по 2019 год.
Постановление N 35 принято во исполнение решения Кемеровского областного суда от 23 ноября 2021 года по делу N 3а-216/2021, где оспаривалось постановление регулирующего органа от 08 июля 2021 года N 250, которым для Общества была установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбассе на 2020 год в размере 44 964, 32 тыс. рублей, а также необходимая валовая выручка (без учета потерь) на долгосрочный период 2020 - 2024 годы.
Решением Кемеровского областного суда от 23 ноября 2021 года по делу N 3а-216/2021 постановление РЭК Кузбасса от 08 июля 2021 года N 250 было признано недействующим, суд пришел к выводу о том, что произведенная органом регулирования корректировка статьи "Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 основ ценообразования N 1178", а также определенный размер базовых подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки регулируемой организации по статье "Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)" являются экономически необоснованными и не соответствуют порядку ценообразования.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд пришел к выводу о том, что при расчете корректировки по статье "Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования N 1178", нарушены правила ценообразования, что повлияло на итоговое значение необходимой валовой выручки ООО "СибЭнергоТранс-42" на 2020 год.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда ввиду нижеследующего.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
В методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э) определены основные методологические положения по формированию регулируемых тарифов (цен) с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки экономически обоснованных расходов.
Пунктом 5 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.
В пункте 11 Методических указаний N 98-э приведены формулы расчета необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й (отличный от первого) годы долгосрочного периода регулирования.
В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Положения пункта 7 Основ ценообразования основываются на комплексном анализе финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, а применительно к методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, нашли свое отражение в формулах (3) - (9) Методических указаний N 98-э, которые содержат расчет расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов.
Согласно пункту 11 Методических указаний N 98-э корректировка необходимой валовой выручки по указанным формулам также производится комплексно, с учетом проведения соответствующих контрольных мероприятий, в том числе и анализа обоснованности расходов регулируемой организации.
Судом первой инстанции верно указано, что расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов (Вi), определяются через показатель (Вiинд), который определяется по формуле 4 Методических указаний N 98-э, где, согласно редакции, действовавшей на дату осуществления спорного регулирования - 2019 год, корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов определяется по формуле 5 Методических указаний N 98-э.
Судом первой инстанции правильно установлено, что РЭК Кузбасса неверно произведен расчет корректировки подконтрольных расходов, а именно, в нарушение установленных формулой 5 Методических указаний N 98-э параметров, были использованы параметры 2018 года, вместо 2017 года, а поскольку расчет корректировки подконтрольных расходов произведен органом регулирования с нарушением порядка ценообразования, значения необходимой выручки для административного истца на 2020 года нельзя признать экономически обоснованным.
Обоснованно отклонены судом доводы административного ответчика о том, что корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета, определяемая по формуле 5 Методических указаний N 98-э, недопустима в отношении ООО "СибЭнергоТранс-42", поскольку они основаны не неверном толковании норм материального права.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к правовой позиции административного ответчика в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка в обжалуемом решении, оснований для несогласия с которой не имеется.
Исходя из положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает верным вывод суда о праве административного истца на возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, и оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 23 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса, - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи С.Н. Войтко
Ю.В. Роженцева
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 октября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.