Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Кадочниковой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1248/2022 по административному исковому заявлению прокурора Алтайского края к Правительству Алтайского края о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 30 декабря 2021 года N502, по апелляционным жалобам административного ответчика Правительства Алтайского края, заинтересованного лица Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 28 июня 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, возражения на апелляционные жалобы прокурора Попова А.Б, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
30 декабря 2021 года Правительством Алтайского края принято постановление N 502 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Территориальная программа), разделом IV которого утверждена территориальная программа обязательного медицинского страхования, разделом VI - нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования; данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 30 декабря 2021 года, включено в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 01 февраля 2022 года, регистрационный номер N.
Постановлением Правительства Алтайского края от 09 февраля 2022 года N40 внесены изменения в абзац 10 раздела 7.3 главы 7 Территориальной программы; оно опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 10 февраля 2022 года, включено в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 18 марта 2022 года, регистрационный номер N.
Постановлением Правительства Алтайского края от 10 июня 2022 года N 207 внесены изменения в разделы II, VI, VII Территориальной программы; постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 14 июня 2022 года.
Исполняющий обязанности прокурора Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 10 раздела VI в части слов "2023 году - 2993, 92 рубля, в 2024 году - 3014, 19 рубля", строки 2 раздела 1 таблицы "Нормативы объема оказания и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2022-2024 годы" в части цифр "0, 1995", "0, 0956", "0, 003374", строку 3 раздела 1 таблицы "Нормативы объема оказания и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2022-2024 годы" в части цифр "0, 008245", строку 4 раздела 1 таблицы "Нормативы объема оказания и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2022-2024 годы" в части цифр "0, 0201757", "0, 020176" Территориальной программы.
Требования мотивированы тем, что Территориальная программа в оспариваемой части противоречит положениям частей 1, 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), нормам Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N2505 (далее - Федеральная программа, Программа), в связи с установлением в Территориальной программе необоснованно заниженных нормативов объема медицинской помощи, подушевых нормативов финансирования по сравнению с нормативами, определенными Федеральной программой.
Решением Алтайского краевого суда от 28 июня 2022 года административные исковые требования прокурора удовлетворены, оспариваемые положения нормативного правового акта признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционных жалобах представителем Правительства Алтайского края Бубновым О.А. и министром здравоохранения Алтайского края Поповым Д.В. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права. В обоснование жалоб апеллянты указывают на то, что законодательство в области охраны здоровья граждан не содержат императивных норм о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны устанавливать нормативы в размере средних нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. При формировании Территориальной программы необходимо учитывать сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, необходимо обеспечить сбалансированность бюджета. Территориальная программа не противоречит федеральным нормативным правовым актам, принята уполномоченным органом на основании его компетенции.
На апелляционные жалобы поданы возражения прокуратурой Алтайского края; министерством финансов Алтайского края подан отзыв, в котором указано, что Территориальная программа соответствует федеральному законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 323-ФЗ.
В соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разрешая заявленные требования, суд правильно исходил из того, что разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установилобъемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.
В соответствии с абзацем четвертым раздела I (Общие положения) Федеральной программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Разделом VI Федеральной программы утверждены средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.
Суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые положения Территориальной программы с нормами Федеральной программы, устанавливающими средние нормативы объема медицинской помощи, правомерно исходил из того, что установленные Алтайским краем нормативы являются заниженными по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации, в отсутствие правовых оснований.
Следует отметить, что в силу положений части 4 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ, раздела VI Федеральной программы, нормативы объема медицинской помощи, финансируемые за счет бюджетов субъекта Российской Федерации, могут быть ниже средних нормативов, предусмотренных разделом VI Федеральной программы. Однако субъекты Российской Федерации правом произвольно занижать нормативы оказания бесплатной медицинской помощи не наделены. Установление субъектом Российской Федерации более низких нормативов возможно с учетом объективных обстоятельств: более низкого по сравнению со среднероссийским уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатогеографических особенностей регионов.
Как следует из материалов дела, Правительством Алтайского края и Министерством здравоохранения Алтайского края не представлено доказательств проведения соответствующих обоснований и расчетов, подтверждающих наличие объективных обстоятельств, с учетом которых оспариваемые нормативы объема медицинской помощи установлены в заниженном размере. Напротив, по сведениям Министерства здравоохранения Алтайского края уровень смертности населения Алтайского края от социально значимых заболеваний в 2017-2020 годах превышает среднероссийские показатели.
С учетом вышеизложенных положений закона и обстоятельств дела судом первой инстанции верно принято решение о признании оспариваемых положений разделов Территориальной программы недействующими, поскольку они противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
В целом доводы апеллянтов аналогичны позиции административного ответчика и заинтересованных лиц в суде первой инстанции и являлись предметом рассмотрения, в обжалуемом решении им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется. Не является основанием для отмены правильного решения по делу отсутствие средств в краевом бюджете на реализацию Территориальной программы
На основании изложенного, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 28 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административного ответчика Правительства Алтайского края, заинтересованного лица Министерства здравоохранения Алтайского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 октября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.