Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А.
судей Циркуновой О.М, Репиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Тверского районного суда города Москвы от 16 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 февраля 2022 года, вынесенные по административному делу по административному иску ФИО1 к Совету депутатов муниципального округа Тверской города Москвы о признании действий (бездействия) незаконными, обязании совершить определенные действия (дело N 2а-517/2021), Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального округа Тверской города Москвы о признании незаконными действий (бездействия) в части нарушения сроков рассмотрения предложения жителей об установлении границ Территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) "Дом Горчакова на Страстном бульваре", непринятия решения об установлении границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре", обязании утвердить границы ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре", возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование требований административный истец указал, что 30 декабря 2020 года инициативная группа граждан, в том числе ФИО5, ФИО6, ФИО1 подали заявление в адрес Совета депутатов муниципального округа Тверской города Москвы, в котором уведомили представительный орган о намерении организовать ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре" в пределах проживания граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", и установить предлагаемые жителями границы ТОС. 11 января 2021 года в адрес ответчика дополнительно были направлены схема границ и описание границ ТОС, в последующем 17 февраля 2021 года повторно было направлено заявление об установлении границ ТОС.
Однако в нарушение установленного законом срока, ответчик не выносил на заседание Совета депутатов муниципального округа Тверской города Москвы вопрос об установлении границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре". 18 февраля 2021 года вопрос установления границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре" был вынесен на очередное заседание Совета депутатов муниципального округа Тверской города Москвы, но остался без рассмотрения.
Таким образом, до настоящего времени, вопрос об установлении границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре" ответчиком не рассмотрен. Полагая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 16 августа 2021 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 февраля 2022 года, в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 ставит вопрос об отмене решения Тверского районного суда от 16 августа 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 февраля 2022 года, с принятием по административному делу судебного акта об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
Приводит доводы о том, что при разрешении данного дела, судами не дано оценки нарушению органом местного самоуправления срока рассмотрения предложения жителей об установлении границ Территориального общественного самоуправления "Дом Горчакова на Страстном бульваре".
Ссылается также на то, что административным ответчиком все решения по рассмотрению поданных предложений принимались в протокольной форме, без вынесения соответствующих решений, как это предусмотрено Регламентом Совета депутатов МО Тверской.
В судебном заседании суда кассационной инстанции ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Совета депутатов муниципального округа Тверской ФИО14 возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, устанавливает и определяет Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.
Как предусмотрено частью 3 статьи 27 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Согласно части 11 статьи 27 названного федерального закона вопросы установления порядка организации (самоорганизации) граждан по месту их жительства для осуществления территориального общественного самоуправления в полном объеме переданы в компетенцию местного самоуправления.
В соответствии со статьей 21 Закона г. Москвы от 06 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; иные территории проживания граждан. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом по предложению населения, проживающего на данной территории. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления администрацией либо иным уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа. Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории.
Из материалов дела усматривается, что решением муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Тверское в городе Москве от 27 октября 2011 года N 294/2011 утвержден Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления во внутригородском муниципальном образовании Тверское в г. Москве.
Согласно пункта 1.5 Порядка, организация ТОС включает: 1.5.1 создание гражданами инициативной группы; 1.5.2 установление границ ТОС; 1.5.3. проведение собрания (конференции) граждан; 1.5.4 оформление документов, принятых собранием граждан; 1.5.5. регистрация Устава ТОС муниципалитетом муниципального образования. ТОС считается учрежденным с момента регистрации Устава муниципалитетом (п. 1.6 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.3.5. Порядка инициативная группа граждан направляет в муниципальное Собрание предложение о границах территории, информацию о домовладениях и численности жителей, проживающих в этих границах
По делу установлено, что 30 декабря 2020 года административный истец ФИО1 обратился в адрес Главы муниципального округа Тверской в г. Москве с заявлением об установлении границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре" с приложением схемы предлагаемых границ ТОС, копии протокола о создании ТОС, заявление зарегистрировано за вх. N.
11 января 2021 года истец в дополнение к ранее поданному заявлению об установлении границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре", подал заявление, к которому также была приложена схема границ ТОС, описание границ.
16, 17 февраля 2021 года административный истец повторно обратился в адрес Главы муниципального округа Тверской в г. Москве с заявлением об установлении границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре".
Согласно ответу Главы муниципального округа Тверской от 17 февраля 2021 года N АТВ-122, в соответствии с протокольным решением Совета депутатов от 17 декабря 2020 года, заявления истца от 30 декабря 2020 года, 11 января 2021 года по вопросу установления границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре" 15 января 2021 года переданы Главой муниципального округа в Рабочую группу по рассмотрению вопроса об установлении границ ТОС, до настоящего времени решение рабочей группы по данному вопросу не получено.
В силу пункта 3.5. Порядка, предложение инициативной группы рассматривается на заседании муниципального Собрания не позднее 30 дней со дня его поступления в муниципальное Собрание.
В случае, если предложение поступило в период летнего перерыва в работе муниципального Собрания, указанный срок исчисляется со дня окончания такого перерыва в работе.
По результатам рассмотрения предложения инициативной группы муниципальное Собрание принимает решение об установлении границ территории в соответствии с предложением инициативной группы либо об отказе в установлении границ территории; решение муниципального Собрания об отказе в установлении границ территории должно быть мотивированным (п.3.6 Порядка).
Решением Совета депутатов муниципального округа Тверской города Москвы N153/2013 от 10 октября 2013 года утвержден Регламент Совета депутатов муниципального округа Тверской города Москвы, который определяет правовое, организационное, документационное, информационное, материально техническое обеспечение деятельности Совета депутатов муниципального округа Тверской города Москвы.
Согласно пункта 1 статьи 12 Регламента, план работы Совета депутатов утверждается решением Совета депутатов ежеквартально. Проект плана работы формирует глава муниципального округа.
Повестка дня формируется главой муниципального округа и утверждается протокольным решением (пункт 1 статьи 13 Регламента); в повестку дня могут быть внесены вопросы, не включенные в план работы, по инициативе главы муниципального округа, депутата, группы депутатов до наступления срока, указанного в пункте 1 или пункте 3 статьи 14 настоящего Регламента.
В силу пункта 1 статьи 21 Регламента, заседания Совета депутатов проводятся, как правило, каждый третий четверг месяца с 18.30 до 20.30 час.
Проекты решений могут вноситься депутатом, группой депутатов, фракциями, постоянными комиссиями, главой муниципального округа, главой администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан (пункт 1 статьи 31 Регламента).
По делу установлено, что на очередном заседании Совета депутатов муниципального округа тверской, состоявшимся 21 января 2021 года, вопрос об установлении границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре" не рассматривался, в повестку дня включен не был.
Из копии протокола очередного заседания Совета депутатов муниципального округа Тверской от 18 февраля 2021 года N 41 следует, что на заседании Совета депутатов муниципального округа Тверской 18 февраля 2021 года истец, будучи депутатом муниципального округа Тверской и принимая участие в заседании обратился к депутатам с предложением о включении в повестку дня дополнительного вопроса об установлении границ ТОС "Горчаковский двор 14" и "Об установлении границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном Бульваре2, вопрос был включен в повестку дня и рассмотрен с принятием протокольного решения о принятии к сведению информации руководителя рабочей группы по рассмотрению вопроса об установлении границ ТОС ФИО7 о рассмотрении обращений заявителей; поручении рабочей группе совместно с юрисконсультом муниципального округа Тверской подготовить официальный ответ заявителям с правовым заключением; вынести данный вопрос для рассмотрения на заседании Совета депутатов в марте 2021 года.
Во исполнение протокольного решения Совета депутатов от 18 февраля 2021 года администрацией муниципального округа Тверской 4 марта 2021 года было подготовлено правовое заключение по вопросу рассмотрения и определения границ ТОС "дом Горчакова на Страстном бульваре", заключение передано руководителю рабочей группы, созданной 17 декабря 2020 года.
11 марта 2021 года административный истец обратился в адрес Главы муниципального округа Тверской в г. Москве с повторным, дополнительным заявлением об установлении границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре" к заявлению представив уточненный протокол создания инициативной группы. Согласно протокола заседания Совета депутатов муниципального округа Тверской от 17 марта 201 года N 43 в повестку дня включены дополнительные вопросы: об установлении границ ТОС "Горчаковский двор 14" и "Об установлении границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре", по итогам доклада решение о согласовании принято не было.
9 апреля 2021 года Глава муниципального округа тверской обратился в адрес Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации с вопросом о пересечении запрашиваемых жителями границ осуществления ТОС. Согласно ответу ГУ Министерства юстиции по городу Москве от 11 мая 2021 года N: положение о том, что в границах какой-либо территории может действовать только один ТОС, является общераспространенной практикой; несоответствие границ территорий ТОС требованиям, установленным муниципальным нормативным актом, может служить основанием для органов местного самоуправления по корректировке предложенных группами жителей границ территорий, на которых предполагается осуществление ТОС; законодательством не ограничивается возможная инициатива органов местного самоуправления по проведению консультаций с представителями заинтересованных групп граждан для урегулирования возникших противоречий и выработка взаимоприемлемого решения.
Согласно ответу из комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 25 мая 2021 года N.20-25/357 следует, что: регулирование территории деятельности ТОС - полномочия органов местного самоуправления; необходимо соблюдать принцип: одна территория - один ТОС; необходимо создать рабочую группу, в которую войдут представители инициативных групп и Совета депутатов муниципального округа Тверской для согласования вопроса по границам и установления их таким образом, чтобы пересечения не происходило.
15 апреля 2021 года в адрес Совета депутатов муниципального округа Тверской поступило повторное обращение жителей, проживающих по адресу: "адрес" с заявлением о продолжающемся нарушении их прав при создании ТОС.
Согласно протокола заседания Совета депутатов муниципального округа Тверской от 15 апреля 2021 года N, в повестку дня были включены вопросы "Об установлении границ ТОС "Горчаковский двор 14" и "Об установлении границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре", по итогам доклада решение о согласовании не принято.
Решение в отношении согласования границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре" не принято, в связи с невозможностью достичь договоренности по данному вопросу, жителям предложена процедура медиации при условии получения от них письменного согласия.
30 апреля 2021 года в Совет депутатов муниципального округа Тверской поступило заявление ФИО8 о согласовании границ создаваемого ТОС "Страстной бульвар 4", находящегося по адресу: "адрес"
Из протокола заседания Совета депутатов муниципального округа Тверской от 20 мая 2021 года N 46 следует, что в разделе "Разное" рассматривался вопрос "Об установлении границ ТОС "Страстной бульвар 4". Депутаты отметили, что процедура медиации жителей в соответствии с рекомендацией Совета депутатов от 15 апреля 2021 года не состоялась ввиду отсутствия письменного согласия жителей. Принято протокольное решение, депутату ФИО9 поручено организовать встречу с заинтересованными сторонами для урегулирования конфликта между жителями.
15 июня 2021 года истец обратился в адрес Главы муниципального округа Тверской в г. Москве с заявлением о подмене описания границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре".
17 июня 2021 года состоялось очередное заседание Совета депутатов муниципального округа Тверской, на котором в повестке дня был поставлен вопрос N о границах территории для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления "Горчаковский двор 14" (заявитель ФИО10); о границах территории для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления "Дом Горчакова на Страстном бульваре" (заявитель ФИО1); о границах территории для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления "Дом Горчакова, 9" (заявитель ФИО11); о границах территории для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления "Страстной бульвар 4" (заявитель ФИО8); о границах территории для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления "Козицкое" (заявитель ФИО12).
Решением, принятым большинством голосов, определено перенести рассмотрение вышеуказанного вопроса, в связи с имеющимися неразрешимыми разногласиями жителей.
Следующее очередное заседание Совета депутатов муниципального округа Тверской назначено на 16 сентября 2021 года.
Установив изложенные обстоятельства суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что заявление истца об установлении границ ТОС "Дом Горчакова на Страстном бульваре" находится на рассмотрении Совета депутатов муниципального округа Тверской, до настоящего времени решения по заявлению не принято, в связи с наличием разногласий между жителями территории, на которой устанавливается ТОС, что свидетельствует об отсутствии факта бездействия представительного органа муниципального образования при рассмотрении заявления истца.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку они не опровергают выводы судебных инстанций, а сводятся к изложению правовой позиции административного истца, выраженной в судах нижестоящих инстанций, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную правовую оценку в обжалуемых решениях.
Несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Нарушений влекущих безусловную отмену судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 16 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 февраля 2022 года, оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 22 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.