Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А.
судей Циркуновой О.М, Смирновой Е.Д.
с участием прокурора Гаврилова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Правительства Москвы - Снегиревой Анастасии Игоревны (поступившую в суд первой инстанции 19 мая 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом - 23 мая 2022 года) на решение Московского городского суда от 23 сентября 2021 года (дополнительное решение Московского городского суда от 25 ноября 2021 года) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 марта 2022 года, вынесенные по административному делу N 3а-2235/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества "Дина" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещённым 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП из пункта 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", приложение 1 изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-1111, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП Перечень изложен в редакции, действующей с 1 января 2017 года, с 1 января 2018 года, с 1 января 2019 года, с 1 января 2020 года и с 1 января 2021 года соответственно.
В Перечень на 2016 год под пунктом 2830 включено здание с кадастровым номером 77:04:0004006:1333 общей площадью 3 616, 3 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, улица Ставропольская, дом 41В.
Это же здание включено в Перечень на 2017 год под пунктом 12632, в Перечень на 2018 год под пунктом 12867, в Перечень на 2019 год под пунктом 14088, в Перечень на 2020 год под пунктом 10250, в Перечень на 2021 год под пунктом 13119.
В Перечень на 2017 год под пунктом 12631 включено здание с кадастровым номером 77:04:0004006:1332 общей площадью 887, 5 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, улица Ставропольская, дом 41Б, строение 2.
Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 12866, в Перечень на 2020 год под пунктом 8750, в Перечень на 2021 год под пунктом 13118.
В Перечень на 2019 год под пунктом 14090 включено здание с кадастровым номером 77:04:0004006:1336 общей площадью 1 027, 6 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, улица Ставропольская, дом 41 Б, строение 1.
Это же здание включено в Перечень на 2020 год под пунктом 22310, в Перечень на 2021 год под пунктом 13121.
В Перечень на 2019 год под пунктом 14089 включено здание с кадастровым номером 77:04:0004006:1335 общей площадью 196, 8 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, улица Ставропольская, дом 41 Б, строение 3.
Это же здание включено в Перечень на 2020 год под пунктом 1242, в Перечень на 2021 год под пунктом 13120.
В Перечень на 2017 год под пунктом 12637 включено здание с кадастровым номером 77:04:0004006:1338 общей площадью 62, 1 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, улица Ставропольская, дом 41 А.
Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 12872, в Перечень на 2019 года под пунктом 14092, в Перечень на 2020 год под пунктом 1243, в Перечень на 2021 год под пунктом 13123.
Общество с ограниченной ответственностью "Дина" (далее -ООО "Дина") обратилось в суд с административными исковыми требованиями о признании недействующими перечисленных выше пунктов Перечней на 2016- 2021 годы со времени начала соответствующих налоговых периодов, ссылаясь, что является собственником нежилых помещений, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером 77:04:0004006:1333, а также собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:04:0004006:1332, 77:04:0004006:1336, 77:04:0004006:1335, 77:04:0004006:1338, которые согласно оспариваемым пунктам включены в Перечни. Указывало, что названные здания не подлежали включению в Перечни, как не отвечающие признакам, которые определены положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Решением Московского городского суда от 23 сентября 2021 года, с учетом дополнительного решения от 25 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 марта 2022 года, административные исковые требования ООО "Дина" были удовлетворены.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель Правительства Москвы Снегирева В.И. ставит вопрос об отмене решения Московского городского суда от 23 сентября 2021 года (с учетом дополнительного решения от 25 ноября 2021 года) и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 марта 2022 года с направлением дела на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы представителем Правительства Москвы приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Указывает, что виды разрешенного использования земельных участков, на которых находятся здания, предполагают размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, поэтому здания подпадают под критерии, установленные пунктом 4 статьи 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" для признания каждого из них торговым центром по первому критерию.
Полагает несостоятельной ссылку суда на положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N46-П, поскольку на земельных участках с кадастровыми номерами 77:04:0004006:14048; 77:04:0004006:14046 отсутствует множественность объектов недвижимости, что исключает возможность ошибочного определения назначения единственного расположенного на нем объекта исходя из вида разрешенного использования в силу принципа следования объекта недвижимости судьбе земельного участка.
Ссылается также на то, что Госинспекцией по итогам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий с кадастровыми номерами 77:04:0004006:1332; 77:04:0004006:1336; 77:04:0004006:1335; 77:04:0004006:1338 составлены соответствующие акты в 2017, 2019 годах, которыми установлено, что для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации указанные здания не использовались. Наряду с этим, доказательств того, что подлежащая уплате сумма налога с учетом льготы превышает сумму налога, исчисляемую от балансовой (среднегодовой) стоимости объектов, административным истцом не представлено, что, по мнению заявителя жалобы, свидетельствует о недоказанности факта нарушения прав административного истца.
Приводит доводы о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004006:14048 на котором находится здание с кадастровым номером 77:04:0004006:1333, множественность видов разрешенного использования отсутствует. При этом судами не дано оценки актам обследования N9046174 от 7 августа 2015 года и N9042091/ОФИ от 31 мая 2018 года, согласно которым установлено, что 100 процентов вышеназванного здания используется для размещения объектов бытового обслуживания.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы Снегирева А.И. кассационную жалобу поддержала по доводам в ней изложенным.
Представитель административного истца ООО "Дина" Пяткина А.Э. в судебном заседании суда кассационной инстанции возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А. полагал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения в Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 371 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О правительстве Москвы", суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
В указанной части судебные постановления не оспариваются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях данной статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 (в редакции на период действия Перечня 2016 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60 "О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы N 64" с 1 января 2017 года в пункте 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 слова "общей площадью свыше 3000 кв. метров" исключены, а в пункте 2 статьи 1.1 цифры "2000" заменены цифрами "1000", тем самым законодателем субъекта изменена площадь зданий, которые в 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 годах могут признаваться объектами налогообложения, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с примечанием к приложению 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в данный перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что ООО "Дина" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:04:0004006:12428, 77:04:0004006:12426, 77:04:0004006:13863, 77:04:0004006:12425, 77:04:0004006:12431, 77:04:0004006:12430, 77:04:0004006:12429, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером 77:04:0004006:1333, общей площадью 3 616, 3 кв. метров, по адресу: город Москва, ул. Ставропольская, д. 41В; нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0004006:1332, общей площадью 887, 5 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, ул. Ставропольская, д. 41 Б, стр. 2; нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0004006:1336, общей площадью 1 027, 6 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, ул. Ставропольская, д. 41 Б, стр. 1; нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0004006:1335, общей площадью 196, 8 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, ул. Ставропольская, д. 41 Б, стр. 3; нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0004006:1338, общей площадью 62, 1 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, ул. Ставропольская, д. 41 А.
Здания с кадастровыми номерами 77:04:0004006:1332, 77:04:0004006:1336, 77:04:0004006:1335, 77:04:0004006:1338 включены в оспариваемые пункты Перечней по виду разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены. Здание с кадастровым номером 77:04:0004006:1333 включено в оспариваемые пункты по двум критериям: по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено и по виду фактического использования.
Согласно сведениям, содержащимся в информационных системах Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН):
здание с кадастровым номером 77:04:0004006:1333 располагалось в пределах границ земельных участков:
- по состоянию на 1 января 2016 года с кадастровым номером 77:04:0004006:409, имевшего вид разрешенного использования - "для эксплуатации зданий и сооружений по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей", с кадастровым номером 77:04:0004006:13871, имевшего вид разрешенного использования - "объекты размещения складских предприятий (1.2.9)";
по состоянию на 1 января 2017 года с кадастровым номером 77:04:0004006:409, с названным выше видом разрешенного использования;
по состоянию на 1 января 2018 года с кадастровым номером 77:04:0004006:409, с названным выше видом разрешенного использования, с кадастровым номером 77:04:0004006:14048, с видом разрешенного использования - "обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))";
по состоянию на 1 января 2019, 2020 и 2021 годов с кадастровым номером 77:04:0004006:14048, с названным выше видом разрешенного использования.
2) здание с кадастровым номером 77:04:0004006:1332 располагалось в пределах границ земельных участков: по состоянию на 1 января 2018 года с кадастровым номером 77:04:0004006:409, с видом разрешенного использования - "для эксплуатации зданий и сооружений по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей", с кадастровым номером 77:04:0004006:14047, с видом разрешенного использования - "Обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); Склады (6.9 (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))."
- по состоянию на 1 января 2019, 2020 и 2021 годов с кадастровым номером 77:04:0004006:14047, с названным выше видом разрешенного использования;
3) здание с кадастровым номером 77:04:0004006:1336 по состоянию на 1 января 2019, 2020 и 2021 годов располагалось в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004006:14047, с названным выше видом разрешенного использования;
4) здание с кадастровым номером 77:04:0004006:1335 по состоянию на 1 января 2019, 2020 и 2021 годов располагалось в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004006:14047, с названным выше видом разрешенного использования;
5) здание с кадастровым номером 77:04:0004006:1338 располагалось в пределах границ земельных участков;
- по состоянию на 1 января 2017 года с кадастровым номером 77:04:0004006:409, с видом разрешенного использования - "для эксплуатации зданий и сооружений по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей";
- по состоянию на 1 января 2018 года с кадастровым номером 77:04:0004006:409, с названным выше видом разрешенного использования, с кадастровым номером 77:04:0004006:14046, с видом разрешенного использования - "Обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); Коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13))."
- по состоянию на 1 января 2019, 2020 и 2021 годов с кадастровым номером 77:04:0004006:14046, с названным выше видом разрешенного использования.
При разрешении спора установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:04:0004006:409 предоставлен административному истцу в пользование на основании договора аренды от 7 ноября 2007 года NМ-04-033681 и дополнительного соглашения к нему от 13 ноября 2012 года, для эксплуатации зданий и сооружений по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 31 января 2017 года N 2222 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем разделения земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004006:409 на пять участков с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004006:409 в измененных границах.
29 марта 2018 года Департаментом городского имущества города Москвы с административным истцом заключен договор аренды земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 77:04:0004006:14046, 77:04:0004006:14047 для эксплуатации зданий в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
Разрешая заявленные требования и придя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что названные здания, включенные в оспариваемые Перечни, не подпадают под критерии, предусмотренные положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ни вид разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены, ни фактическое использование здания с кадастровым номером 77:04:0004006:1333 не позволяют признать их объектами недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Оснований не согласиться с такими выводами судебных инстанций, у судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, не имеется.
Исходя из Порядка установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее-Методические указания), а также содержания приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", нижестоящие судебные инстанции пришли к правильному выводу, что виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены вышеуказанные здания, однозначно не соответствуют как видам разрешенного использования, поименованным в пунктах 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний, так и в пунктах 3.3, 4.1, 4.1 и 4.6 Классификатора, предусматривающим размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они имеют несколько видов разрешенного использования, как подпадающие под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так и не отвечающие требованиям названного закона.
Правильными являются и выводы судебных инстанций о том, что установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004006:14048 является смешанным, обладающим признаками множественности, в связи с чем, содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке, которое определяется в соответствии с Порядком определения вила фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложений, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП, поскольку данная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика".
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вила фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Вместе с тем, таких актов обследования в отношении названных зданий, за исключением здания с кадастровым номером 77:04:0004006:1333, на период утверждения Перечней на 2015-2021 года, суду представлено не было.
Наряду с этим, были представлены акты N9046174 и N 9042091/ОФИ, составленные по результатам обследований здания с кадастровым номером 77:04:004006:1333, проведенных 7 августа 2015 года и 31 мая 2018 года, согласно которым на момент проведения обследования здания фактически использовались для размещения объектов бытового обслуживания. Из расчетной части актов следует, что к помещениям бытового обслуживания Госинспекцией отнесено 100 процентов от общей площади здания.
Оценив представленные акты с учетом требований статьей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что указанные акты не могут быть расценены, как однозначно подтверждающие факт использования более 20 процентов общей площади здания в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оснований не согласиться с обоснованностью выводов судебных инстанций, у суда кассационной инстанции, не имеется.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость.
Однако таких доказательств административным ответчиком в дело не представлено, равно как и не приведено доводов, опровергающих выводы судебных инстанций.
При установленных по делу обстоятельствах, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего административного дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, поэтому обжалуемые судебные постановления следует признать законными и обоснованными.
При изложенных обстоятельствах приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны состоятельными и влекущими отмену обжалуемых судебных актов, вследствие чего она оставляется без удовлетворения.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены судебных актов не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решений по делу, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 23 сентября 2021 года, дополнительное решение Московского городского суда от 25 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Москвы Снегиревой Анастасии Игоревны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 30 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.