Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Смирновой Е.Д. и Репиной Е.В.
с участием прокурора Гаврилова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО8 (поступившую в суд первой инстанции 15 июня 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом - 17 июня 2022 года) на решение Тверского областного суда от 13 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2021 года, вынесенные по административному делу N 3а-78/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери" об оспаривании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года N 9-нп в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области в отношении многоквартирных домов.
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года N 9-нп утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области (далее - Приказ N 9-пп).
Данный приказ вступил в силу с 1 января 2020 года, опубликован в газете "Тверские ведомости" N 4 (22 - 28 января 2020 года).
Общество с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери" (далее-ООО "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери") обратилось в Тверской областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 9-нп от 31 декабря 2019 года в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в отношении многоквартирных домов, определенных пунктом 1 Раздела 1 "Домовладения" Приложения к данному приказу, с 1 января 2020 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в оспариваемой части приказа утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в многоквартирных домах из расчета 212, 97 кг/год или 1, 889 куб. м/год на 1 человека без учета отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, что прямо противоречит разделу 7 31 300 00 00 0 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242 (далее - ФККО), согласно которому ТКО в том числе включают в себя: - 7 31 200 00 00 0 отходы от уборки территории городских и сельских поселений; - 7 31 300 00 00 0 растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками; - 7 31 000 00 00 0 отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов; пункту 3 Правил определения и накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, и нарушает права административного истца, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами на территории города Твери, производящего на придомовой территории работы по вырубке и опиловке древесно-кустарных насаждений, в результате которых образуются древесные отходы, вывоз которых отказывается осуществлять региональный оператор ввиду того, что такие отходы не относятся к ТКО и не учитывались при утверждении нормативов накопления.
Помимо того, также приводило доводы о том, что согласно пункту 6.3.1 ГОСТ Р 56195-2014 в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки.
Решением Тверского областного суда от 13 сентября 2021 года, административные исковые требования ООО "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери" удовлетворены.
Признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 раздела 1 "Домовладение" приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года N9-нп "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области", устанавливающий нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении многоквартирных домов.
Признан недействующим со дня издания пункт 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года N9-пн "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области" в части вступления приказа в силу с 1 января 2020 года.
Определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2021 года принят отказ участвовавшего в деле прокурора от апелляционного представления, производство по нему прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2021 года, решение Тверского областного суда от 13 сентября 2021 года отставлено без изменения.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО8 ставит вопрос об отмене решения Тверского областного суда от 13 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2021 года в части признания недействующим пункта 1 раздела 1 "Домовладения" приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года N9-нп "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области", устанавливающий нормативы накопления ТКО в отношении многоквартирных домов.
В обоснование доводов кассационной жалобы приводит доводы о том, что содержащиеся в оспариваемых судебных актах выводы о том, что отходы, образующиеся в результате обрезки, опиловке древесно-кустарниковых посадок, произрастающих на придомовой территории, входящей в состав общего имущества многоквартирных домов относятся к твердым коммунальным отходам и подлежат учету в нормативах накопления ТКО, не соответствуют Федеральному закону от 25 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Указывают, что ТКО является одним из видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним отнесены отходы, образованные физическими лицами в пределах жилых помещений.
При этом в норматив накопления ТКО для многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" включаются отходы, входящие в категорию "отходы из жилищ" (73110000000), а именно: 73111001724 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); 73111002215 отходы из жилищ крупногабаритные; 73111001724 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); 73111002215 отходы из жилищ крупногабаритные; 731120000000 отходы из жилищ при раздельном накоплении.
Растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (731 00 02205) относятся к другой группе ФККО (73120000000-отходы от уборки территорий городских и сельских поселений, относящихся к твердым коммунальным отходам) и не являются отходом, образующимся в жилых помещения в процессе потребления физическими лицами, а также товаром, утратившим свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещения в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, поэтому как отдельный вид отхода в виде крупных ветвей, кряжей, стволов деревьев при проведении замеров в рамках государственного контракта от 9 сентября 2019 года N5 при определении нормативов накопления для категории многоквартирных домов, как в составе крупногабаритных отходов многоквартирного дома ООО "Большой тройкой" не измерялся и не мог быть измерен.
Вид ТКО "растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками" (73130002205) является отходом, относящимся к отходам твёрдым коммунальным, образуется при предоставлении услуг населению при выполнении работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обращение с ним обеспечивается региональным оператором по обращению с ТКО по отдельному договору.
Включением массы и объема отходов, образованных при уходе за древесно-кустарниковыми посадками в норматив накопления ТКО приведет к нарушению законных прав и интересов жителей многоквартирных домов, на земельных участках которых такая растительность отсутствует, а также жителей домов, границы и размер земельных участков которых не сформированы не является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, а также приведет к увеличению тарифов на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оплачиваемую жителями многоквартирных домов.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО5 доводы кассационной жалобы поддержала в полном объеме и просила суд кассационной инстанции об их удовлетворении.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери" ФИО6 возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
От представителя Федеральной антимонопольной службы поступило письменное ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения лиц, участвующих по делу, заключение прокурора Гаврилова Д.А, полагавшего, что состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По делу установлено, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года N 9-нп утверждены нормативы накопления ТКО на территории Тверской области.
В пункте 1 раздела I "Домовладения" приложения к данному приказу установлены нормативы накопления ТКО на территории г. Твери и Тверской области для многоквартирных домов из расчета 212, 97 кг/год или 1, 889 куб. м/год на 1 человека.
Согласно пункту 3 названного приказа он вступает в силу с 1 января 2020 года и подлежит официальному опубликованию.
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153); плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157); правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 157).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в соответствии с пунктом 148.30 которого размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.1 приложения N 2 к названным Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к данным Правилам.
Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативы накопления ТКО непосредственно влияют на определение размера платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО и затрагивают права и законные интересы потребителей указанных услуг, в том числе жителей многоквартирных домов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Статья 1 Закона об отходах производства и потребления определяет ТКО как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктом статьи 2 Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 6 названного Федерального закона установление нормативов накопления ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно подпункту "б" пункта 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года N 90-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в установленном порядке и в пределах своей компетенции имеет право принимать нормативные правовые акты и правовые акты ненормативного характера.
В соответствии с абзацем 23 подпункта "а" пункта 15 названного Положения в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области осуществляет установление нормативов накопления ТКО.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что требования к форме, виду и порядку опубликования Приказа N 9-нп, содержащего нормы в отношении неопределенного круга лиц, а потому являющегося нормативным правовым актом, соблюдены. В данной части судебные постановления не обжалуются.
Наряду с этим, судебные инстанции пришли к выводу о том, что пункт 3 оспариваемого приказа в части устанавливающей, что он вступает в законную силу с 1 января 2020 года, противоречит действующему законодательству.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Данное конституционное предписание является одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носит императивный характер и в равной мере распространяется на все законы и другие нормативные акты, как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 7 статьи 14 Закона Тверской области от 16 марта 2004 года N 13-ЗО "О нормативных правовых актах Тверской области" официальным опубликованием нормативных правовых актов Тверской области считается первая публикация полного текста нормативного правового акта Тверской области в официальном печатном органе (издании), определяемом в соответствии с настоящим законом, или их первое размещение (опубликование) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Нормативные правовые акты Тверской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования.
В соответствии с пунктом 5 Порядка подготовки и принятия нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 23 июня 2009 года N 260-па, в случае если нормативным правовым актом исполнительного органа затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, в данном правовом акте указывается, что он вступает в силу со дня его официального опубликования или в иной, более поздний срок.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, оспариваемый нормативный правовой акт, изданный 31 декабря 2019 года, официально опубликован в газете "Тверские ведомости" 22 - 28 января 2020 года N 4.
При изложенных обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, пункт 3 Приказа N 9-нп в части, которая устанавливает дату вступления его в силу - с 1 января 2020 года, то есть ранее его опубликования, противоречит установленному законодательством порядку введения в действие нормативных правовых актов, в связи с чем, учитывая нормативный характер данного положения, затрагивающего права и интересы неопределенного круга лиц, подлежит признанию не действующим со дня издания данного приказа.
Кроме того, правильными и основанными на исследованных по делу доказательствах, являются выводы судебных инстанций о том, что при установлении нормативов накопления ТКО на МКД был нарушен порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, установленных пунктами 7, 11, 13-20 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судебных инстанций, у судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269), которые устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1).
Исходя из определения ТКО, данного в статье 1 Закона об отходах производства и потребления, ТКО являются одним из видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним могут быть отнесены отходы, образованные как физическими лицами в пределах жилых помещений, так и юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями в процессе их деятельности.
Согласно Правилам N 269 в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (пункт 3); нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образовании) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы (пункт 4); категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6).
Согласно пункту 7 названных Правил в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:
а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;
б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек;
в) не менее 0, 5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 указанных выше Правил.
При этом годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил N 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Среднесезонные суточные нормативы определяются по формулам, указанным в пунктах 17 и 18 Правил N 269 посредством сложения среднесуточных нормативов за 4 сезона (зима, весна, лето и осень) и последующего деления на 4.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, 9 сентября 2019 года между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (Заказчик) и ООО "Большая Тройка" (Исполнитель) был заключен государственный контракт N 5 на оказание услуг по корректировке территориальной схемы обращения с отходами, актуализации ее электронной модели и определению нормативов накопления ТКО согласно Техническому заданию (приложению N 1 к контракту), являющемуся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 2 Технического задания целью оказания услуг по определению нормативов накопления ТКО на территории Тверской области является получение достоверных и обоснованных данных по количеству ТКО, образующихся в населенных пунктах Тверской области, для установления дифференцированных нормативов накопления ТКО в отношении категорий потребителей услуги по обращения с отходами - физических и юридических лиц, расчет нормативов накопления ТКО в отношении категорий потребителей услуги по обращения с отходами физических и юридических лиц, а также исследование морфологического состава ТКО.
Из раздела 4 Технического задания следует, что Исполнитель производит замеры по сезону "осень", сроки проведения замеров - октябрь 2019 года. По сезонам "зима", "весна" и "лето" Исполнитель осуществляет расчет сезонного норматива на основании сведений (ведомостей первичных записей), предоставленных Заказчиком по приведенным в Техническом задании категориям объектов, в том числе по многоквартирным домам.
Применительно к определению нормативов накопления ТКО на территории г. Твери и Тверской области для многоквартирных домов исполнитель должен был произвести расчеты нормативов ТКО на 1 человека и на 1 кв. м площади, крупногабаритных отходов (далее - КГО) на 1 человека и на 1 кв. м площади, а также определить морфологический состав ТКО по массе и в процентном соотношении указанных в техническом задании компонентов. После обработки первичных результатов замеров полученные данные (масса, объем, плотность) должны были быть суммированы и занесены в сезонную ведомость.
По окончанию оказания услуг Исполнитель должен был представить Заказчику отчет, требования к содержанию которого изложены в разделе 4 Технического задания, со следующими приложениями: ведомости первичных записей; недельные ведомости по результатам измерений для каждого объекта с подписями сотрудников, производящих измерения; сводные сезонные ведомости по результатам измерений; паспорта объектов исследования.
Согласно Техническому заданию указанные услуги должны были быть оказаны в следующих муниципальных образованиях: городской округ г. Тверь, Конаковский район, Осташковский городской округ.
Из отчета, составленного ООО "Большая Тройка" во исполнение государственного контракта, следует, что в соответствии с задачами экспериментальных исследований по определению нормативов ТКО для муниципальных образований Тверской области были определены категории объектов, в отношении которых измеряются нормативы накопления, в числе которых многоквартирные дома (далее - МКД) (п. 1), индивидуальные жилые дома (далее - ИЖД) (п. 2).
Подробно проанализировав собранные по делу доказательства с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что доказательств с достоверностью свидетельствующих о надлежащем проведении замеров для определения нормативов накопления ТКО, использовании при расчетах достоверных сведений о площади жилых помещений МКД и количестве проживающих в них гражданах, административным ответчиком не представлены, правильность и достоверность произведенных расчетов не подтверждены. В связи с чем, суды пришли к выводам о том, что экономическая обоснованность нормативов накопления ТКО, установленных на территории Тверской области в отношении МКД, административным ответчиком не доказана.
При этом правильно судом отклонены доводы административного ответчика о том, что истец, не представив контррасчет, не доказал, что в контейнерах образуется большее количество отходов, чем установлено, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела судом разрешался вопрос о законности нормативного правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля применительно к положениям главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вне привязки к конкретным правоотношениям, и проведена проверка на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьями 208, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации, изложенных в пункте 25 Постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление N 50) для признания нормативного правового акта недействующим необходимо наличие совокупности двух юридически значимых обстоятельств: противоречие его положений нормам нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой, и нарушение в результате его применения прав и законных интересов административного истца или наличие угрозы такого нарушения.
По делу установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области своим письмом от 20 ноября 2020 года N 15525-10 разъяснило административному истцу, что растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками в нормативе накопления ТКО не учтены, для их вывоза и дальнейшей утилизации надлежит заключить отдельный договор на оказание услуг по их вывозу с региональным оператором либо иной организацией, обладающей соответствующей разрешительной документацией.
Региональным оператором ООО "Тверьспецавтохозяйство" также даны разъяснения о том, что растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО; указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией, по нерегулируемой цене.
При разрешении настоящего спора, административным истцом представлены копии актов, подтверждающих выполнение ООО "Тверь клининг" работ по вывозу веток с погрузкой с территорий управляемых им МКД и утилизации по его заказу. Согласно объяснениям представителя административного истца в судебном заседании следовало, что указанные работы с 1 января 2019 года не могут быть оплачены ни по статье "содержание дома", ни по статье "текущий ремонт", поскольку обращение с отходами является коммунальной услугой, оказываемой региональным оператором, ввиду чего ООО "ГУК Пролетарского района г. Твери" вынуждено оплачивать данные услуги за счет собственных средств.
В противном случае указанные отходы складируются на придомовой территории и при отсутствии у регионального оператора обязанности по вывозу данных отходов, поскольку они не были учтены при установлении норматива ТКО и, соответственно, при установлении платы за данную коммунальную услугу, управляющие организации привлекаются к административной ответственности в связи с ненадлежащим содержанием придомовой территории.
Учет отходов, образующихся при уборке придомовой территории, в целях определения нормативов накопления ТКО предусмотрен пунктом 3 Правил N 269.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации придомовая территория представляет собой земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно подпункту "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 года приказом Росстандарта от 27 октября 2014 года N 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки.
При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.
Порядок вырубки (сноса), пересадки зеленых насаждений на территории города Твери, утвержденный Постановлением Администрации города Твери от 2 февраля 2018 года N 138, устанавливает требования к вырубке (сносу) или пересадке зеленых насаждений, а также порядок определения восстановительной стоимости при вырубке (сносе), повреждении или уничтожении зеленых насаждений, произрастающих на территории города Твери, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации, в частной собственности, на придомовых территориях.
Пунктами 3.1.4.2 - 3.1.4.8 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации МДС 13-5.2000, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года N 153, раскрываются понятия санитарной обрезки и омолаживающей обрезки.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к выводам, что работы по санитарной и омолаживающим обрезкам, выполняемые на территории МКД, являются составной частью уборки придомовой территории МКД, образующиеся при этом отходы подлежат учету в целях определения нормативов накопления ТКО.
Оснований не согласиться с такими выводами у судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, не имеется.
В качестве отходов производства и потребления Закон об отходах производства и потребления определяет вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
ТКО являются одним из видов отходов, а вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Согласно ФККО к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 декабря 2017 года N АА-10-04-36/26733 "О направлении информации").
В частности, такие виды отходов как "растительные отходы при уходе за газонами, цветниками" (код 7 31 300 01 20 5) и "растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками" (код 7 31 300 02 20 5), относятся к группе отходов "Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам" подтипа "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0) типа "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0).
Поскольку они относятся к подтипу отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0) и в наименовании их группы указано, что отходы относятся к ТКО, то суды пришли к правильным выводам, что их следует относить к ТКО и, если они образованы на придомовой территории многоквартирного дома, равно как и уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, данные отходы надлежит учитывать при определении норматива накопления ТКО.
В связи с чем, суды пришли к правильным выводам, что их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.
Согласно пункту 148.28 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с ТКО в порядке, определенном Законом об отходах производства и потребления.
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, оказываемую региональным оператором по обращению с ТКО исполнителю в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора по обращению с ТКО, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришли к правильным выводам об удовлетворении заявленных требований в данной части и признании недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункта 1 раздела 1 "Домовладение" приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года N9-нп "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории тверской области", устанавливающий нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении многоквартирных домов.
Судебная коллегия кассационной инстанции с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, лишены бесспорных аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на правильность применения судами норм материального и процессуального права. При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского областного суда от 13 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2021 года, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО8, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 19 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.