Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Склярука С.А.
судей Циркуновой О.М. и Репиной Е.В.
с участием прокурора Гаврилова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации города Коврова по доверенности ФИО5 (поступившую в суд первой инстанции 9 августа 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом 15 августа 2022 года) на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 30 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 12 мая 2022 года, вынесенные
по административному делу N 2а-2671/2021 по административному
иску Ковровского городского прокурора в интересах Российской
Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным
бездействия администрации города Коврова, Департамента лесного хозяйства Владимирской области, Государственного казенного учреждения Владимирской области "Ковровское лесничество" по обеспечению требований природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов с места несанкционированного складирования отходов.
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М. судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ковровский городской прокурор в интересах Российской Федерации
и неопределенного круга лиц обратился в Ковровский городской суд
с административным иском о возложении обязанности по организации
сбора и вывоза бытовых отходов с места несанкционированного
складирования отходов. Уточнив заявленные требования, прокурор просил
признать незаконным бездействие администрации города Коврова, Департамента лесного хозяйства Владимирской области, Государственного
казенного учреждения Владимирской области "Ковровское лесничество"
по обеспечению требований природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства, просил возложить на администрацию города Коврова обязанность в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых
отходов с места несанкционированного складирования отходов, расположенного в кадастровом квартале N с северо-восточной стороны относительно земельных участков с кадастровыми номерами 33:20:011902:191 и 33:20:011902:192, расположенных по адресу: "адрес" (с указанием координат характерных точек); возложить обязанность на Департамент лесного хозяйства Владимирской области, Государственное казенное учреждение Владимирской области "Ковровское лесничество" в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов с места несанкционированного складирования отходов.
В обоснование заявленных требований указал, что при проведении прокурорской проверки установлено место несанкционированного складирования отходов, которое находится в пределах кадастровых
кварталов N и N с северо-восточной стороны относительно земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: "адрес". При этом администрацией города Коврова обязанность по очистке территории муниципального образования не исполняется, в том числе муниципальный земельный контроль осуществляется ненадлежащим образом. Представление прокурора от 14 мая 2020 года органами местного самоуправления
не исполнено. Несанкционированная свалка общей площадью 4928 кв.м, включающая в себя мусорные отвалы, находится в пределах муниципального образования г. Ковров. В пределах кадастрового квартала N находятся земли лесного фонда. Полномочия собственника земель лесного фонда во Владимирской области осуществляются Департаментом лесного хозяйства Владимирской области, а реализуются подведомственным ему Государственным казенным учреждением Владимирской области "Ковровское лесничество". При этом отсутствуют доказательства проведения надзорных мероприятий в целях выявления фактов несанкционированного сбора отходов на землях лесного фонда в кадастровом квартале N. С учетом изложенного просил обязать администрацию города Коврова организовать вывоз отходов с указанной свалки в пределах кадастрового квартала N, а Департамент лесного хозяйства Владимирской области и Государственного казенного учреждения Владимирской области "Ковровское лесничество" - в пределах кадастрового квартала N.
Решением Ковровского городского суда Владимирской области
от 30 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 12 мая 2022 года, административные исковые требования Ковровского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации города Коврова, Департамента лесного хозяйства Владимирской области, Государственного казенного учреждения Владимирской области "Ковровское лесничество"
по обеспечению требований природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
На администрацию города Коврова (в части, расположенной в пределах кадастрового квартала N), Департамент лесного хозяйства Владимирской области и Государственное казенное учреждение Владимирской области "Ковровское лесничество" (в части, расположенной
в пределах кадастрового квартала N) возложена обязанность
в течение 8 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов с места несанкционированного складирования отходов.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель администрации города Коврова
ФИО5 ставит вопрос об отмене решения Ковровского городского суда Владимирской области от 30 декабря 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 12 мая 2022 года в части возложения на администрацию города Коврова обязанности в течение 8 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов
с места несанкционированного складирования отходов, как постановленных
с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы ссылается на принятие администрацией города Коврова мер по устранению несанкционированной свалки, в частности возложения обязанностей по уборке мусора на собственников прилегающей десятиметровой территории.
Приводит доводы о том, что в отсутствие сведений о местоположении участка, занятого отходами, не представляется возможным установить принадлежность спорной территории, что, по мнению заявителя
жалобы свидетельствует о не разграничении судами ответственности
по уборке несанкционированной свалки между администрацией
города Коврова, Департаментом лесного хозяйства Владимирской области
и Государственным казенным учреждением Владимирской области "Ковровское лесничество".
Считает, что судом апелляционной инстанции при разрешении административного спора необоснованно не приняты во внимание сведения из геоинформационной системы Владимирской области, согласно которым несанкционированное место складирования отходов на "адрес", фактически расположено на землях, относящихся к лесному фонду.
В судебном заседании представитель администрации города Коврова ФИО6 доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
От представителя Департамента лесного хозяйства Владимирской области ФИО7 в суд поступили возражения на кассационную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, выслушав заключение прокурора ФИО4, полагавшего, что судебные акты подлежат оставлению
без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи
со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений допущено
не было.
Из материалов дела следует, что Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды на территории муниципального образования городской округ Ковров, в ходе которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства
при организации процесса сбора и вывоза отходов производства и потребления, а также установлено место несанкционированного размещения отходов в границах кадастровых кварталов N N, N, расположенных в границах названного муниципального образования.
По результатам проверки Ковровской городской прокуратурой совместно со специалистами Управления Росреестра по Владимирской области составлен акт от 16 ноября 2021 года, согласно которому несанкционированное место складирования твердых бытовых отходов находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастровых кварталов N N, 33:20:011903 в пределах муниципального образования городской округ Ковров. В результате проведенных измерений с помощью геодезического оборудования определены координаты характерных точек границ земельного участка, в пределах которого осуществляется складирование отходов. Общая площадь места складирования данных отходов составляет 4 928 кв.м, а ориентировочный объем места складирования отходов - 10 000 куб.м.
Вышеуказанный акт проверки составлен с участием представителей административных ответчиков, место расположения твердых бытовых отходов последними не оспаривалось. При этом какая-либо разрешительная документация на данное место складирования отходов отсутствует, что позволяет отнести его к местам несанкционированного складирования отходов, подлежащим ликвидации в установленном законом порядке.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что факт наличия несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по адресу: "адрес", был выявлен сотрудниками управления городского хозяйства администрации города Коврова еще
22 января 2020 года в связи с обращением ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева"
по вопросу обнаружения строительного мусора на очистных сооружениях
по указанному адресу. Однако выявленные нарушения требований законодательства устранены не были, необходимые мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированного места складирования отходов, не осуществлялись.
Из материалов дела также следует, что территория, на которой было обнаружено несанкционированное место складирования отходов, затрагивает земельные участки с кадастровыми номерами 33:20:011902:16, 33:20:011902:2, 33:20:011902:191 и 33:20:011902:192, собственниками которых являются ФИО9, ФИО10, ООО "Болтзавод"
и ФИО11, ФИО12, ФИО13 соответственно.
При этом факт наличия отходов в пределах вышеуказанной десятиметровой зоны администрацией города Коврова был выявлен лишь
в отношении земельного участка с кадастровым номером N. Предпринятые администрацией города Коврова в отношении собственников указанного земельного участка меры результатов не принесли, меры
по повторному направлению предписаний и привлечению виновных лиц
к административной ответственности не принимались.Судами также установлено, что в границах кадастрового
квартала N расположены земли лесного фонда, что подтверждается лесоустроительной документацией, а также свидетельством
о государственной регистрации права от 17 февраля 2009 года на земельный участок площадью 66 151 га, с условным номером 33-33-08/016/2009-115, отнесенный к категории земель лесного фонда, в состав которого
входят лесные кварталы NN 1-116 Ковровского лесничества, относящиеся
к предмету спора по данному административному делу.
Кроме того, из материалов дела следует, что несанкционированное место складирования твердых бытовых отходов в границах кадастрового квартала N относится к лесопарковым и лесным зонам с учетом Решения Совета народных депутатов города Коврова от 29 апреля 2020 года N 90, которым утверждены "Правила землепользования и застройки города Коврова в новой редакции".
Разрешая административный спор, суды, руководствуясь положениями статей 9, 42, 46 Конституции Российской Федерации, статей 12-13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 4, 6, 8, 42, 52, 55, 60.12, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пунктов 24-25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также правовой позицией Конституционного суда
Российской Федерации, выраженной в постановлении от 26 апреля 2016 года
N 13-П, оценив представленные сторонами по делу доказательства
в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и исходя
из установленного факта наличия на территории муниципального образования город Ковров несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на землях, государственная собственность на которые не разграничена, пришли к выводу о том, что административными ответчиками допущено бездействие, выражающееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы верными, основанными на правильном применении закона.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 7-ФЗ отношения, возникающие
в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Закон N 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных
площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами 4 и 8 статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв
и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Право собственности на отходы определяется в соответствии
с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела
не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке
от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Принимая во внимание, что собственник отходов не установлен, несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования город Ковров, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по их надлежащему содержанию, выводы судов о наличии
у администрации города Коврова обязанности по ее ликвидации, являются правомерными.
При этом судами учтено, что с учетом положений части 1 статьи
83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П, органы местного самоуправления муниципальных районов не несут обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета
мест несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов
не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций
пришли к верному выводу о том, что в условиях, когда отсутствуют
данные о передаче администрации города Коврова полномочий по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на лесных участках, расположенных в пределах муниципального образования, находящихся в государственной собственности, соответствующую обязанность в отношении кадастрового квартала N, в пределах которого расположены земли лесного фонда, несут Департамент лесного хозяйства Владимирской области и Государственное казенное учреждение Владимирской области "Ковровское лесничество".
С учетом изложенного не находит своего подтверждения довод
кассационной жалобы о том, что судами не разграничена ответственность административных ответчиков по уборке несанкционированного места складирования отходов.
Сведения из геоинформационной системы Владимирской области, ссылки на которые приводятся в кассационной жалобе в обоснование довода о том, что несанкционированное место складирования отходов фактически расположено на землях, относящихся к лесному фонду, также не опровергают правильности выводов судов первой и апелляционной инстанции, которыми
с учетом статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана верная оценка имеющимся в деле доказательствам.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит
и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 30 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Владимирского областного суда от 12 мая
2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Коврова ФИО5 без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.