Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П.
судей Циркуновой О.М, Жудова Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО23 (направлена почтовым отправлением
8 августа 2022 года, поступила в суд первой инстанции 15 августа 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом - 18 августа 2022 года) на решение Нагатинского районного суда города Москвы от 25 августа 2021 года
и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 февраля 2022 года, вынесенные
по административному делу N 2а-222/2021 по административному исковому заявлению ФИО23, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, Кутеповой ФИО25 Фёдоровны, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства города Москвы о признании незаконным бездействия, обязании остановить работы по строительству мостового перехода через реку Москва в районе платформы Москворечье Курского направления Московской железной дороги, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Административные истцы ФИО23, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО28, ФИО6, ФИО7, ФИО8, Ростовский А.Г, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО29, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства города Москвы о признании незаконным бездействия в части невыполнения обязательств в рамках статьи 4.2.4 Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 915 "Об утверждении Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москвы" в отношении участка радиационного загрязнения (УРЗ) N, обязании остановить работы по строительству мостового перехода через реку Москва в районе платформы Москворечье Курского направления Московской железной дороги, ввиду того, что согласно пункта 5 Постановления Правительства Москвы от 20 июня 1995 года N 553 "О порядке выявления, учета и использования участков территорий, подвергшихся техногенному радиоактивному загрязнению, и обеспечении радиационной безопасности при проведении строительных и других земляных работ на территории г. Москвы" запрещено проведение строительных, земляных и иных работ на участках с аномальным значением показателей радиоактивности до проведения экспертизы и дезактивационных работ в необходимом объеме.
В обоснование требований указали, что оспариваемые бездействие нарушает право на благоприятную среду жизнедеятельности.
Решением Нагатинского районного суда города Москвы от 25 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 февраля 2022 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный истец ФИО23 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотиву несоответствия выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
Указывает, что в силу наличия зарегистрированного участка радиационного загрязнения (УРЗ) N, Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы несет ответственность по его дезактивации на основании пункта 4.2.4 Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 915 "Об утверждении Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москвы"; однако при этом не принимает необходимых мер, ссылаясь на отсутствие согласия собственника водного объекта - Москвы-реки, при том, что указанный водный объект находится в федеральной собственности, а полномочия по его охране на основании пункта 2 части 1 статьи 26 Водного Кодекса Российской Федерации передаются субъектам Российской Федерации.
Приводит доводы о том, что в нарушение требований части 2
статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы не обосновал необходимость получения согласия собственника водного объекта для последующей дезактивации зарегистрированного участка радиационного загрязнения (УРЗ) N. При этом указывает, что в силу пункта 4.53 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 915 "Об утверждении положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москвы" административный ответчик осуществляет меры по охране водных объектов и их частей, находящихся в собственности города Москвы, а также в федеральной собственности и расположенных на территории города Москвы, следовательно, наделен всеми необходимыми полномочиями
и обязан принять меры по недопущению негативного воздействия
радиоактивных загрязнений на окружающую среду, жизнь и здоровье граждан.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 сентября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В судебном заседании административный истец ФИО23 поддержала доводы кассационной жалобы. Административные истцы ФИО19, ФИО12, Ростовский А.Г. поддержали поданную кассационную жалобу.
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы по доверенности ФИО30 возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы ФИО30 судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Из материалов дела следует и судами установлено, что согласно постановлению Правительства Москвы от 12 августа 2019 года N 1023-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейных объектов участков улично-дорожной сети - участок Кантемировской улицы от улицы Бехтерева до Каспийской улицы и участок Юго-Восточной хорды в створе Каспийской улицы и Шоссейной улицы" производится строительство мостового перехода через реку Москва в районе платформы Москворечье Курского направления Московской железной дороги.
Участок радиационного загрязнения (УРЗ) N был выявлен
5 декабря 2019 года после обращения граждан в ходе обследования дна Москвы-реки по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 49, территория
в 100 м слева от железнодорожного моста Курского направления Московской железной дороги в сторону центра. В ходе проведения радиационного обследования на указанной территории обнаружены точки с повышенными значениями мощности эквивалентной дозы гамма-излучения (МЭД ГИ). Максимальное значение МЭД ГИ на расстояние 0.1 м составило 1, 1 мкЗв/ч.
О необходимости дезактивации участков, о том, что территория планируемого строительства мостового перехода через реку Москва в районе платформы Москворечье Курского направления Московской железной дороги, затрагивает участки радиоактивного загрязнения, Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы был проинформирован.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 915-ПП, Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (далее - Департамент, ДЖКХ г. Москвы) является отраслевым органом исполнительной власти
города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сферах жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйств, дорожно-мостового и водопроводно-канализационного хозяйств, функционирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также в пределах своей компетенции с иными видами отходов производства и потребления, в том числе медицинскими и радиоактивными.
В соответствии с пунктом 4.2.4 Положения N 915-ПП Департамент, на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решение об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории административных округов города Москвы, дезактивации выявленных участков радиоактивного загрязнения на территории города Москвы, транспортированию, переработке и кондиционированию, обеспечению безопасного промежуточного (технологического) хранения радиоактивных отходов, радиационно-экологическому мониторингу территории и радиационному обследованию объектов, участков и территорий города Москвы, обезвреживанию и переработке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп, включая их сбор и транспортирование, транспортированию, размещению и обезвреживанию медицинских отходов классов "Б" и "В" в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к обращению с медицинскими отходами, очистке промливневых стоков и обращению с иными видами отходов в пределах своей компетенции.
Постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 451-ПП утверждена государственная программа города Москвы "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение". Паспортом данной государственной программы ответственным исполнителем подпрограмм определен Департамент ЖКХ г. Москвы.
Подпрограмма "Мероприятия в области обращения с отходами и противооползневые работы" предусматривает, в том числе, мероприятия по оказанию технологических услуг полного цикла по обеспечению радиационной безопасности населения г. Москвы.
Из представленных в суд доказательств, установлено, что в рамках возложенных полномочий Департамент ЖКХ г. Москвы со специализированным ФГУП "Радон" заключены Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета г. Москвы в целях возмещения затрат ФГУП "РАДОН", связанных с оказанием технологических услуг полного цикла по обеспечению радиационной безопасности населения города Москвы.
Департаментом ЖКХ г. Москвы ежегодно заключаются договоры со специализированным ФГУП "Радон", в том числе для проведения радиационных обследований и принятия необходимых мер, в случае выявления радиоактивных загрязнений, на участке территории правого склона Москвы-реки, граничащем с АО "Московский завод полиметаллов".
Судами установлено, что согласно положениям указанных договоров услуги оказываются ФГУП "Радон" в соответствии с требованиями федерального законодательства, правовыми актами Российской Федерации и г. Москвы, санитарными нормами и правилами, правилами радиационной безопасности и инструкциями во взаимодействии с уполномоченными территориальными федеральными службами - Управлением Роспотребнадзора по г. Москве и ГУ МЧС России по г. Москве.
В соответствии с положениями указанных договоров ФГУП "Радон" также проводит постоянный радиационно-экологический мониторинг территории города с отбором проб объектов окружающей среды, контроль интегральной поглощенной дозы гамма-излучения, автомобильную гамма-съемку городских дорог.
Согласно данным ФГУП "Радон", естественный радиационный фон в районах, прилегающих к рассматриваемой территории, не превышает установленных для населения значений (0, 20 мкЗв/ч). Измеренные уровни содержания радионуклидов в воде Москвы-реки и донных отложениях в районе расположения АО "Московский завод полиметаллов" не превышают величин, соответствующих многолетним наблюдениям. По результатам радиационного контроля проб аэрозолей приземного слоя атмосферного воздуха, отобранных ФГУП "РАДОН" на участке строительства мостового перехода через Москву-реку Юго-Восточной хорды, обнаруженные уровни объемной активности радионуклидов соответствуют требованиям СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ - 99/2009)".
При таком положении дела, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений прав административных истцов на получение полной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти и о состоянии окружающей среды.
Кроме того, по делу установлено, что в рамках возложенных полномочий Департаментом заключен договор с ФГУП "Радон" на разработку проекта рекультивации участка территории правого склона Москвы-реки, граничащего с АО "МЗП" (непопадающего в зону строительства ЮВХ). При выполнении работ по реабилитации территории и удалению участков радиоактивного загрязнения будут учитываться результаты проведенных инженерных изысканий, в том числе оползневых процессов.
Вопрос дезактивации УРЗ N находится в ведении собственника территории, на которой обнаружено данное загрязнение.
Согласно данным извещения о проведении торгов N на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Строительство лично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникаций на участке от Курьяновского бульвара до ул. Кантемировская, включая мостовой переход через р. Москву и многоуровневую транспортную развязку с Каширским шоссе. Строительство мостового перехода через р. Москву и многоуровневой транспортной развязки на Каширском шоссе на участке от Каспийской улицы до ул. Шоссейная с необходимой для их функционирования улично-дорожной сетью, заказчиком программы являлось ГКУ г. Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" (далее - ГКУ "УДМС").
На основании распоряжения Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 441-РП о создании ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства", указанный орган исполняет функции государственного заказчика, застройщика, технического заказчика по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства.
Функции и полномочия учредителя ГКУ "УДМС" осуществляет Департамент строительства города Москвы.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте строительства города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 марта 2021 года N 59-ПП, Департамент строительства города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области градостроительства; государственного заказчика по размещению заказа на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для объектов капитального строительства, проектирование, строительство, реконструкция которых осуществляется за счет средств бюджета города Москвы; координации деятельности участников процесса обращения с отходами строительства и сноса в городе Москве и входящим в состав Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.
При установленных по делу обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу, что вопросы строительства Юго-Восточной хорды находятся вне сферы деятельности Департамента ЖКХ г. Москвы. Государственным заказчиком на разработку проектной документации и выполнение строительных работ является Департамент строительства города Москвы.
С учетом принятого решения Департаментом строительства города Москвы проведен конкурс от 12 февраля 2020 года по выбору организации на проведение работ на земельном участке, попадающем в зону строительства, по установке ограждения, системы видеонаблюдения и охраны объекта, а также очистке территории. С победителем конкурса ФГУП "РАДОН" заключен государственный контракт от 26 февраля 2020 года N.
В целях информирования населения ФГУП "Радон" установлен пост автоматизированной системы контроля радиационной обстановки с выводом информационного табло в сторону Каширского шоссе в районе платформы "Москворечье". Показания мощности экспозиционной дозы гамма-излучения находятся в диапазоне значений, характерных для естественного радиационного фона города Москвы (0, 08 мкЗв/ч - 0, 12 мкЗв/ч). Актуальная информация о проводимых ФГУП "Радон" работах размещается на сайте предприятия. В целом радиационная обстановка оценивается как удовлетворительная и характеризуется стабильностью. Информация о радиационной обстановке на территории г. Москвы размещена также на сайте предприятия.
При изложенных обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что со стороны Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы нарушений прав административных истцов допущено не было, в связи с чем, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций верными, соответствующими обстоятельствам административного дела, и основанными на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права.
В целом доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые
не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемых решении и апелляционном определении.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Нагатинского районного суда города Москвы от 25 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 февраля
2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца ФИО23 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 25 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.