Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Рахманкиной Е.П.
судей Циркуновой О.М. и Жудова Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 (поступившую в суд первой инстанции 18 августа 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом 26 августа 2022 года) на решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 7 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 4 июля 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-264/2022 по административному иску ФИО1 к ТОГБУЗ "Сосновская ЦРБ" о признании незаконными действий по постановке на наркологический учет, снятии с учета и аннулировании записи.
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М. судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ТОГБУЗ Сосновская ЦРБ" Тамбовской области о признании незаконным решения о его постановки на диспансерный учет и возложении обязанности снять с диспансерного учета.
Требования мотивированы тем, что 21 февраля 2011 года административный истец был поставлен на диспансерный учет в ТОГБУЗ Сосновская ЦРБ" Тамбовской области без его ведома и соблюдения установленных законом процедур. О том, что стоит на учете, узнал в 2019 году из информации, отраженной на портале "гос. услуг". Вместе с тем, спиртные напитки не употребляет с 2018 года после получения травм в результате избиения. Указывал, что к врачу наркологу за оказанием помощи не обращался.
Административный истец просил признать незаконной постановку его на диспансерный учет и установленный диагноз заболевания, возложить на административного ответчика обязанность снять с диспансерного учета.
Решением Сосновского районного суда Тамбовской области от 25 ноября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 14 февраля 2022 года решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 25 ноября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Сосновский районный суд Тамбовской области.
Решением Сосновского районного суда Тамбовской области от 7 апреля 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 4 июля 2022 года, в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения Сосновского районного суда Тамбовской области от 7 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 4 июля 2022 года, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, что судебными инстанциями при разрешении административного спора не в полной мере были оценены представленные в дело доказательства, свидетельствующие об отсутствии оснований для его постановки на диспансерный учет.
От ФИО1 и главного врача ТО ГБУЗ "Сосновская ЦРБ" ФИО5 поступили письменные ходатайства с просьбой о рассмотрении кассационной жалобы ФИО1 в их отсутствие.
Иные лица участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела от них не поступало.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности и обоснованности действий ТОГБУЗ Сосновская ЦРБ" Тамбовской области, поскольку ФИО1 поставлен на диспансерный учет в 2011 году на законных основаниях, действия учреждения здравоохранения соответствуют требованиям действовавшей на момент указанной постановки на учет Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N 704.
Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вопросы доступности, качества и порядка оказания медицинской помощи регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ", статьями 26, 27 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон N 3185-1).
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО1 с марта 2011 года состоит на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога ТОГБУЗ "Сосновская ЦРБ" с диагнозом "психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением алкоголя-синдром зависимости".
2 марта 2010 года ФИО1 был госпитализирован "Скорой помощью" в Тамбовскую психиатрическую больницу с диагнозом алкогольная зависимость, алкогольная интоксикация, указана длительность заболевания более 5 лет.
Согласно эпикризам и записям в медицинской карте амбулаторного больного, ФИО1 с 2 марта 2010 года по 9 марта 2010 года проходил лечение, диагноз после выписки -алкогольная зависимость, алкогольная интоксикация (F10.21); с 13 ноября 2016 по 25 ноября 2016 года проходил лечение в ТПКБ с диагнозом алкогольный делирий, указана длительность заболевания более 5 лет, диагноз после выписки-алкогольный делирий (F10.40); с 17 декабря 2017 года по 27 декабря 2017 года проходил лечение в ТПКБ с диагнозом алкогольный делирий, указана длительность заболевания более 5 лет, диагноз после выписки-алкогольный делирий (F10.40); с 19 марта 2018 года по 27 марта 2018 года проходил лечение в ТПКБ с диагнозом алкогольная зависимость, синдром отмены с эпидприпадками (F10.31), указана длительность заболевания более 7 лет, диагноз после выписки-алкогольная зависимость, синдром отмены с эпидприпадками (F10.31).
Из медицинской карты ФИО1 следует, что 21 февраля 2011 года ФИО1 поставлен диагноз "алкогольная зависимость, алкогольная интоксикация" (F10.21); с 3 февраля 2011 года по 14 января 2015 года ФИО1 поставлен диагноз "алкогольная зависимость", указана ежемесячная явка к врачу-наркологу.
Наблюдался врачом-наркологом с 2011 года по 2019 год, посещал врача-нарколога нерегулярно, на прием являлся часто с мамой для назначения лечения алкогольной интоксикации, имеются записи в медицинской карте об употреблении алкоголя.
8 августа 2019 года и 11 сентября 2019 года ФИО1 был на приеме у врача-нарколога, требовал снять его с диспансерного учета, был проинформирован лечащим врачом о состоянии здоровья на момент обращения за медицинской помощью, установленный диагноз ему известен, разъяснено о необходимости пройти обязательные диагностические исследования.
Данные сведения указывают, что диспансерное наблюдение установлено в отношении административного истца при наличии его добровольного информированного согласия, что соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктам 4, 5, 6 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н.
На основании части 5 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболеваний, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минздрава России от 13 декабря 2018 года N 877), диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета:
а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года;
б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам:
- стойкая ремиссия (выздоровление);
-изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение);
- осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года;
- направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями);
- в связи со смертью.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
В соответствии с пунктом 2 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
В силу пункта 7 названного выше Порядка диспансерного наблюдения, осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.
Согласно пункта 12 Порядка снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что административный истец был поставлен на диспансерное наблюдение в соответствии с нормами действующего в тот период законодательства, каких-либо нарушений в процедуре такой постановки также не установлено, доказательств, подтверждающих стойкую ремиссию (выздоровление) в течение установленного законом срока у ФИО1 - не установлено, оснований к прекращению диспансерного наблюдения в отношении административного истца также не имеется.
Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы судов, изложенные в решении суда первой инстанции и апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности судебных актов, кассационная жалоба не содержит, сводится к повторению позиции, заявленной административным истцом при рассмотрении административного дела, которой судами дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 7 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 4 июля 2022 года, оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.