Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 5 сентября 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Мкртумян А.К. - Денисова С.В. на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 марта 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения города Москвы "Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы" об оспаривании решения об отказе в удалении из базы данных информации о состоянии здоровья (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-199/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Мкртумян А.К. - Денисова С.В, судебная коллегия
установила:
Мкртумян А.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГБУЗ "Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы" об оспаривании решения о внесении в базу данных информации о наличии Акта медицинского освидетельствования в отношении неё на состояние опьянения от ДД.ММ.ГГГГ N К5-4458Н, удалении из базы данных МНПЦН информации о наличии указанного Акта, мотивируя требования тем, что Акт содержит недостоверную информацию, наличие которой в базе данных влечет для неё негативные последствия при трудоустройстве, получении водительского удостоверения или разрешения на оружие, а также в других случаях.
Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 марта 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Мкртумян А.К. отказано.
В кассационной жалобе представителя Мкртумян А.К. - Денисова С.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании направления на освидетельствование на предмет алкогольного опьянения, выданного сотрудником полиции ОМВД России по Басманному району УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, 26 мая 2019 года в отделении медицинского освидетельствования на состояние опьянения ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ" в отношении Мкртумян А.К. проведено медицинское освидетельствование на состояние опьянения, по результатам которого составлен Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) от ДД.ММ.ГГГГ N N, вынесено заключение о том, что установлено состояние опьянения Мкртумян А.К. кокаином и его метаболитами.
Указанное заключение основано на клинических и биологических исследованиях.
При этом Мрктумян А.К. предварительно были разъяснены положения Приказа Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ", Мкртумян А.К. дала информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
Затем на основании приказа ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ" от 20 апреля 2017 года N 378 "О предоставлении актов медицинского освидетельствования на состояние опьянения", согласно которому информация о лицах, в отношении которых при проведении медицинского освидетельствования установлено состояние опьянения, вызванного приемом психоактивных веществ, Центр обязан вносить в компьютерную базу данных филиала (наркологического диспансера), сведения в отношении Мкртумян А.К. были внесены в компьютерную базу филиала.
На соответствующее обращение представителя Мкртумян А.К. письмом ГБУЗ "Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы" (наркологический диспансер N 5) от 28 октября 2020 года N 999 сообщено, что внесение информации в электронную базу данных осуществляется в соответствии с приказом ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ" от 20 августа 2019 года N 875/1 "О порядке учета сведений по актам медицинского освидетельствования на состояние опьянения", ранее - в соответствии с приказом ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ" от 20 апреля 2017 года N 378 "О предоставлении актов медицинского освидетельствования на состояние опьянения". Операция по удалению информации о гражданах из электронной базы МНПЦ наркологии действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена. Формирование и ведение электронной базы данных МНПЦ наркологии осуществляется централизованно.
Согласно письму ГБУЗ "Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы" (наркологический диспансер N 5) от 16 сентября 2020 года N 177, адресованному представителю Мкртумян А.К, по результатам комплексного обследования последней признаков наркологического заболевания не выявлено.
Приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
В соответствии с указанным Порядком целью проведения медицинского освидетельствования является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Медицинское освидетельствование проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (пункт 3).
Медицинское освидетельствование включает в себя следующие осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования:
а) осмотр врачом-специалистом (фельдшером);
б) исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;
в) определение наличия психоактивных веществ в моче;
г) исследование уровня психоактивных веществ в моче;
д) исследование уровня психоактивных веществ в крови (пункт 4).
После указания в Акте персональных данных свидетельствуемого, проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку (пункт 9).
На основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и инструментальных и лабораторных исследований, указанных пункте 4 настоящего Порядка, выносится одно из следующих медицинских заключений о состоянии свидетельствуемого на момент проведения освидетельствования (далее - медицинское заключение);
1) установлено состояние опьянения;
2) состояние опьянения не установлено;
3) от медицинского освидетельствования свидетельствуемый (законный представитель свидетельствуемого) отказался (пункт 14).
Медицинское заключение "установлено состояние опьянения" выносится при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку, и положительных результатах повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку, и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ (пункт 17).
При проведении медицинского освидетельствования заполняется Акт в трех экземплярах с указанием даты медицинского освидетельствования, номера Акта, соответствующего номеру регистрации медицинского освидетельствования в журнале регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), ведение которого осуществляется по форме, предусмотренной Приложением N 3 к настоящему приказу (пункт 23).
Оценив установленные выше обстоятельства по рассматриваемому делу применительно к положениям приведенного нормативного правового акта, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным и обоснованным выводам о соблюдении порядка проведения медицинского освидетельствования в отношении Мкртумян А.К, вследствие чего - об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Мкртумян А.К.
При этом внесение соответствующей информации в базу данных Центра о лицах, в отношении которых при проведении медицинского освидетельствования установлено состояние опьянения, вызванного приемом психоактивных веществ, не ставится в зависимость от того, было ли в последующем лицо привлечено к какой-либо ответственности по итогам медицинского освидетельствования, о чем утверждается в кассационной жалобе.
Невыдача акта медицинского освидетельствования не свидетельствует о наличии оснований для признания оспариваемого решения незаконным. Мкртумян А.К. было известно о проведенном в отношении неё освидетельствовании, в связи с чем в случае намерения оспорить акт она имела возможность обратиться за его получением.
Доводы жалобы о том, что не были измерены все предусмотренные параметры биологического объекта Мкртумян А.К, расписка от 26 мая 2019 года о предоставлении флакона для биопробы в запечатанном виде содержит явные признаки фальсификации, ничем не подтверждены и являются голословными.
Доводы жалобы о незаконности отказа судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства стороны административного истца об уточнении предмета иска заявлялись ранее в апелляционной жалобе, которые были проверены судом апелляционной инстанции и правомерно опровергнуты, как не влекущие безусловную отмену состоявшихся судебных постановлений.
Иных процессуальных нарушений, приведенных в жалобе, которые могли бы повлиять на правильность судебных актов, судами нижестоящих инстанций не допущено.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут повлиять на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя Мкртумян А.К. - Денисова С.В. не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мкртумян А.К. - Денисова С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 октября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.