Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Бибеевой С.Е, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" о признании незаконным и подлежащим отмене решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-4309/2021)
по кассационной жалобе ГУ МВД России по "адрес" на решение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО18, объяснения представителей ГУ МВД России по "адрес" ФИО8 и ФИО9, поддержавших доводы жалобы, ФИО1, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" (далее - ГУ МВД России по "адрес"), в котором просил признать незаконным и отменить решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес" (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ) в части снятия с учета истца с семьей в составе 5 человек на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; взыскать с ответчика понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в составе семьи из трех человек был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ в учетное дело, в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 и ДД.ММ.ГГГГ ФИО17, были внесены изменения в части количественного состава семьи.
ДД.ММ.ГГГГ им было получено письмо ГУ МВД России по "адрес" с приложенной выпиской из протокола N Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он снят с учета для получения единовременной социальной выплаты. Данное решение истец полагает незаконным.
Решением Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель ГУ МВД России по "адрес" ФИО10 выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судами не учтено, что при постановке на учет, сведения о наличии ? доли (20.5 кв.м.) в праве на жилое помещение, а также сведения об отчуждения указанной доли ФИО1 в ЦЖБК ГУ не предоставлялись, тем самым истец предоставил ответчику недостоверные сведения.
Полагает, что решением ЦЖБК ГУ от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) истец обоснованно был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подп. "б" п. 19 Правил, в связи с совершением в период нахождения на учете действий, повлекших ухудшение жилищных условий (отчуждением ДД.ММ.ГГГГ доли в праве на жилое помещение 20, 5 кв.м.), с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Не соглашается с выводом суда о недобросовестности поведения ответчика и незаконности принятия решения о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с изменением законодательства.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) истец в составе семьи из трех человек был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В дальнейшем, в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 и ДД.ММ.ГГГГ ФИО17 были внесены изменения в учетное дело в части количественного состава семьи, вопрос обеспеченности площадью жилого помещения стал рассматриваться исходя из состава семьи пять человек.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес", оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ истец в составе семьи из пяти человек был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании пп. "б" п. 19 Правил предоставления жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с тем, что им совершены действия, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
В решении указано, причиной снятия с учета отчуждение ДД.ММ.ГГГГ доли в праве собственности на жилое помещение 20, 5 кв.м, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, комиссией установлено, что ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Подпорожского нотариального округа "адрес" истцу выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес"Б, "адрес". ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись, согласно которой истец является собственником ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес"Б, "адрес". ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО11 была выдана доверенность на осуществление действий, направленных на продажу ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес"Б, "адрес". ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11, действующей от имени истца, и ФИО12 заключен договор купли-продажи ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес"Б, "адрес" (20, 5 кв.м.).
Судом также установлено, что на момент постановки истца на учет для получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, истец с супругой и сыном были зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной квартире общей площадью 44, 7 кв.м, находящейся по адресу: МО, "адрес", где также был зарегистрирован по месту жительства отец супруги, которому данная квартира была предоставлена на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ.
При постановке на учет нуждаемость истца, с учетом состава его семьи, в площади жилого помещения составляла 20, 49 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО13 и "адрес" заключен договор социального найма в отношении квартиры, расположенной по адресу: "адрес", куда совместно с нанимателем вселены истец, супруга истца (ФИО14), дети истца ФИО15 2003 г.р, ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Nлс. истец уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на пенсию.
Согласно пп. "б" п.19 Правил предоставления жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты: в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N в Правила предоставления жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, внесены изменения, в частности пп. "б" изложен в следующей редакции: "Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты". Начало действия Правил с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N - ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьей 19 Конституции Российской Федерации, положениями статей 1, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты" (вместе с "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты"), Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что последующее исключение п. "б" ст.19 Правил предоставления жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, в той редакции, которая действовала на момент снятия истца с учета на получение единовременной социальной выплаты, ставит в неравное положение истца, как бывшего сотрудника органов внутренних дел, с другими сотрудниками, вопрос постановки которых на учет для получения единовременной социальной выплаты будет разрешаться в соответствии с Правилами предоставления жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, из которых исключено такого рода основание для снятия с учета на получение единовременной выплаты, как улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних де Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере, что является недопустимым, пришел к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом судом первой инстанции указано, что Постановление правительства РФ N, которым были внесены изменения в Правила предоставления жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, принято ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, ответчик, зная о внесении вышеуказанных изменений в Правила предоставления жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, с учетом даты вступления в силу данных изменений, действуя недобросовестно, осуществил снятие истца с учета.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч.2 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Согласно ч.5 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила предоставления единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Указанный пункт 19 Правил в период после постановки ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, изменялся три раза.
Так, по состоянию на дату принятия истца на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, действовала следующая редакция пункта 19 Правил:
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;
б) в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты;
в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет);
д) в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).
В соответствии с подп. "б" ст. 19 Правил, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N, действовавшей на день принятия решения комиссией ДД.ММ.ГГГГ, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Между тем, на дату заключения договора купли-продажи ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" Б, "адрес" (20, 5 кв.м.) ДД.ММ.ГГГГ, названная редакция подп. "б" п.19 Правил еще не действовала, в связи с чем, заключая договор купли-продажи доли квартиры, ФИО1 не мог предполагать, что через несколько лет продажа ? доли квартиры приведет к снятию с учета для получения единовременной выплаты.
Принимая во внимание действие закона во времени, поскольку подп. "б" ст. 19 Правил в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, то в названной ситуации при применении этой редакции Правил должны учитываться сделки по отчуждению жилых помещений, которые совершены после ДД.ММ.ГГГГ, т.е. когда сотруднику, состоящему на учете, стала известна новая редакция подп. "б" ст. 19 Правил и он понимал правовые последствия своих действий.
Таким образом, действия истца по заключению договора купли-продажи, совершенные до вступления в силу редакции Правил от ДД.ММ.ГГГГ N, не должны повлечь правовых последствий в виде снятия ФИО1 с учета, поскольку, если бы ему были известны эти последствия, то ФИО1 мог бы избежать действий, влекущих снятие его с учета для получения единовременной выплаты.
Более того, после снятия ответчиком ФИО1 с семьей с учета, редакция подп. "б" п.19 Правил вновь была изменена и, в настоящее время вновь не содержит такого основания для снятия с учета, как совершение действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Кроме того, факт совершения после принятия на учет для получения единовременной выплаты гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, по действующему закону влечет иные правовые последствия. Этот факт может быть учтен при расчете размера единовременной выплаты и определении общей площади жилого помещения.
Так, в соответствии с п. 27 Правил расчет размера единовременной выплаты осуществляется органом исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по следующей формуле: Р = О x С x Кп x Кс, где: О - общая площадь жилого помещения.
Согласно п. 29 Правил при определении общей площади жилого помещения учитываются:
жилые помещения, принадлежащие на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи;
жилые помещения, занимаемые по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи;
совершенные после принятия на учет для получения единовременной выплаты действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.