Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Курчевской С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-956/2021 по иску Цветковой Инны Валентиновны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) о включении периода в страховой стаж и назначении страховой пенсии
по кассационной жалобе Цветковой И.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 3 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Цветкова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) о включении в страховой стаж периода проживания в зоне с правом на отселение в г. Быхове Могилевской области с 5 декабря 1989 г. по 4 сентября 1991 г, с 22 октября 1991 г. по 4 декабря 1992 г, с 4 декабря 1992 г. по 9 сентября 1997 г, а также назначении ей страховой пенсии по старости с 19 июля 2021 г.
Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика от 30 июля 2021 г. N 147471/21 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и ст. 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Основанием для отказа в назначении страховой пенсии послужило отсутствие факта её проживания в зоне с правом на отселение в течение 6 лет, однако в пенсионное дело была представлена справка, согласно которой она была зарегистрирована и проживала в г. Быхов в период с 5 декабря 1989 г. по 4 сентября 1991 г, с 22 октября 1991 г. по 4 декабря 1992 г, с 4 декабря 1992 г. по 9 сентября 1997 г.
Решением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 30 сентября 2021 г, с учетом определения судьи об исправлении описки от 20 декабря 2021 г, иск Цветковой И.В. удовлетворен.
Определением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 25 ноября 2021 г. произведена процессуальная замена ответчика с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) на правопреемника Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 3 февраля 2022 г. решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 30 сентября 2021 г. отменено, по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Цветковой И.В. к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области о включении периода в страховой стаж и назначении страховой пенсии отказано.
В кассационной жалобе Цветкова И.В. просит принятое по делу апелляционное определение отменить, как незаконное.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Бибеевой С.Е. от 12 сентября 2022 г. Цветковой И.В. восстановлен срок подачи кассационной жалобы на указанные судебные постановления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 июля 2021 г. Цветкова И.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) N 147471/21 от 30 июля 2021 г. Цветковой И.В. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимых условий для ее назначения - отсутствие 6 лет проживания в зоне с правом на отселение.
Ответчиком в бесспорном порядке учтен в стаж истца период нахождения в зоне проживания с правом на отселение (г. Быхов Могилевской области) с 6 июля 1990 г. по 21 октября 1994 г, то есть 4 года 3 месяца 16 дней, на основании удостоверения серии АА N 035820, выданного истцу 13 мая 2004 г. Департаментом социальной защиты населения Тверской области.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Цветковой И.В. об обязании ответчика зачесть в стаж истца, необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на основании статьи 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", периоды проживания на территории города Быхова Могилевской области Республики Беларусь с 5 декабря 1989 г. по 4 сентября 1991 г, с 22 октября 1991 г. по 4 декабря 1992 г, с 5 декабря 1992 г. по 9 сентября 1997 г, назначить Цветковой И.В. государственную пенсию по старости с 1 июля 2021 г, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Законом РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт проживания Цветковой И.В. в спорные периоды в зоне с правом на отселение (г. Быхов Могилевской области), в связи с чем она имеет право на назначение государственной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 166-ФЗ, ст. ст. 33, 37 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции, усмотрев основания для отмены решения с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия указала на ошибочность выводов суда первой инстанции, как основанных на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, исходя из следующего.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1992 N 328 "Об утверждении перечня территорий (населённых пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения" с апреля 1986 года г. Быхов был отнесен к зоне с правом на отселение - территория с плотностью загрязнения почв цезием- 137 от 5 до 10 Ки/кв.км.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Беларусь от 19.02.1996 N 116 "Об утверждении перечня территорий (населённых пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения" с 01.01.1996 г. Быхов отнесен к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки/кв.км, либо стронцием-90 - от 0, 15 до 0, 5 Ки/кв.км, либо плутонием-238, 239, 240 - от 0, 01 до 0, 02 Ки/кв.км.
Таким образом, с апреля 1986 года г. Быхов относился к зоне с правом на отселение, с 01.01.1996 по настоящее время к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, что соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Учитывая изложенное, судебная коллегия сочла выводы суда о том, что Цветкова И.В. с 01.01.1996 по 09.09.1997 проживала в зоне с правом на отселение не соответствующими постановлению Кабинета Министров Республики Беларусь от 19.02.1996 N 116.
В силу ст. 22 Закона N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Согласно ст. 24 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
Приказом МЧС России N 228, Минздравсоцразвития России N 271, Минфина России N 63н от 11.04.2006 (ред. от 23.11.2017) "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установлены единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения (далее - удостоверение) гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка удостоверение выдается, в том числе гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган, указанный в пункте 3 настоящего Порядка, по месту жительства с письменным заявлением, в котором указывается информация о проживании и (или) прохождении военной службы (службы) в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (населенный пункт, адрес, сроки проживания и (или) прохождения военной службы (службы).
Одновременно заявителями предъявляется паспорт гражданина Российской Федерации (иные основные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации); для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, а также представляется согласие на обработку персональных данных в произвольной форме либо по рекомендуемому образцу, указанному в приложении N2 к настоящему Порядку.
Документы, подтверждающие факт проживания и (или) прохождения военной службы (службы) гражданином в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (выписки из нехозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, иные документы), представляются по инициативе гражданина. В случае если такие документы гражданином не представлены, документы (сведения), подтверждающие информацию, указанную в абзаце первом настоящего пункта, запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и переселившимся с территории Украины и Республики Беларусь, при условии предъявления соответствующих документов, в том числе удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других бывших республик СССР, или при подтверждении их статуса в соответствии с требованиями российского законодательства и оформлении ими удостоверения установленного образца.
Документом, которым может подтверждаться период проживания в зоне с правом на отселение может быть только удостоверение, предусмотренное ст. 24 Закона N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Иными документами могут подтверждаться только периоды проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом на территории Российской Федерации, для которых выдача соответствующего удостоверения не предусмотрена.
С учетом изложенного судебная коллегия указала, что представленным удостоверением серии АА N 035820, выданным истцу 13 мая 2004 г. Департаментом социальной защиты населения Тверской области, подтверждается период проживания Цветковой И.В. в зоне радиоактивного загрязнения только с 06.07.1990 по 21.10.1994, что недостаточно для назначения пенсии Цветковой И.В. пенсии с 1 июля 2021 г. в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", статьями 33 и 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Поскольку оснований для включения в стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на основании статьи 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" периодов проживания на территории города Быхова Могилевской области Республики Беларусь с 5 декабря 1989 г. по 4 сентября 1991 г, с 22 октября 1991 г. по 4 декабря 1992 г, с 5 декабря 1992 г. по 9 сентября 1997 г. судебная коллегия не установила, право на назначение страховой пенсии на момент обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением у Цветковой И.В. не возникло, решение ГУ УПФР в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) судебная коллегии признала законным.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемого судебного постановления, считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судом дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами суда апелляционной инстанции, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судом апелляционной инстанции и с его выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения, принятого по этому делу, не является.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 3 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Цветковой Инны Валентиновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.